Система «КонсультантПлюс» предоставляет возможность поиска необходимого правового документа исходя из ситуации. Это очень важно для практической работы, когда точно неизвестен необходимый нормативный правовой акт.
Во многих других случаях, чтобы разобраться в ситуации и найти верное решение, целесообразно изучить целый ряд документов, например:
• нормативные документы и комментарии к ним (если есть), чтобы ознакомиться с содержанием правовых норм;
• бухгалтерские (финансовые) консультации или судебные решения, которые служат иллюстрациями аналогичных ситуаций, уже возникавших на практике;
• образцы или бланки документов, если они нужны в данном случае (например, речь может идти о составлении договора).
Таким образом, необходимо составить подборку документов, которые физически содержатся в разных разделах информационного массива. Поскольку в «КонсультантПлюс» работает сквозной поиск одновременно по всем разделам информационного массива, вы можете довольно быстро составить подборку документов по правовой проблеме.
Для нахождения необходимого документа по ситуации запустите систему «КонсультантПлюс» и откройте раздел Законодательство.
1. Приготовьте Карточку поиска.
Очистите Карточку поиска, если какие-либо ее поля заполнены
Чтобы составляемая подборка документов получилась действительно полной, необходимо включить в нее документы из всех доступных разделов.
2. Укажите в Карточке поиска тематику исследуемого вопроса.
Один из самых эффективных способов составить подборку документов - использование Единого тематического классификатора правовых актов (поле Тематика).
Классификатор позволяет составить подборку документов по правовой проблеме одновременно из всех разделов информационного массива, включая нормативные акты, судебные решения, консультации, бланки документов и документы других типов из доступных разделов.
Чтобы составить подборку, как правило, в Карточке поиска указывается тематика, при необходимости - другие условия (в других полях Карточки поиска), чтобы более четко ограничить рамки исследуемого вопроса.
Установите курсор на поле Тематика и откройте рубрикатор (словарь поля), нажав клавишу «Enter». Обычно подбирать ее не нужно, просто наберите в поле Тематика слова, характеризующие суть проблемы (аналогично поиску по полю Название документа).
Не используйте слова в различных падежах, набирайте их без окончаний (только приставки и корни).
Указывайте слова, которые максимально отражают суть исследуемой правовой проблемы. Избегайте формулировать частные вопросы или отдельные детали. Это целесообразно делать с помощью других (в том числе специальных) полей.
Как только вы начнете набирать текст, рубрики классификатора раскроются и вы увидите список подрубрик всех уровней. Вы уже привыкли, что система оставляет на выбор лишь те строки, в которых встречаются набранные слова. Так будет и в этом случае. Количество рубрик (подрубрик) на экране в этот момент уменьшается (фильтруется), и найти вручную нужную строчку становится даже легче. Фильтр всегда помогает ориентироваться в объемных словарях и классификаторах. Если вам требуется раскрыть другую рубрику, сначала очистите фильтр (снова появится полный список рубрик).
Выберите рубрику Порядок возмещения (зачета) НДС, установив на нее курсор и нажав кнопку «Выбрать».
Найденные документы - это подборка на заданную тему.
3. Чтобы уточнить подборку документов, укажите в Карточке поиска информацию, задающую специфику исследуемой проблемы.
Необходимо отразить суть (специфику) правовой проблемы с помощью нескольких слов. Оптимально выбрать два-три слова. Аналогичный прием используется при поиске конкретного документа, когда известны его реквизиты.
Используйте только те поля Карточки поиска, которые отмечены значком. Это общие для всех разделов поля, поэтому заданные в них условия действуют на все документы информационного массива. Поля, которые таким знаком не отмечены, действуют только на поиск в пределах раздела Законодательство, и они существенного влияния на уточнение подборки не окажут. Вы можете использовать поле Дата, если требуется оценить вопрос в пределах определенного периода времени (например, если вы сталкиваетесь с правовой проблемой регулярно и в целом имеете о ней представление, а в данный момент хотите ознакомиться с последними изменениями).
Укажите в поле Текст документа слова, которые могут встретиться в тексте документа с наибольшей вероятностью, соединив их условием И. По умолчанию система установит условиеРЯДОМ. Кроме него, в других случаях при поиске по нескольким словам текста вы можете использовать условия И, ИЛИ, КРОМЕ. Условия действуют следующим образом:
РЯДОМ - происходит поиск документов, в текстах которых встречаются все выбранные слова, причем в пределах указанного количества слов. Когда вы нажмете кнопку «Построить список», произойдет процесс дополнительного уточнения (количество найденных документов сократится в соответствии с заданным условием);
И - происходит поиск документов, в текстах которых встречаются все указанные вами слова. При этом не имеет значения, рядом они или нет;
ИЛИ - происходит поиск документов, в текстах которых встречается хотя бы одно из указанных слов. В одних найденных документах могут встречаться одни выбранные слова, в других - другие. В том числе могут быть найдены документы, содержащие все указанные слова;
КРОМЕ - происходит поиск документов, в текстах которых не встречается ни одно из выбранных слов.
Нажмите кнопку «Выбрать».
Чтобы выбрать несколько слов в словаре поля Текст документа, предварительно отметьте их клавишей «Ins» или с помощью меню по правой кнопке мыши. Вернувшись в Карточку поиска, обратите внимание на ее нижнюю часть. Найденные во всех разделах документы представляют собой подборку по поставленному вопросу.
Нажмите кнопку «Построить список» (F9).
Найденные документы относятся к разным типам информации (и физически содержатся в разных разделах информационного массива). Если представить все найденные документы в виде общего списка, он получится довольно длинным и запутанным, так как подряд будут следовать и нормативные акты, и консультации, и судебные решения, и т.д. Чтобы результат составления подборки был удобен для работы, он представлен в виде наглядно структурированного списка из двух колонок.
Левая колонка (Выбор информационного банка) представляет собой Дерево-список. В ней показана структура составленной подборки документов и их количество (для каждого раздела и информационного банка).
Вы можете спрятать дерево, нажав на значок х в левой колонке. Чтобы вернуть дерево на экран, кликните мышью на заголовок окна списка или воспользуйтесь пунктом меню Вид/Список разделов и информационных банков.
Вы можете сохранить документы из списка (один или несколько, отметив их «Ins», или целиком ветвь дерева) в свою папку в системе, нажав кнопку «В папку». В дальнейшем вам не потребуется снова находить эти документы, так как вы можете обратиться к папке.
Правая колонка - это собственно список найденных документов. Когда вы перемещаете курсор по ветвям дерева в левой колонке, вы тем самым выбираете тот или иной информационный банк. В это время в правой колонке появляется обычный список документов, найденных в этом информационном банке.
Когда вы откроете документ, то сразу же попадете в точное место документа, соответствующее выбранной рубрике в поле Тематика (если этот документ затрагивает в том числе и другие тематики) или словам, указанным в поле Текст документа.