Практическое занятие 2.
Задание 1. Подготовить Презентацию на одну из тем, доклад (в конце список вопросов для обсуждения).
№ 13. Психоаналитическая концепция супружества А.Адлера.
Напомню, что А. Адлер (1870—1937) был основоположником индивидуальной психологии, обращенной к неделимости личности на элементы. Учение Адлера это не о психологии индивидуума или индивидуальных различиях и дифференциации. Это об изучении человека шло во всей его полноте и «во всей красе». Плюс вспоминаем о чувстве неполноценности и стремлении преодолеть его, а так же порядок рождения.
Одно из нововведений Адлера – жизненный стиль, который помогает человеку достичь своих целей. И они направлены на решение 3 задач: работа (иногда учеба), принадлежности к соц. группе и непосредственно полоролевая идентификация.
Нас интересует третий пункт. Как указывал Адлер, челов. род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к др. полу. При этом термин «противоположный пол» не одобрялся, ибо предполагал любое соперничесво полов, а Адлер был сторонником равенства полов.
Третий пункт плавно подводит нас к тому, что человек постепенно проходит фазы сексуального развития (пубертата), ухаживания, любви, брака, который заканчивается либо совместной жизнью, либо разводом.
Брак нужен был еще и потому, что для человека очень важно "Чувство принадлежности", что он желателен, любим и принимаем. Индивид, предоставленный самому себе, практически не имеет шанса выжить.
Психоаналитическая концепция супружества А. Адлера базируется на идее, согласно которой для стабильного супружества необходимо воспроизвести в паре опыт взаимоотношений с братьями и сестрами (опыт сиблинговой позиции), при этом речь идет об опыте сотрудничества, лидерства, власти, ответственности, заботы, зависимости и др.
|
Сиблинги – это братья и сетры, дети от одних родителей,
родственники второй степени родства.
ПЕРВЫЙ ВИД БРАКА. Комплементарным браком называется брак, в котором сиблинговые позиции супругов являются взаимодополняющими.
Например, если женщина, старшая сестра братьев, выйдет замуж за мужчину, который младший брат сестер, то такой брак будет комплементарным, так как старшая сестра привыкла заботиться, принимать решения, брать ответственность, а ее избранник, наоборот, привык получать заботу и отдавать ответственность.
Их опыты взаимодополняющие, они не будут бороться за власть и прогноз брака будет позитивным, несмотря на то, что такая модель противоречит гендерными стереотипам поведения в супружеских ролях. Другой вариант комплементарного брака, в котором старший сын женат на младшей дочери в позиции сиблингов.
ВТОРОЙ ВИД БРАКА. Некомплементарный брак — брак, в котором сиблинговые позиции совпадают по порядку рождения. Важным условием для успешности брака является наличие в родительской семье сиблинга противоположного пола.
Например, старший брат среди братьев и старшая сестра среди сестер имеют одинаковый опыт. У них нет опыта тесного взаимодействия со сверстниками противоположного пола. Такие люди потратят много времени на борьбу за власть и взаимную адаптацию. Конечно, их брак может оказаться благополучным, но им потребуется больше усилий для формирования супружеских взаимоотношений.
|
ТРЕТИЙ ВИД БРАКА. Частично комплементарный брак — брак между мужчиной и женщиной, которые имели разные опыты в братско-сестринской подсистеме.
Например, у средней дочери был и старший, и младший брат, поэтому избранник в позиции и старшего, и младшего брата сестры будет партнером с частично дополняющим опытом.
В СЛУЧАЕ ЕСЛИ НЕТ БРАТЬЕВ ИЛИ СЕСТЕР. Единственный ребенок оказывается одновременно и самым старшим и самым младшим в семье. Адлер выделял эту позицию как уникальную. В ней отсутствует конкурентная борьба с сиблигами за любовь родителей, но это не значит, что конкуренция у единственного ребенка в семье не проявлена.
У ребенка, в отсутствии братьев и сестёр, формируется особая чувствительность к заботе, вниманию и любви. Единственный ребёнок может сохранять в себе детские качества до зрелого возраста и чаще, чем дети, имеющие братьев и сестёр, наследует характеристики родителя того же пола. Такие дети часто тесно привязан к родителям на протяжении всей своей жизни и испытывает больше трудностей в обретении независимости. Поэтому, по мнению Адлера, основной линией жизненного стиля единственного ребенка может стать зависимость и эгоцентризм.
Если родители не позаботились об активной социальной жизни ребенка в детстве, он может оказаться недостаточно адаптированным к равенству в отношениях, у него будет меньше опыта разрешения конфликтов. Например, он может быть излишне авторитарен. В браке двух Единственных нередко возникает проблема перекладывания заботы о детях на партнера по браку.
|
Коротко о порядке рождения:
Старший нередко становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. В детстве на нём, как правило, есть забота о младшем, в зависимости от эмоциональной составляющей опыта заботы формируется особое отношение к отцовству (материнству).
Средний ребенок довольно общителен, а если дело касается личностных отношений, он демонстрирует преданность и честность, знает, как найти слабые стороны, на что при необходимости можно надавить. Средние дети могут выбирать путь, отличающийся от принятых норм и правил, быть очень творческими в общении и деятельности.
Младший ребенок высоко мотивирован превзойти старших в способностях или желании обладать чем -то уникально своим. В результате такие дети проявляют новаторство, изобретательство и творчество, стараясь детально проявить свою индивидуальность. Это помогает им прожить свои границы и сепарироваться. При этом двойственная позиция младшего в семье может превратить здоровое честолюбие в тщеславие, а легкая избалованность перерастает в безответственность и легкомыслие.
При этом Адлерианский подход достаточно педагогичен. И очень эффективно рассматривать детско-родительские отношения: плохие взаимоотношения между родителями и детьми являются основным источником проблем в семье. Многие родители испытывают такие эмоции, как раздражение, злость, тревогу, чувство вины, бессилие, почти постоянно. Как правило, они возникают из-за нехватки знаний психологии вообще и детской, в частности, из-за ошибочного понимания родительской роли.
Вопросы для размышления:
- Насколько достоверно (отвечает правде жизни), по вашему мнению, выделение трех видов брака по такой системе?
- Согласны ли вы с мнением Адлера, что опыт человека в роли брата или сестры сказывается в будущем на выборе партнера и браке?
- Что является важным параметром для успешности брака?
- Какой брак на ваш взгляд самый успешный?
- В чем главная особенность комплемнетарного брака?
- Утрачивает ли любовь свою значимость с возрастом человека?
- Два человека были бы, возможно, более счастливы, если бы нашли отличающегося партнера?
- Есть ли в этой концепции нота пессимизма?
Источники:
· https://www.yourdreams.ru/biblio/pages/alfred-adler-ibs-35.php
· https://gufo.me/dict/psychology_encyclopedia/%D0%90%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_(adlerian_psychology)
· Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 448с.
· Г. Г. Мозак Психологическая энциклопедия
· Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.
· Шостром Э. Человек-манипулятор
Задание 2. Ответить письменно на 1 вопрос (тезисно).
№ 13. Как вы думаете, остается ли любовь важной субъективной частью жизненного опыта человека или с возрастом это переживание перестает быть значимым? Объясните ответ.
Любовь – сложное, многогранное, богатое чувство, которое играют огромную роль в становлении человека, и является одним из важнейших опытов.
Человек существо и биологическое, и социальное. Более того, живущее в обществе, коммуницирующее и способное испытывать массу разнообразных эмоций. И одна из базовых потребностей людей – любить.
Следует сказать, что любовь может быть абсолютно разной: дружеской, родственной, любовь к делу, к миру, к партнеру. Человек может любить, а может быть любимым. И любое из этих сочетаний прекрасно, важно и ценно. Без опыта любви люди теряют множество ощущений и опыта, как чувтсвенно-личного, так и жизненно-объективного.
Любовь является истопником мотивации, энергии и вдохновения. Нередко помогает обрести смысл жизни, у кого-то сама по себе уже является смыслом. Это чувство рождает спокойствие, благодарность, радость, щедрость и счастье. Любовь дает возможность созидать, придумывать, делиться, изучать. Это как маленький генератор импульсов к действию.
Человек проходит всю свою жизнь с любовью рука об руку. В разные возрасты любовь принимает новое, особое, значение и другую форму, но все так же остается важным и нужным чувством. Я не могу согласиться с тем, что это переживание утрачивает свою значимость с возрастом людей. Она скорее перестает быть такой пылающее-импульсивной, яркой и беспокойной. Чем страше человек, тем больше он накопил знаний, опыта, навыков, тем ближе он к мудрости и глубокому пониманию себя и мира. Любовь в таком случае становится приятным теплым фоновым чувством, которое поддерживает человека.
Люди в любом возрасте нуждаются в любви, принятии, восхищении и поддержке. Это чувство нельзя вычленить из общего спектра переживаний людей. Нет ненужных эмоций и чувств, соответственно.
Хочется сказать в заключение, что любовь позволяет ощутить вкус жизни. Осознать, что ты не существуешь, а именно живешь. Что тебе доступна возможность выбирать и проживать, отделять то, что нравится, от того, что ненужно, лучше понимать себя и взаимодействовать с другими людьми. И в качестве бонуса, любовь сделает не только тебя счастливее, но и тех, кто рядом, вокруг или подле тебя.