Теоретические аспекты проведения политического обеспечения экономической деятельности




С точки зрения общей теории систем, экономика относится к классу систем большой сложности, образуется из огромного числа хозяйственных ячеек, находящихся в тесном непрерывном взаимодействии друг с другом. Кроме того, она имеет явно выраженную многоуровневую структуру, с которой более высокий уровень интегрирует по определенным правилам информационные сигналы низкого уровня и оперирует агрегатами. В то же время сама экономика выступает как подсистема по отношению к обществу в целом, поскольку существование последнего, его развитие далеко не исчерпываются чисто экономическими процессами[26].

Структурными элементами в любой экономической системе выступают: социально-экономические, технико-экономические и организационно экономические отношения, производительные силы, а также государственных регулирующих хозяйственный механизм. Эти элементы в определенной степени присутствуют в каждой экономической системе, а их специфика как раз и определяет суть определенного типа экономической системы.

Самой распространенной в экономической науке является классификация экономических систем по двум признакам: по форме собственности на средства производства и по способу управления хозяйственной деятельностью. На основе этих признаков различают следующие типы экономических систем: натуральную организацию общественного производства, рыночную, централизованную и смешанную. Результатом конвергенции рыночного и централизованного типов экономической системы, нашел свое применение в современной практике многих стран мира смешанный тип экономической системы. К характерным чертам смешанного типа экономической системы относят:

- сплетение различных форм собственности (государственной, коллективной, частной) и равноправного функционирования различных хозяйствующих субъектов в зависимости от их размеров (мелких, средних, высококонцентрированных)

- ориентацию на развитие производительных сил и рыночной инфраструктуры;

- оптимальное сочетание рыночного механизма с государственными методами регулирования экономики, которые органично переплетаются и дополняют друг друга;

- соблюдение социальной направленности развития общества (обеспечение доступности и качества образования и медицинского обслуживания, создания государственных и частных фондов социального страхования, социального обеспечения населения и т.д.)[27].

Практически, смешанная экономическая система это и не капитализм и не социализм, а баланс различных форм собственности и средств регулирования экономики в интересах всего общества. В условиях функционирования смешанного типа экономической системы весьма активную роль играет государство, которое становится не только одним из крупнейших владельцев, но и применяет различные методы воздействия на экономику, в том числе сосредотачивает в своем бюджете огромные финансовые ресурсы. Это позволяет государству осуществлять активную экономическую политику, проводить действенные меры по краткосрочному и долгосрочному регулированию экономики, а также противостоять различным формам корпоративного управления обществом, которое постепенно замещает государственное управление.

Показательным примером организации смешанного типа экономической системы является опыт КНР. В Китае, как стране древней цивилизации, реформ по чужим моделям быть не могло. Эта страна показала миру, как можно развиваться, используя лучший зарубежный опыт на основе собственных особенностей и потребностей социально-экономического развития. По мнению многих специалистов, ранее установленный мировой порядок позволил небольшому количеству развитых стран осуществлять контроль за механизмом регулирования мировой экономики в своих интересах, тем самым тормозя развитие других[28].

Среди заметных ценностных факторов, определяющих успех в переходе к новой экономической системе, является китайский рационализм, который отличается постепенностью и преемственностью даже во времена перемен, к которым в Китае всегда относились с прагматизмом, осторожностью и осмотрительностью. Государственная экономическая политика Китая направлена, прежде всего, на развитие производства, новейших технологий, создание новых рабочих мест. Даже развив собственную промышленность, Китай защищает своих резидентов от внешней конкуренции, но является сторонником глобализации в других странах. В данном контексте, опыт Китая убедительно доказывает ошибочность теории сравнительных преимуществ, поскольку в соответствии с ней Китай до сих пор должен бы был производить ткани, термосы, игрушки и пр., даже не пытаясь развить собственные электронику, робототехнику, станкостроение, авиастроение, автостроение, металлургию и др. Китай же не принял во внимание данную теорию и начал производить весь спектр продукции и создавать принципиально новые товары. На самом деле данная теория блокирует мощный экономический рывок стран, обеспечивая сырьевой характер народного хозяйства для развивающихся стран. К тому же, с точки зрения экономической теории, китайская модель экономики не может считаться новой, так как в большинстве своем она соответствует положениям неокейнсианской школы, а именно – Харрода-Домара, теории в соответствии с которой основным и единственным, по сути, фактором стимулирования экономического роста выступают инвестиции, формирующиеся на базе сбережений, в связи с чем увеличение доли сбережений в ВВП ускоряет экономический рост[29].

В начале реализации политики реформ и открытости в Китае постепенно назревало понимание смешанной системы как таковой, что функционирует на принципиально других механизмах экономического развития, чем централизованная, а потому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. При этом, несмотря на эволюцию во взглядах китайских политиков (от Дэн Сяопина до Си Цзиньпина) и различия точек зрения специалистов на природу переходности, сложился и до сих пор существует консенсус в вопросе о невозможности быстро изменить отношения собственности, изменить прежнюю социально-экономическую структуру общества, создать рыночную инфраструктуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать новое мировоззрение у субъектов экономических отношений[30].

Проводя постепенную, сбалансированную политику реформирования, направленную на трансформацию централизованной экономики к экономике смешанного типа, Китай формирует особую экономическую систему государственного капитализма и народного социализма и превращается в одну из самых могущественных стран мира. К середине 1990-х гг. Китай создает особые экономические зоны и другие формы локального применения рыночных методов хозяйствования. За годы реформ появилось многообразие форм собственности субъектов хозяйствования: государственная, частная, коллективная (кооперативная, общинная, акционерная и т.д.). Появляются предприятия с иностранными инвестициями. Государственная власть Китая проводит постепенную импортную либерализацию, связанную с сохранением достаточно высокого уровня протекционистской защиты китайского рынка, что является неотъемлемой частью индустриальной политики. Постепенность либерализации экспорта связана с упрощением доступа предприятий к внешнеэкономической деятельности.

В процессе реформирования китайской экономики осуществлен ряд разграничений, в частности:

1. Отделены право собственности от права хозяйствования. Это означает, что средства производства, которые ранее принадлежали государству, так теперь ему и принадлежат, а права хозяйствования предоставляются предприятиям, которые получили самостоятельность. Главная цель такого разграничения – активизация деятельности трудовых коллективов.

2. Отделение государственных функций от функций предприятий и превращение последних в самостоятельные субъекты рыночной экономики, которые работают на принципах самоокупаемости, саморазвития, самоконтроля[31].

Особенностью экономической системы Китая является сочетание плановых рычагов управления (директивное планирование) с рыночными. Государство осуществляет регулирование на макроуровне, рынок – на микроуровне[32]. Принцип распределения по труду (социалистический принцип) сочетается с принципом распределения по вложенным капиталам (капиталистический принцип). Эта концепция получила название модели «социалистической рыночной экономики».

Современная государственная экономическая политика КНР разрабатывается исходя из приоритетности вопросов экономической модернизации, улучшения благосостояния населения, обеспечения социальной стабильности. Тем более, что емкость каждого сегмента внутреннего рынка Китая сопоставима с емкостью аналогичного сегмента мирового рынка, а потому китайские компании, ориентированные только на внутренний рынок, могут получать выгоду от эффекта масштаба и в этом тоже заключается «китайская специфика»[33].

Далее следует остановиться на ключевых аспектах экономической политики Китая:

1. Структура экономики. Основная задача государственных реформ – рост промышленного производства и переход от аграрной к индустриально-аграрной модели экономики, в результате чего за последние 30 лет из сельскохозяйственного в промышленного сектора перешло около 200 млн. человек[34], а доля сельского хозяйства в ВВП снизилась до 9,2%, хотя еще в 1981 г.. составляла почти 22%[35]. В результате реализации стратегии закупки, копирования и использования разработанных в развитых странах технологий, оборудования и ноу-хау, был осуществлен скачок через несколько технологических укладов. Составной частью модернизации Китая стало развитие национального образования и науки, что обеспечивается с помощью активного государственного финансирования, создания исследовательских центров при учебных заведениях, а также налаживания взаимодействия между научными центрами и промышленностью.

2. Иностранные инвестиции. Важным направлением государственных экономических реформ в Китае стало создание специальных экономических зон, с одной стороны, с целью содействия в привлечении прямых иностранных инвестиций, новейшей техники и технологий, управленческого опыта, подготовки квалифицированных кадров, с другой стороны – для получения опыта реформ внутри страны. То есть специальные экономические зоны должны сыграть роль «окон во внешний мир», чтобы не только привлекать инвестиции и технологии из-за рубежа, но и непосредственно изучать процессы, происходящие на мировом рынке, получать достоверную информацию о тенденциях изменения конъюнктуры[36]. Сегодня в Китае действуют различные административно-экономические структуры с льготным режимами. Это, прежде всего, 5 специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай); 32 зоны экономического и технологического развития (в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине и других крупных городах); 15 зон свободной торговли (Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу и т.д.); 14 зон приграничного экономического сотрудничества[37]. Одновременно с созданием специальных экономических зон был принят закон о смешанных предприятиях в этих зонах, который установил максимальное участие иностранных инвесторов в уставном капитале этих предприятий в размере 49%. Такие предприятия получают льготы в производстве внешнеэкономической деятельности и в налогообложении. Особенно стимулировалось развитие предприятий по производству высокотехнологичных продуктов[38]. Важной чертой экономической политики Китая является то, что при поощрении локализации производства и экспорта одновременно ограничивается внутреннее потребление продукции, произведенной иностранными инвесторами, большинство из которой должно быть вывезено из Китая.

3. Банковский сектор. Китайский опыт доказывает, что банковский сектор ни в коем случае не может быть отделен от тесного взаимодействия с реальным сектором экономики и правительственной экономической политики. Народный банк Китая проводит денежно-кредитную политику и является одним из правительственных механизмов регулирования экономики. При этом денежно-кредитная политика связана с бюджетной, структурной, инновационной, инвестиционной и другим направлениям государственной политики. Так, Народный банк Китая подчинен Государственному совету Китая, и все наиболее важные решения в сфере денежно-кредитной политики утверждаются именно Государственным советом КНР. Народный банк формирует денежную политику и представляет на рассмотрение Государственного совета предложения по регулированию объема денежной массы, валютного курса и процентных ставок[39]. Относительно темпов эмиссии, то это 40-50% в год, направляемой на развитие новых производств, а, следовательно, и на усиление конкуренции, что приводит к снижению цен[40]. Поэтому в Китае достаточно низкий и устойчивый уровень инфляции[41]. В отличие от подхода сторонников либерализма, которые считают, что если цены на что-то растут, то на что-то непременно снижаются, ведь объем денежной массы остается неизменным, реалии китайской экономики демонстрируют совсем противоположное – именно рост денежной массы стимулирует увеличение объемов производства и снижает цены.

4. Важным направлением государственного регулирования банковского сектора Китая является стимулирование реализации инновационных проектов и развития отдельных отраслей народного хозяйства путем создания банков развития (банков некоммерческого кредитования). Это Банк сельскохозяйственного развития, Экспортно-Импортный банк и Банк развития, к основным функциям последнего относится поддержка базовых отраслей промышленности, строительство инфраструктуры, развитие отдельных территорий. Эти банки выполняют особые функции, не интересны частному сектору, в частности, из-за их финансовой непривлекательности, но их реализация является необходимым условием развития экономики в целом.

4. Планирование (программирование) экономического развития. С 1953 по настоящее время в Китае было полностью реализовано 12 пятилетних планов социально-экономического развития. Об эффективности планирования как метода государственного регулирования экономики свидетельствует рост ВВП Китая: с 2000 по 2005 гг. – 86%[42], с 2006 по 2010 гг. – 120%, с 2010 до 2014 – 56%[43]. В этом контексте следует определить ключевые черты, присущие планированию в Китае:

1) Пятилетние программы социально-экономического развития имеют силу закона;

2) В разработке долгосрочных и среднесрочных программ важную роль играет наука. Ведущей организацией, координирующей выполнение всех работ, является Центр развития Государственного совета Китая. Академия наук Китая готовит развернутые прогнозные доклады Государственному совету Китая по основным проблемам социально-экономического развития страны[44]. Также был подготовлен прогноз социально-экономического развития Китая в 2050 г.;

3) Осуществление не только экономического (количественного) планирования, но и планирования социального развития, охраны окружающей среды и др.;

4) Сочетание пятилетнего (среднесрочного) и долгосрочного (15 лет) планирования;

5) Переход от директивного к индикативному, макроэкономическому, планированию;

6) Повышение важности отраслевого и регионального планирования;

7) Привлечение все большего количества участников к составлению планов социально-экономического развития[45].

Экономико-правовая политика Китая дала возможность государству достичь значительных успехов в развитии национальной промышленной системы и тем самым полностью опровергнуть стереотип о «без альтернативности» курса либеральных рыночных реформ на основе теории «сравнительных преимуществ».

Так, ранжирование трех крупнейших экономик по номинальному ВВП, в котором на втором месте находится КНР, не учитывает соотношения их производственных возможностей, как и резерв роста третичного сектора. Рассуждая об истине экономической силы Китая, российский аналитик А. Анисимов приводит несколько доводов в пользу недооценки такого потенциала:

- объем промышленного производства Китая сопоставим со всем человечеством, так как в натуральной величине китайское производство охватывает около двух третей общемирового без учета китайского;

- к 1980 г. на баз сравнительных экономических исследований ученые пришли в выводу, что китайский ВВП достиг 50% от американского еще к 1975 г., а в 2005 г. Международный валютный фонд оценивал ВВП Китая примерно в 85% от американского;

- если брать в качестве основы китайский объем валового промышленного производства за 2010 г. (70 трлн. юаней) и скорректировать данный показатель к паритету покупательской способности и ввести коэффициент на сферу услуг, то по данным исследователя ВВП Китая составил бы на тот момент около 28 трлн. долл., что значительно превосходило ВВП крупнейшем в мире экономики США[46].

Этим можно объяснить тот факт, что достигнув размера экономики, сопоставимой с крупнейшими в мире, Китай может вступить в конкуренцию в развитии и реализовывать проекты для собственных интересов. Одним из таких проектов китайского правительства выступает инициатива «Новый Шелковый Путь». Никогда в истории ни одно правительство не контролировал столько богатств, сколько сегодня контролирует Госсовет КНР. Закономерно, что рост экономической мощи вызвал желание использовать эту силу для продвижения геополитических целей. По мнению английского исследователя Р. Блеквила, сегодня Китай является самым успешной государством в использовании средств для осуществления геоэкономического давления на глобальном и региональном уровне: вместо военного и политического противостояния Пекин использует новую экономическую игру и уже добился такого глобального влияния, которое намного превышает существующую экономическую мощь Китая[47].

Успехи, достигнутые Китаем в экономическом развитии, по мнению китайского экономиста Ли Доаку, и являются вкладом КНР в стимулирование процветания мировой экономики. Исследователь утверждает, что сейчас для КНР актуальны три вопроса, которые он может достичь посредством реализации проекта «Нового Шелкового пути»: 1) уменьшение избытка торгового баланса; 2) обеспечение международной финансовой стабильности; 3) реформирование международной экономики таким образом, чтобы от этого выиграли как Китай, так и глобальная экономика[48].

В случае успешной реализации инициативы «Один пояс, один путь» Китай не только расширит свои экономические связи, но и значительно усилит свое влияние в Евразии. Инициатива Шелкового пути в перспективе будет охватывать 65 стран по всему миру (Табл. 1).

 

Таблица 1. Страны, участвующие в строительстве Экономического пояса Шелкового пути

 

Регион Количество Страны
Восточная Азия   Китай, Монголия
Юго-Восточная Азия   Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Восточный Тимор
Центральная Азия   Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
Средний Восток и Северная Африка   Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Израиль, Иордан, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Палестина, Сирия, ОАЭ, Йемен
Южная Азия   Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка
Европа   Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина

Составлено по: The Belt and Road Initiative // [Electronic resource] URL: https://www.lehmanbrown.com/wp-content/uploads/2017/08/The-Belt-and-Road-Initiative.pdf (accessed: 16.10.2018)

 

Согласно подсчетам, вместе эти страны сформируют зону экономического взаимодействия, которая будет охватывать 62,3% населения всего мира, 30% мирового ВВП и 24% потребления домашних хозяйств[49]. Более того инициативы КНР не ограничиваются районами прохождения древнейших путей и «носят кооперативный характер, что открыт для любых стран наряду с региональными организациями»[50]. В теории, это способствует тому, что географические границы «Пояса и пути» становятся практически не лимитированы. Невзирая на то, что каждый из маршрутов проекта обладает своей отличной от других спецификой, все они объединяются между собой общим центром старта (Китай) и одной программной задачей, хотя и сформулированной в достаточно обобщенном виде – строительство всесторонней, многослойной, комплексной сети взаимодействия.

Зоны экономического роста в рамках китайской инициативы планируют формироваться за счет инвестирования китайского капитала в крупные инфраструктурные проекты в выше обозначенных регионах, которые традиционно испытывают недостаток финансирования в связи с капиталоемкостью, политическими и экономическими рисками. Инфраструктурные проекты должны осуществляться китайскими компаниями на основе китайского оборудования и технологий. Финансирование будет осуществляться китайскими финансовыми учреждениями на льготных условиях. Создаваемый за счет этого дополнительный спрос на китайскую продукцию позволит загрузить избыточные производственные мощности внутри Китая и создать дополнительные стимулы увеличения производства и экспорта высокотехнологичных товаров[51].

Это приводит к выводу о том, что общей целью концепции является стимулирование развития и модернизации китайской экономики и создания дополнительного стимула для дальнейшей реализации программы экспансии китайского бизнеса. Таким образом, инициативы «Пояса и пути» можно рассматривать в качестве китаецентричного проекта создания сети экономического партнерства в Евразии. Центральной задачей концепции является убедить другие государства, что, во-первых, несмотря на свое превосходство в экономической мощи, Китай предлагает сотрудничество на основе таких принципов, как «общий выигрыш» для всех участников и совместное строительство и использование; во-вторых, Китай намеревается поставить свой огромный экономический потенциал на службу международному сообществу.


[1] Мировая экономика: Учебное пособие / Под ред. Козака Ю.Г. – К.:ЦУЛ, 2013. С. 12.

[2] Шимко П.Д. Михайлушкин А.И. Международная экономика. - М.: Высшая школа, 2002. С. 10.

[3] Сальваторе Д. Международная экономика / Пер. с англ. – М.: Ин-т внеш. экон. связей и управления, 1998. С. 53.

[4] Stolper W. F. Protection and real wages. // Review of Economic Studies. -1941. - Vol. 9. - No. 1. P. 61.

[5] Бородин К.Г. Теории международной торговли и торговая политика // Внешнеэкономический бюллетень. - 2005. - № 12. С. 4.

[6] Савельев Ю.В. Теоретические основы современной межрегиональной конкуренции (оценка вклада научных теорий) // Журнал Экономической Теории. - 2010. - № 2. С. 94.

[7] Ротбард М. Великая депрессия в Америке. – М.: ИРИСЭН, Мысль, 2012. С. 49.

[8] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. Л.П. Кураков. - М.: Гелиос АРВ, 1999. С. 93.

[9] Хекшер Э. Влияние внешней торговли на распределение дохода // [Электронный ресурс] URL: https://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI6_Heckscher.pdf (дата обращения: 11.10.2018)

[10] Пугель Т.А., Линдер П.Х. Международная экономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. С. 69.

[11] Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: ТРГУ, 2005. С. 6.

[12] Манаков А.Г. "Новая экономическая география" и оценка ее применимости в России // Вестник Псковского государственного университета. - 2012. - № 3. С. 86.

[13] Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. - СПб: Питер, 2003. С. 118.

[14] Нежельская А.А. Динамика развития и регулирования международной торговли на рубеже веков // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2014. - № 12 С. 398.

[15] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник М.: ИНФРА – М, 2001. С. 44.

[16] Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 112.

[17] Мелиц М. Влияние торговли на внутриотраслевое перераспределение и совокупную производительность отрасли // Экономическая школа. Альманах, том 7. – 2011. С. 93.

[18] Киреев А.П. Международная экономика. – М.: Междунар. отношения, 2008. С. 47.

[19] World Trade Report 2013 Factors shaping the future of world trade // [Electronic resource] URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/world_trade_report13_e.pdf (accessed: 12.10.2018)

[20] Ревенко Л.С. Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков. - М.: МГИМО-Университет, 2010. С. 57.

[21] Филиппова И.А. Организация международной торговли. - Ульяновск: УлГТУ, 2002. С. 38.

[22] Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры. // Вопросы конъюнктуры. - 1925. - № 1. - С. 28-79.

[23] Пантин В.И., Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в XXI веке: циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. - Дубна, 2014. С. 26.

[24] Акаев А.А., Гринберг Р.С. Кондратьевские волны: Аспекты и перспективы. - Волгоград: Учитель, 2012. С. 24.

[25] Пантин В.И., Айвазов А.Э. Циклы Кондратьева и сдвиги в мировом экономическом и политическом развитии // Кондратьевские волны. - 2012. - № 1. С. 139.

[26] Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / под общ. ред. Н. Я. Петракова. - М.: ИНФРА-М, 2008. С.7-8.

[27] Алабужев Д.С. Сравнительный анализ экономических систем // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 2. С. 72.

[28] Карелина Е. А. Модернизация стратегии экономического развития Китая в условиях нестабильности мировой экономики: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 2016. С. 57.

[29] Маневич В.Е., Николаев Л.К., Овсиенко В.В. Модифицированная модель Тобина и анализ монетарных факторов динамических процессов в российской экономике // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 3. С. 8.

[30] Величко В.В. "Градуализм" как особенность политики переходной экономики Китая // Экономика и прогнозирование. - 2015 - № 4. С. 136.

[31] Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси. - Минск: БГУ, 2002. С. 59.

[32] Юсип О.Л. Особенности организации смешанного типа экономической системы Китая // Актуальные проблемы государственного управления. - 2016. - № 2. С. 3.

[33] Калашникова И.В., Юйсянь Ли Государственное регулирование экономики Китая // Вестник ТОГУ. - 2013. - № 3. С. 217.

[34] Устиян И. Об экономической реформе в Китае: экономико-аналитический и информационный аспект. – Chişinău: Изд-во МЭА, 2005. С. 46.

[35] Сунь Далинь. Экономические реформы в Китае // Научный обозреватель. - 2013. - № 11. С. 30.

[36] Васильева Е. А. Внешнеэкономическая «политика открытости» Китайской Народной Республики в оценках отечественных исследователей 70–90 х гг. ХХ в. 2012

[37] Го Шухун, Паныпин Б.Н., Зубарев А.Е., Иванченко С.Н., Калашникова И.А., Коуров В.Ф. Свободные экономические зоны и территории опережающего развития: опыт Китая и России. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. С. 68.

[38] Лазарчук Н. А. Социально-экономические реформы в Китае: генезис и факторы // Вестник МСУ. - 2013. - № 2. С. 119.

[39] Ли Ливэй Реформирование банковской системы Китая: дис.... канд. эк. наук:

08.00.10. - М., 2006 С. 52.

[40] Островский А. В. Модернизация Китайской модели перехода от плановой экономики к экономике рыночной в ходе экономической реформы // ФН. - 2015. - № 1. С. 144.

[41] Чжан Цянь Банки Китая на новом этапе экономического развития // Вестник РУДН. - 2013. - № 1. С. 79.

[42] Жуджунь Дин, Ковалев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая. - Мн.: Издательский центр БГУ, 2008. С. 113.

[43] Максимова Е.И. Экономика Китая: перспективы мены модели экономического роста // Восточная аналитика. - 2014. - № 4. С. 125.

[44] Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР. - М.: ИДВ РАН, 2002. С. 39.

[45] Лебедева Д. Д. Опыт пятилетнего макроэкономического планирования КНР в период экономических реформ // Мировая экономика. - 2015. - № 8. С. 124.

[46] Анисимов А.А. Об истинной экономической силе Китая. - М., 2011. С. 46-48.

[47] Blackwill R.D., Tellis A.J. Revising U.S. Grand Strategy toward China. // Council Special Report. 2015. Nо. 72.

[48] Li Daokui Global Governance and China’s Responsibilities // Economists’ analysis of China’s economic transformation. - Beijing: Foreign Languages Press, 2012. P. 205.

[49] Chin H., Winnie He The Belt and Road Initiative: 65 Countries and Beyond // [Electronic resource] URL: https://www.fbicgroup.com/sites/default/files/B%26R_Initiative_65_Countries_and_Beyond.pdf (accessed: 16.10.2018)

[50]《推动共建丝绸之路经济带和21世纪海上丝绸之路的愿景与行动》(全文)// [Electronic resource] URL: https://www.beltandroadforum.org/n100/2017/0407/c27-22.html (accessed: 17.10.2018)

[51] Китай и Восточная Европа: звенья нового Шелкового пути / Отв. ред. В. Михеев, В. Швыдко. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: