Ожидаемые результаты самообразования




План

САМООБРАЗОВАНИЯ

Учителя истории и обществознания МОУ «СОШ» п. Каджером

Чумаковой М. И.

«Деятельностный подход на уроках истории и обществознания»

Работа над темой начата в 2013 – 2014 учебном году

Предполагается закончить работу над темой в 2016 – 2017 учебном году.

Обоснование выбора темы

 

1. Актуальность проблемы

Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что «в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…». Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. История, основанная на фактах, событиях, оценках, представляет богатую картину социально-экономического, культурно-нравственного, коммуникативного опыта людей. И поэтому призвана способствовать формированию и воспитанию личности ориентированной в потоке социальной информации, умеющей видеть и творчески решать проблемы, взаимодействуя с другими людьми, активно применять полученные знания и умения в жизни, направленные в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование информационных технологий. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века вообще и обучения истории в частности помогает деятельностный метод обучения.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения обществоведческих и исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

 

Цель самообразования:

 

Освоить новые формы и методы работы на уроках истории и обществознания, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, культурам и народам.

 

Задачи:

  1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  2. повышение мотивации и интереса к учению;
  3. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  4. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  5. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  6. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
  7. использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
  8. повышение своего методического уровня.

 

Ожидаемые результаты самообразования

 

  1. Повысить качество преподавания предмета.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые уроки.
  4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  5. Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  6. Обобщить опыт по исследуемой теме.

 

Перспективный план самообразовательной деятельности

 

Этапы Содержание работы Сроки
1. Диагностический Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. 2013 – 2014 учебный год 2013 – 2014 учебный год 2013 – 2014 учебный год
2. Прогностический Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. 2013 – 2014 учебный год   2013 – 2014 учебный год   2013 – 2014 учебный год
3. Практический Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. 2014 – 2015 учебный год   2014 – 2015 учебный год 2014 – 2015 учебный год   2014 – 2015 учебный год
4. Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. 2015 – 2016 учебный год 2015 – 2016 учебный год   2015 – 2016 учебный год
5. Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. 2016 – 2017 учебный год   2016 – 2017 учебный год

 

 

Направления самообразования:

 

 

Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически знакомиться со статьями в журналах «Преподавание истории в школе» и «Обществознание ». 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания. 2013- 2014   регулярно   регулярно   регулярно    
Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания. 3. Принимать участие в работе школьного МО учителей естественно-гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с обучающимися и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 9. Разработать программы элективного курса по предмету. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. регулярно   регулярно   Регулярно   ежегодно   регулярно регулярно   регулярно   2014-2017 2014-2017 Согласно плана ШМО   2014-2017 Согласно плана ШМО
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии. Регулярно регулярно  
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. регулярно  

Литература по теме самообразования:

        1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта/ Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
        2. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - N 9. - С. 10-20.
        3. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 5. - С. 16-24.
        4. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
        5. Атанов Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии //. - 2004.- N2.
        6. Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
        7. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
        8. Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
        9. Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
        10. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии //. - 2003.- N6.
        11. Дятлова К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
        12. Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
        13. Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или С чего начинается школа? // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
        14. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
        15. Камболов Т. Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
        16. Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования. / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6.
        17. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
        18. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
        19. Леонтьева О.М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
        20. Лисина Л. Деятельностный подход в обучении // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
        21. Лямасова Г. Создаем школу нового поколения // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
        22. Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
        23. Мамджян К.Х. О школьном курсе обществознания: позиция университетского профессора // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 9. - С. 13-18.
        24. Мордовец Т.М. Формирование ключевых компетенций старшеклассников // Методист. - 2012. - № 3. - С. 48-52.
        25. Панова О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
        26. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
        27. Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода // Педагогика //. - 2004.- N9.
        28. Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
        29. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч //. - 2005.- N5. - С. 38-56.
        30. Пономарева Е.А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
        31. Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
        32. Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
        33. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.
        34. Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя - эффективное средство освоения деятельностного метода обучения "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 3. - С. 55-60.
        35. Титова Е.Т. ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
        36. Юсупова Г.Р. Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
        37. Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: