«Война».
Примечание: кинокадры монтируются слева направо. Учитывая сложность движения в финальной монтажной фразе, мы сделаем графическую. Разработку изображения на экране, т.е. справа налево от зрителя.
Хочу заострить внимание: солнце заходит сверху вниз к центру кадра, как в предыдущем кадре из центра кадра двигался Иван «сверху вниз» к дереву, изуродованному войной. В последующем кадре, после заката солнца, мальчик с бревном уплывает за камыш…Их заросли разделяют кадр по центру, куда в предыдущем кадре "опускалась" закатное светило. Получается подсознательная, неконтролируемая ассоциация: Иван уплывает к закатившемуся солнцу, туда, где светло.
… И это не случайность, а режиссёрской расчёт. В экспозиции нет ни одного лишнего движения, ни одной лишней детали, ни одной необоснованной микропаузы. Точно организованная реальность в кадре, точно рассчитанные движение есть стержень смонтированного кинематографического мира. Это ещё не всё!
Идея каждой монтажной фразы есть одухотворенная часть идеи художественного замысла конкретного фильма, что таится в перипетиях развивающегося сюжета, в произнесённом Слове, в актёрской игре, операторских изысках и решениях, в цвете, в темпе, ритме, в ракурсах, в композиции кадра, в монтаже, в музыке, в сюжетосложении, когда убирается всё лишнее, когда всё и везде на своих местах, все "спрессовано" в архитектонике кадра, из кадра в кадр с паузами, деталями, громом и молнией, и …тишиной. Это и есть кинематографическая реальность в границах кадра, сюжета и фильма. Это особый мир, который построил режиссёр сотоварищами. "Мир, который построил Джек!" Да простят меня режиссёры за такую вольность. "В мире, который построил Джек ", все двигается как надо. Даже – солнце! А следовательно и… земля!
|
– Что же это получается? – усмехнётся проницательный читатель. – бухгалтерия какая-то… Все рассчитано! А почему "киношная" реальность всё-таки похоже на настоящую жизнь?
Хороший вопрос. Я отвечу вам по секрету. Вы только никому не говорите. А это и есть живая жизнь. Индивидуальная, авторская, художественная интерпретация реальной действительности. Режиссёр "складывает" из монтажных фраз энергетический образ живого фильма. Этот образ живой поскольку концентрирует в себе энергетику всех отобранных компонентов живой жизни перечисленных ранее.
… Когда зритель видит, как мальчик по имени Иван, уплывает за камыши к свету, он реально не представляет, но чувствует: мальчик Иван уплывает… к солнцу, к своим! В "Иваново детство" режиссёр в экспозиции подготовил зрителя, чтобы он ощутил это на уровне бессознательного. И тогда на душе у зрителя становится светло. Ему почему-то хочется "встать и снять шляпу".
… Да у Андрея Арсеньевича Тарковского всё рассчитано до самой малой малости, но как вдохновенно… Как вдохновенно воплощено!
Ни для кого не является секретом: кинематограф, как и всякое из искусства, влияет на сознание зрителя, и на его подсознание, и на мысли, и на чувства стимуляцией осознанного и, что очень важно, неосознанного понимания, что такое хорошо и что такое плохо. Всякое истинное творчество сильно гипнотическим потрясением души. Особенно, если творчество монтирует кинореальность на первый взгляд почти не отличимую от реальной живой действительности.
|
-Тогда чем же отличается живая кинематографическая реальность от реальной живой действительности? – хитро прищурится неугомонный читатель, он же кинотелезритель.
Я, в сущности, ответил на этот вопрос, но уточняю ещё раз:
а) Вселенная, наша планетарная система, земная человеческая цивилизация зиждется на объективных законах существования всего сущего, т.е. на незыблемости "небесной механики", не зависимой от нашего сознания. Гармония и целесообразность мироздания даже от сюжетных построений. Сюжет – порождения человеческое. Наука выдвигает гипотезы; художники сочиняют сюжетную структуру дабы понятнее изложить свои воззрения роду людскому; религия используют сюжет дабы организовать специфический порядок духовных постулатов на Божественном начале живого и неживого, видимого и невидимого, смертного и бессмертного. Сюжет есть инструментарий познания. Это изобретение человеческое и для людей;
б) кинематографическая реальность создается по авторскому замыслу по законам конкретного вида, жанра и сюжетосложения (магического кристалла).
Вид: игровая, документальная, анимационная реальность и т.д.
Жанр: драма, мелодрама, комедия и т.д.
О сюжете сказано достаточно, но каждый автор его создающий может соблюдать закономерности вида, жанра и сюжетосложения, а может… не соблюдать.
Другое дело, что не получится, в конце концов, когда не соблюдают. В лучшем случае: посредственная однодневка;
в) всякий вид кинематографической реальности требует своеобразного мышления и личного опыта, т.е. профессионального навыка применять в своей работе закономерности и приёмы, присущие конкретному виду кинематографической реальности (помните как трудно сменить в режиссуре опыт документалиста на игровой? Александра Невзорова помните?);
г) … и каждый жанр имеет свою драматургическую специфику: драма – это одни закономерностей и приемы сюжетного воплощения, мелодрама – другие, комедия – и подавно! Кроме того надо осознавать собственную предрасположенность к определённому жанру. Сложно представить, что получилось бы у Андрея Тарковского, возьмись он снимать комедию "Пёс Барбос и необычный кросс".
Так что Чаплины, Гайдаи, Рязановы – это штучные явления в кино.