Санитарно-гигиеническая работа в детском оздоровительном лагере.




Санитарно-гигиеническая работав летнем оздоровительном лагере направлена на поддержание чистоты и порядка в комнатах, корпусах, на территории лагеря, в столовой, отрядных полянах, на пляже, т. е. везде, где бывают дети. Эта работа обязательно включает заботу о чистоте тела, красоте прически, чистоте и опрятности одежды, постельного белья. Проследим, как эта работа осуществляется в течение дня под руководством вожатого, санитаров, дежурных.

Утро начинается с утренней гигиенической гимнастики, которая настраивает организм для активного образа жизни в течение дня. А начинается она обычно с упражнений на дыхание, во время которых вдыхается воздух, богатый кислородом и фитонцидами, уничтожающими микробы в организме.

После утренней гимнастики – утренний туалет. Ребята моют руки, лицо, шею, уши, чистят зубы, причесываются. Вожатый младшего отряда должен помочь девочкам сделать прически, организовать взаимопомощь, проследить, чтобы причесались мальчики. В первые дни необходимо особенно проконтролировать этот момент, а еще лучше перед первым умыванием организованно развернуть мыло и вытащить тюбик пасты из коробки, а обертку от мыла и коробки выбросить в мусорку, чтобы не засорять водопроводную систему в лагере. Желательно, чтобы мыльница с мылом, паста и щетки у каждого хранились в отдельном мешочке.

После завтрака часть ребят дежурные – занимаются уборкой комнат, а часть – уборкой территории.

Дежурные по комнате должны проконтролировать заправку кроватей, порядок в тумбочках, шкафах, вымести весь мусор, сделать влажную уборку, включая подоконники, труднодоступные места за кроватями и тумбочками, мусор вынести в контейнер для мусора, который обычно находится за туалетом.

На уборку территории необязательно тратить так много драгоценного летнего времени. Необходимо построить ребят цепью, которой они пройдут по своей территории, собирая мусор. Далее организованно все выбросят мусор в мусорку или ведро и один из ребят отнесет его и выбросит в контейнер. А лучше всего с первых дней всем отрядом принять девиз: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!», и тогда эту процедуру можно будет повторить через два-три дня.

В течение дня ребята следят за чистотой рук, особенно перед едой, за чистотой и опрятностью одежды и постели (после дневного сна), за чистотой и порядком в столовой и в тех местах, где проходят мероприятия.

Вечерний туалет: к тому, что ребята делали утром, добавляется мытье ног.

В лагере есть еще специальные дни, которые полностью посвящены санитарно-гигиенической работе. Это – банные дни. В банный день в определенной очередности выполняется следующая работа:

— смена постельного белья;

— генеральная уборка, в т. ч. и в чемоданах, сумках;

— мытье в бане;

— стирка;

— просушка.

В этот день не следует проводить такие мероприятия, как футбол, поход и т. д. Лучше на этот день запланировать интеллектуальные игры, чтение книг, а еще лучше, если вы организуете конкурс причесок для девочек и конкурс на лучший джентльменский костюм для мальчиков; и тогда на «сегодняшней» дискотеке ваш отряд будет самый чистый, самый красивый, самый галантный.

5.7. Туризм – комплексное средство воспитания школьников в лагере. В туристических походах, экскурсиях, прогулках дети приобретают практические навыки краеведческой работы по ботанике, геологии, географии, истории, что способствует закреплению теоретических знаний, полученных в школе, связыванию их с жизнью и практикой.

Туристские походы не только обогащают знаниями, но и повышают культурный уровень, позволяют познать многие явления природы, ознакомиться с жизнью и бытом людей нашего многонационального государства, развивают такие качества, как коллективизм, инициатива, взаимовыручка, помогают установить доброжелательные отношения в коллективе.

Туризм – спорт для всех: он является неотъемлемой частью физической культуры. Туристские походы укрепляют здоровье, тренируют и закаляют организм. Пребывание юного туриста на свежем воздухе, хорошая физическая нагрузка восстанавливают силы и повышают работоспособность.

Туристский поход – это прохождение группы учащихся по определенному маршруту активным способом передвижения (пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, комбинированный) с познавательными, учебными и воспитательными целями.

Туристская экскурсия – это посещение одного или нескольких достопримечательных мест в учебно-познавательных и воспитательных целях.

Цели, а значит, и походы бывают разные:

• познавательные, экскурсионные (знакомство с государствами, городами, музеями, историческими памятниками, заповедными местами и т.д.);

• агитационные (посещение колхозов, предприятий с шефской помощью, чтением лекций и выступлением агитбригад);

• патриотические (изучение боевого пути прославленных воинских соединений, встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн, сбор материалов о земляках-героях);

• историко-краеведческие (такие походы помогают пополнять экспозиции местных музеев, собирать сведения по истории школы, села, поселка, города);

• учебные (новички овладевают основными туристскими навыками);

• спортивные (участники похода соревнуются, выполняя нормы на значок «Юный турист»).

Цель путешествия может быть связана с выполнением каких-либо общественных поручений (провести биологические наблюдения, составить геологическую коллекцию, собрать полезные растения, лекарственные травы, определить состояние культурно-исторических памятников).

Не стоит ставить слишком много целей, лучше выбрать одну. Цель похода должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам.

Методика подготовки и проведения турпохода

1. Определить, цель, от которой будет зависеть выбор и подготовка маршрута, содержание подготовительной работы. Вожатый должен учитывать возраст, физическую подготовку, интересы ребят. Нужно заранее изучить достопримечательности района: памятники, музеи; познакомиться с жизнью знаменитых людей: ветеранов войны, народных умельцев.

2. Составить совместно с активом план похода, маршрут, определить сроки похода.

3. Распределить обязанности и поручения (командир отряда, завхоз по питанию, ответственный за снаряжение, казначей, санитар, корреспондент или секретарь, физрук, топограф, метеоролог, фотограф, художник, гидролог и т.д.). Чем больше воспитанников будет привлечено к работе, тем более действенным будет педагогическое воздействие мероприятия на них.

4. Проверить наличие инвентаря: палаток, топоров, рюкзаков и т. д. Одежда должна быть легкой, с большим количеством карманов.

5. Всем пройти медосмотр. Вожатому получить разрешение на каждого ребенка. Укомплектовать аптечку.

6. Составить смету похода (распределение еды, меню, дорожные расходы).

7. Оформив маршрутный лист с планом-графиком и схемой маршрута, получить разрешение у директора школы, начальника лагеря.

8. В период подготовки каждый из ребят выполняет свои поручения (санитар укомплектовывает аптечку, фотограф готовит пленку и т. д.).

9. Поход начинается с построения. Перед началом похода руководитель должен осмотреть, как одеты и обуты туристы, как выглядят их рюкзаки, осведомиться о самочувствии каждого.

10. После осмотра проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания.

11. Закончив проверку, руководитель должен пересчитать группу и провести короткий инструктаж: напомнить о правилах поведения, маршруте, примерном времени возвращения обратно и т.п.

12. Назначить замыкающего и направляющего.

13. После этого группа выходит на маршрут. Несмотря на приподнятое настроение и желание двигаться в быстром темпе, сначала надо идти не- торопясь, чтобы организм привык к физической нагрузке.

14. Через 15–20 мин устроить первый «подгоночный» привал. Он необходим, чтобы переложить или поправить натирающий спину рюкзак, перешнуровать ботинки, переодеться — словом, устранить все, что мешает движению.

15. После первой остановки можно постепенно перейти к нормальной скорости (темпу) движения. Во время похода необходимо следить за темпом (темп ходьбы для детей 10–11 лет – 100–110 шагов в минуту при длине шага 60–65 см, что дает скорость 3—3,5 км/ч; для ребят 12–13 лет темп ходьбы – 110–120 шагов в минуту, длина шага около 70 см, скорость – 3,5–4 км/ч).

16. Короткий привал — 10 минут после 50 минут ходьбы, длинный – 30 минут через 3–5 км. В те­чение дня ребята среднего отряда должны проходить 15 км, старшие – 20 км.

17. Продолжительность любого привала фиксируют с момента прихода последнего участника, иначе самые слабые и неподготовленные физически не успеют отдохнуть. На привале обязательно надо снять рюкзаки и, выбрав сухое место, лечь так, чтобы ноги были выше головы. Нельзя садиться на сырую землю, нужно постелить хотя бы куртку или штормовку. На привале надо отдыхать, а не бегать или прыгать.

18. Все ходовое время можно разделить на две неравные части: большая – до обеденного привала и меньшая – после него. Привал на обед должен приходиться на самое жаркое время дня и продолжаться 2–3 часа.

19. Останавливаться на ночлег следует за 1–2 часа до захода солнца, чтобы успеть приготовить ужин и установить палатки. Вожатому (затейнику) надо продумать организацию досуга в походе.

20. После похода надо подвести итоги, оформить стенгазету, подготовить выставку из природных материалов, составить гербарий и т.д. в зависимости от целей похода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: