В сущности, причинно-следственная связь кинореальности и кинодвижения и есть скрытая «жизнь» мизансцены, т.е. энергетическая сущность монтажной фразы, а затем сцены, эпизода и фильма в целом.
Следующий, финальный кадр вторит части экспозиции фильма «Иваново детство» является законченной монтажной фразой, где причиной является кинореальность, а следствием кинодвижение в кадре.
I. Седьмая монтажная фраза.
19-й кадр: общий план – чёрный, безлистный лес. Слышен хлопок сигнальной ракеты. Медленная панорама сверху вниз: камера фиксирует мальчика по пояс в воде среди деревьев, залитым ранним весенним паводком.
Угасающая ракета с шипением еле падает недалеко от Ивана.
Тишина: ни звука, ни всплеска.
Иван двигается из глубины кадра на зрителя. По центру кадра. Оставляет тёмный след на воде, покрытой серой плёнкой.
Камера опускается всё ниже…
Захватывает дерево, расщеплённое войной. Движется вдоль ствола, не выпуская из кадра мальчика, что осторожно, по пояс в воде, движется навстречу камере (панорама по стволу дерева – цитата из первого кадра фильма, панорамы снизу вверх по стволу ели).
Иван выходит на средний план, продирается сквозь колючую проволоку, что «оплетает» дерево, израненное войной (проволока – первая конкретная военная деталь экспозиции).
… Мальчик меняет направление, крадётся справа налево (панорама движения)… Он натыкается на «сорокапятку» - противотанковое орудие. Эту лёгкую пушку ставили на самом переднем крае для расстрела танков противника в упор. Артиллеристы называли её: «Прощай, Родина». Это вторая конкретная фронтовая деталь, что именно здесь проходит линия фронта и именно здесь происходили жесточайшие бои «лоб в лоб» с немецкими танками. Миновав пушку, Иван у камышей находит бревно…
|
20-й кадр: общий план – заходит солнце, становится совсем темно…
21-й кадр: средний план – впереди, за камышами, видимо, глубокая, широкая река. Без помощи «плавсредства» Ивану её преодолеть трудно. Он, видимо, на этом бревне и приплыл через линию фронта, к немцам. Сейчас ему надо вернуться к своим. Толкая бревно впереди себя, Иван скрывается за камышами… двигаясь справа налево.
Вступает знакомая музыка первой монтажной фразы экспозиции. Появляется название фильма: «Иваново детство».
P.S. Как началась экспозиция с движения в кадре справа налево, так и закончилась. Рондо.
Чтобы точнее понять, как движение «цементирует» покадровые изображения, переведём описание в графику.
Покадровая графическая разработка общей композиции
монтажных фаз экспозиции фильма «Иваново детство».
Экспозиция экспозиции: представление главных противоборствующих сил:- Иваново детство и сила зла (козёл). Определение главных векторов движения в монтаже: справа налево и слева направо от зрителя.
Панорамы 1-го кадра сверху вниз и 9-го кадра слева направо образуют воображаемый крест перед следующим кадром.
Кульминационные кадры первой части – «Божественный свет». Только после пафоса этих кадров появляется самый дорогой человек для Ивана – МАМА.
Конец первой части экспозиции фильма.
Примечание: 1-я, 2-я, 3-я монтажные фразы составляют 1-ю сцену экспозиции по смыслу и по движению. 4-я и 5-я монтажные фразы вторую сцену по драматургии, состоянию и по движению в глубину кадра.
|
Ведро воды в конце пятой монтажной фразы в седьмой финальной монтажной фразы экспозиции модифицируется, а это основная стихия лесного пейзажа. Иван уплывает по этой чёрной воде через линию фронта… К своим. И доплывёт, ибо вода есть жизнь.