Общая характеристика фирмы




 

Все сложные фирмы являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных фирм характеристики. Эти общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, фирмой нужно управлять.

- Ресурсы

В общих чертах цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые фирмой, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Процесс преобразования ресурсов легче всего увидеть в производственных фирмах, но и обслуживающие фирмы также используют все эти виды ресурсов. “Эппл” и “АйБиЭм” используют фонды акционеров и банков (капитал) для закупки деталей (материалы), для строительства сборочных линий (технология) и для оплаты заводским рабочим (люди), чтобы производить компьютеры, которые они смогли бы продать с прибылью (результаты). Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает руководителям “Эппл” и “АйБиЭм” решать, какого типа продукция имеет большую вероятность понравиться публике. Общение с рабочими дает им информацию, необходимую для качественного выполнения этой задачи. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководству решать, насколько успешно идет компания на пути достижения желаемых результатов.

Осознание важности информации как вида ресурсов является основной причиной того, что фирмы по выработке информации, такие как “Эппл” и “АйБиЭм” столь стремительно росли.

- Зависимость от внешней среды

Одной из самых значимых характеристик фирмы является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна фирма не может быть “островом в себе”. Фирмы полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

Термин «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие фирмы, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри фирмы. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции.

Но, чтобы использовать эту новую технологию, фирме придётся найти новых людей с определенными навыками и взглядами, которые сделают эту новую работу привлекательной для них. Если экономическая конъюнктура повышается или если существует конкуренция на рынке таких специалистов, фирме, возможно, придётся повысить заработную плату, чтобы привлечь этих специалистов на работу. При их найме фирме придётся соблюдать государственное законодательство, запрещающее дискриминацию по возрасту, полу и расе. Все эти факторы меняются постоянно.

Большое значение имеет и тот факт, что, хотя фирма и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров. Самые хорошие руководители в компании “АйБиЭм” ничего не могут сделать, чтобы удержать маленькую японскую компанию от выхода на рынок с новой интегральной схемой, которая делает некоторые виды продукции “АйБиЭм” устаревшими. И “МакДональдс” не добьется никакого успеха, пытаясь помешать федеральному правительству поднять минимальную заработную плату, что увеличит её затраты на рабочую силу на несколько миллионов долларов в год.

С каждым годом руководству приходится учитывать всё большее количество факторов внешней среды, которые принимают поистине глобальный характер. Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине. Это требует понимания целой новой области юриспруденции, осознание новых культурных ценностей. Например, на японский рынок проникли и успешно действуют там лишь очень немногие американские компании, такие как “Кока-Кола” и “МакДональдс”. А ведь на американском рынке электроники и автомобилей успешно действует большое число японских фирм.

- Горизонтальное разделение труда

Вероятно, самой очевидной характеристикой фирмы является «разделение труда». Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой.

Например, фирма из двух человек, имеющая целью пройти на судне до места отдаленного на 10 миль, может разделить работу так, чтобы один во время путешествия управлял парусами, а другой был у руля. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. Разбив работу по приготовлению и подаче еды клиентам между 12 работниками, как это обычно делается у “МакДональдса”, можно обслуживать в сотни раз больше людей в день, чем в традиционных маленьких ресторанчиках с одним поваром и несколькими официантами.

В очень маленьких фирмах горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Владельцы, которые являются одновременно и управляющими небольших ресторанов, могут поочередно то готовить еду, то обслуживать посетителей. Но большинство сложных фирм имеют такого рода горизонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и цели деятельности.

Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

- Подразделения

Сложные фирмы осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия. Корпорация “МакДональдс” имеет специальные подразделения для каждой основной своей функции - отделы маркетинга, закупок, недвижимой собственности и т.д. Эти подразделения у “МакДональдса” имеют свои собственные, более мелкие, более конкретные подразделения. “МакДональдс”, например, являясь такой крупной и широко разветвленной компанией, формирует подразделения как по географическому принципу, так и по отдельным видам деятельности. Отдел недвижимой собственности разделяется на подотделы - выбора размещения новых мест предприятий, управления имеющейся собственностью, а в каждом из этих подотделов имеются группы по географическим зонам, такие как группа Восточного побережья, группа Калифорнии, группа Западной Европы и т.д.

Как и целая фирма, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется для достижения общей цели. Таким образом, по сути своей, большие и сложные фирмы состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных фирм и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.

- Вертикальное разделение труда

Поскольку работа в фирме разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.

Возвращаясь к нашему примеру с лодкой, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с маневрами парусов, чтобы судно держалось курса, - группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберется до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут ее ветер и течение (т.е. внешняя среда).

Итак, в фирме существуют две органичные внутренние формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

- Необходимость управления

Для того, чтобы фирма смогла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является особо важной деятельностью для фирмы. Однако в малых фирмах часто не имеется четко выделенной группы управляющих.

Например, в небольшом магазине, управляемом двумя партнерами, один из них может принимать решения, касающиеся закупок, выполняя тем самым управленческую функцию в течение одной недели, а второй - в течение другой. Оба они координируют рабочие графики своих немногочисленных подчиненных, чтобы обеспечить работу магазина в установленные часы работы. Но оба партнера выполняют и неуправленческие функции, обслуживая покупателей и раскладывая товары на полках. Ни один из партнеров не считает другого хозяином или управляющим. Но, хотя управленческие функции и не выделены четко, основная функция - координирование - выполняется.

Даже в крупных фирмах большинство руководителей выполняет часто работу, не связанную с координированием работы других. Руководители высшего звена, например, в компании “АйБиЭм”, сами иногда звонят клиентам или выходят в торговый зал, для того чтобы сохранить связь с клиентами, ощутить их потребности. Однако во всех фирмах, за исключением самых маленьких, управление занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять его мимоходом.

По мере разрастания фирмы людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того, чтобы фирма могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. фирмы должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Фактически, особо крупные фирмы в современном мире стали появляться только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности.

Все фирмы имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Неудивительно поэтому, что управленческая работа также имеет много общих характеристик. Руководитель - это руководитель, и хотя фирмы, сферы и ответственность могут различаться, работа президента имеет много общего с работой мастера на сборочном конвейере.

- Издержки производства

Себестоимость промышленной продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты промышленного предприятия на производство и реализацию продукции.

Экономическая основа себестоимости - издержки производства, которые представляют собой часть совокупного общественного продукта или продукции. Издержки производства объединяют две различные по своему функциональному назначению части стоимости: стоимость потребленных средств производства (предметов и средств труда) и стоимость необходимого продукта, представляющего собой фонд жизненных средств, потребных для воспроизводства рабочей силы. Обе эти части стоимости обеспечивают повторение производственного процесса в рамках возмещения затрат на простое воспроизводство. Третья часть стоимости, превышающая издержки производства, составляет прибавочный продукт общества, который используется для расширения производства и удовлетворения других общественных потребностей.

Издержки производства и стоимость, себестоимость и цена - стоимостные категории, присущие товарно-денежным отношениям.

Деление стоимости на указанные элементы объективно. Оно осуществляется непосредственно в фазе производства. Но на поверхности явлений выступают не элементы стоимости, а их превращенные денежные формы (себестоимость, цена, заработная плата, прибыль, амортизация и др.). В процессе реализации цена на продукцию не совпадает со стоимостью, что приводит к отклонению величины материальных затрат от стоимости предметов труда и соответственно отклонению себестоимости продукции от своей экономической основы - издержек производства. Существенное отклонение себестоимости от издержек производства вызывает, в частности, неполное отражение в себестоимости стоимости необходимого продукта - лишь в виде заработной платы. Между тем стоимость фонда жизненных средств работников материального производства и членов их семей, равная стоимости необходимого продукта, включает не только оплату труда, но также денежные выплаты и бесплатные услуги из общественных фондов потребления. Эта часть фонда жизненных средств значительна, но в себестоимости промышленной продукции она отражается частично, в виде отчислений на социальное страхование. Остальная часть выплат и льгот из общественных фондов потребления отражается в прибыли и налоге с оборота.

Себестоимость промышленной продукции - важный показатель промышленного предприятия, обеспечивающий контроль над материальными затратами и затратами труда и отражающий результаты его деятельности. Себестоимость промышленной продукции - необходимая база определения прибыли.

Для планирования и исчисления себестоимости промышленной продукции важно знать как себестоимость единицы изделия, так и издержки производства всего выпуска продукции. Себестоимость одинаковых изделий, производимых на различных предприятиях, характеризует уровень их технического развития, организацию производства и труда. Более полное отражение в себестоимости продукции стоимости затрат овеществленного и живого труда, приближение себестоимости к издержкам производства - необходимое условие правильного определения уровня затрат и сопоставления их на различных предприятиях и в различных отраслях промышленности.

Возмещение затрат живого и овеществленного труда отражается в себестоимости промышленной продукции (точнее, в общей сумме затрат на производство) по отдельным экономическим элементам затрат. В промышленности принят следующий состав экономических элементов: сырье и основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и энергия, заработная плата промышленно-производственного персонала, отчисления на социальное страхование, амортизация основных производственных фондов, прочие денежные расходы. Эта группировка затрат показывает, что именно израсходовало предприятие на производство в той или иной отрасли, определяет межотраслевые потоки, обеспечивает возможность создания укрупненных отраслевых нормативов, необходимых для проведения плановых балансовых расчетов на народно-хозяйственном уровне.

Структура затрат на производство в целом по промышленности зависит не только от состава затрат в отдельных отраслях, но и от удельного веса последних в общем итоге. Под влиянием технического прогресса доля материальных затрат в общем итоге на производство несколько повышается.

Очень важно знать не только о том, что израсходовано по предприятию в целом, но и где израсходовано, на каких конкретных участках и на какие виды продукции. Для этих целей применяется группировка затрат по калькуляционным статьям расхода. Она позволяет определять себестоимость единицы продукции, видеть, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости и в каких направлениях необходимо вести работу по ее снижению. Принципиальное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам заключается в наличии в ней комплексных статей, объединяющих элементы, разнородные по своему экономическому содержанию, по принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видами продукции (прямые и косвенные) и зависимости от изменения объема производства (условно-постоянные и переменные).

Группировка затрат по статьям расхода применяется предприятиями на стадии составления годовых и текущих планов, при определении себестоимости единицы отдельных видов продукции себестоимости всей товарной продукции, которая представляет собой совокупную себестоимость всех производимых видов продукции и услуг промышленного характера.

Различают полную себестоимость произведенной товарной продукции, включающую все расходы по производству, и так называемые внепроизводственные расходы (расходы по сбыту, отчисления в различные фонды и т. д.), а также себестоимость реализованной продукции, которая меньше полной на сумму изменения остатков нереализованной продукции на складах и продукции отгруженной, но не оплаченной покупателем.

На уровне предприятия определяют фабрично-заводскую себестоимость продукции как часть себестоимости всей товарной продукции, включающей только производственные затраты, без внепроизводственных расходов.

Небесполезно планировать снижение себестоимости. Одним из методов планирования себестоимости является планирование по технико-экономическим факторам. В отличие от планирования по элементам затрат и статьям калькуляции, он предусматривает зависимость планируемой суммы экономии за счет снижения себестоимости от важнейших народно-хозяйственных и внутрипроизводственных факторов. Эти факторы подразделяются на следующие укрупненные группы: повышение технического уровня производства, изменение объема и структуры производимой продукции, вызывающие относительное сокращение условно-постоянных расходов и изменение суммы амортизационных отчислений, а также улучшение организации производства и труда, влияние ввода новых предприятий, изменение природных условий и др. Каждый из перечисленных факторов, как правило, влияет на величину материальных и трудовых затрат. В результате расчетов по факторам определяется также и состав себестоимости по элементам и статьям затрат.

Также применяется метод межотраслевого баланса, имеющий большое значение для укрупненных народно-хозяйственных расчетов. Внедрение автоматизированных систем экономических расчетов позволило шире применять экономико-математические модели в планировании себестоимости.

На практике же себестоимость можно снижать путем интенсификации производства, то есть лучшим использованием производственных ресурсов и сокращением потерь сырья, материалов и топлива, а также увеличением выпуска продукции с единицы основных фондов. Снижение себестоимости будет осуществляется и за счет внедрения достижений научно-технического прогресса и повышения профессиональной заинтересованности работников промышленности, лучшего использования производственных мощностей и повышения производительности труда. Себестоимость не отдельно стоящий экономический фактор, она участвует в формировании и других показателей: рентабельности, эффективности капитальных вложений и многих других.

- Прибыль

Прибыль - это одна из форм чистого дохода, выражающая в основном стоимость прибавочного продукта; включает также и часть стоимости необходимого продукта.

Деление вновь созданной стоимости на необходимый и прибавочный продукт - общая закономерность всякой общественно-экономической формации со времени первого крупного общественного разделения труда и достижения такого уровня производительных сил, которые бы обусловили возникновение прибавочного продукта.

Финансовые итоги деятельности фирмы находят свое выражение в прибыли, величина которой составляет часть денежной выручки, равную разнице между стоимостью продукции в оптовых ценах и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль выступает как обобщающая стоимостная категория, поскольку она связана с товарно-денежными отношениями. В этом качестве прибыль подвержена влиянию многочисленных как экстенсивных, так и интенсивных факторов. Ее размер зависит от увеличения объема производства, снижения себестоимости продукции, уровня и динамики цен, изменения структуры производства. В свою очередь эти факторы зависят от улучшения использования основных фондов и повышения их фондоотдачи, роста производительности труда и качества продукции, снижения материалоемкости продукции, внедрения экономически эффективной новой техники, наиболее полного использования сырья и материалов и устранения непроизводительных расходов и потерь. Огромное значение для роста прибыли имеет экономия материальных затрат. Одним из основных факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышения рентабельности предприятия, является научно-технический прогресс.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях. Прибыль выполняет три основные функции. Прибыль, прежде всего, используется в качестве показателя оценки итогов самостоятельной деятельности предприятия, поскольку в ней отражаются все стороны его деятельности как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы предприятия, так как величина ее во многом определяется не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (политика цен, изменение ставок налога с оборота, структурные сдвиги и т. д.). Многофакторность экономической категории прибыли вызывает необходимость использовать наряду с прибылью другие показатели эффективности производства (реализованная продукция, производительность труда, скорость оборота оборотных средств и др.).

Вторая функция прибыли - распределительная. Прибыль используется в качестве орудия распределения прибавочного продукта и его денежной формы - чистого дохода между предприятием и обществом в лице государства, между предприятием и отраслью, между предприятием и его работниками, между сферой материального производства, где создается прибавочный продукт, и непроизводственной сферой, которая содержится обществом за счет прибавочного продукта.

Третья функция прибыли связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников. Прибыль используется как источник и условие формирования поощрительных фондов предприятий и в качестве крупного финансового ресурса расширенного воспроизводства на базе технического прогресса.

Рентабельность производства определяется отношением прибыли либо к стоимости производственных фондов, либо к текущим затратам (себестоимости). Преимущество показателя рентабельности, исчисленного как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, состоит в том, что он позволяет соизмерять финансовые результаты с объемом применяемых производственных фондов, характеризуя эффективность их использования. Рентабельность предприятия должна быть достаточной для обеспечения первоочередных платежей в госбюджет и Центробанк (плата за фонды, фиксированные платежи, проценты по банковским ссудам), образования фондов экономического стимулирования, расширения производства и покрытия плановых затрат, предусмотренных финансовым планом. Нижней границей рентабельности фирмы служит получение прибыли в размерах, обеспечивающих плату за производственные фонды и образование фондов экономического стимулирования.

Распределение прибыли осуществляется в интересах обеспечения стимулирующей роли прибыли в достижении высоких количественных и качественных показателей производства; использования прибыли в качестве важного источника финансирования капитальных вложений, формирования собственных оборотных средств; усиления материальной заинтересованности предприятий в более полном выявлении внутренних резервов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: