Упражнение «Разогрев по точкам».




ПДО –Клочко Наталья Валериевна

Тема: Работа над дикцией.

Одно из главных художественно – выразительных средств театра – человеческая речь.

Выходит, допустим, исполнитель на сцену и читает конкретный текст, но при этом говорит неразборчиво. Вместо первого успеха актер слышит раздающийся смех. После такой премьеры юный актер может расстроиться и прекратить посещение театрального кружка. Чтобы этого не случилось, режиссеру придется в преддверии будущих выступлений позаботиться о наличии хорошей дикции у исполнителя. Позаботиться о наличии правильной дикции очень просто: все выполняется на уровне местных условий. Помощь здесь сводится к одному: надо посоветовать будущему артисту несколько раз в день, допустим после завтрака, обеда и ужина, потратить на то, чтобы быстро и отчетливо произносить скороговорки.

 

Каждое занятие надо начинать с маленькой разминки языка и губ. Вместе с обучающимися произнесите по нескольку раз гласные звуки, на которые губы должны принимать разные положения: округлили рот – «о-о-о», потом вытянули губы в трубочку – «у-у-у», потом растянули в улыбке – «и-и-и». Получилось? Повторите еще раз.

Теперь пусть поучится активно двигаться язык; ведь от него тоже зависит качество произношения. Пусть ребята, закрыв, а затем, слегка приоткрыв рот, сделают движение языком: 10 раз вправо-влево и 1о раз вверх-вниз.

Последнее упражнение – мяуканье. Артисты должны несколько раз медленно произнести слово «мя-а-а-у-у-у», сначала старательно растягивая губы на звук «я», а затем собирая их в узенькую трубочку.

Необременительное и забавное упражнение – переход к более сложной второй части, когда необходимо разучивать поговорки-скороговорки.

Приступаем к разучиванию поговорок с простенького выражения. Пусть ребята вместе с вами… посчитают до трех. Начинайте: раз, два, три. Произнесите это несколько раз, сначала медленно и отчетливо, а затем быстро и так же отчетливо.

После успешного выполнения задания, усложните его. Поставьте после

каждого слова, обозначающего счет, слово «дрова» и повторите сначала это слово отдельно, так же отчетливо, медленно, затем быстро.

Сложив оба упражнения, вы получите уже достаточно трудный дикционный ход: «Раз дрова, два дрова, три дрова».

Вот эту поговорку поучите в течение первого занятия. Пять-десять минут пролетят незаметно. Обычно они вызывают у ребят не напряжение, а смех. Так с хорошим настроением ваше первое занятие следует повторить несколько раз.

Второе занятие начните с точного повторение первого. Вообще это железное педагогическое правило: каждое занятие начинают с повторения предыдущего, и ему надо следовать неукоснительно. Но второе занятие должно содержать задания, чуть более трудные, чем первые. Повторили то, что выучили накануне, обратили внимание на их маленькие успехи и – вперед, на новый штурм! Попробуйте выучить всем хорошо известные слова: «На дворе трава, на траве дрова». Начинайте с медленного темпа, а затем ускоряйте его. Выучили? Молодцы!

Третье занятие начнем снова с повторения. Теперь давайте соединим первую поговорку со второй. Получится фраза длинная и трудная: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова».

Далее задания постепенно от урока к уроку усложняем. Переговорив большое количество поговорок, пробуем взяться за самую первую – «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали». Если получается, значит дети чему то научились.

Поставить голос – это значит выявить природные данные и развить, обогатить, улучшить их для профессионального звучания. Правильная организация работы над голосом есть единый процесс развития всех, без исключения, навыков речи.

Педагог с первых занятий следит, чтобы упражнения по дикции проводились после предварительного вдоха носом, чтобы ребята пользовались полным выдохом и умели распределять выдох. При произнесении звуков соблюдается точная их артикуляция (положение губ, языка, раствор рта). Во время дикционной и дыхательной тренировки снимаются мышечные зажимы окологортанной мускулатуры., определяется свободное звучание голоса в резонаторах. С первых же уроков следует обращать внимание на голосовые недостатки: зажим гортани, носовое звучание, открытый резкий звук. Для преодоление этих недостатков предлагаются такие упражнения, как «Разогрев по точкам», «Вибрационный самомассаж», «Круговой комплекс».

 

Упражнение «Разогрев по точкам».

Ноги вместе, руки опущены. По предложению «первая точка» ученик берет дыхание и опускает голову с текстом: «раз». Затем из этого же исходного положения по команде «вторая точка», ученик с текстом: «два» опускает голову и плечи, руки свободны. Следующая точка «три» - ученик опускает голову, плечи, корпус, руки свободно висят. Последняя точка – «четыре» - ученик опускает поочередно голову, плечи, корпус и садится на корточки, опустив голову и обхватив колени руками и с текстом: «четыре». Все упражнение выполняются на длинном выдохе и повторяются 3-4 раза. Вместо текстов «раз, два, три, четыре» можно произносить тексты 1 –я точка хм, 2-ая точка – хм-хм, 3-я точка – хм – хм – хм, 4-я точка – хм-хм-хм-хм.

Это произносится на коротком выдохе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: