Подростковый и старший возраст 12–16




Средний возраст 9-11

Особенности физического развития:

• начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

• учащается сердцебиение;

• чаще появляется головная боль;

• ускоряется развитие скелета, рук, ног;

• одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные черты:

• мыслят более отвлеченно, критично;

• укрепляется волевая сфера;

• бурно проявляются эмоции;

• повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

• склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, хотя в контакт с другими вступают легко;

• стремятся «испытать» себя, стремятся к активной практической деятельности;

• увлекает совместная коллективная деятельность;

• легко и охотно выполняют поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

• далекие цели и перспективы не увлекают так же, как и неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

• неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;

• успех вызывает эмоциональный подъем.

При этом девочки более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела. Мальчики энергичны, непоседливы, более эмоциональны, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.

Рекомендации по организации и проведению игр:

• подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;

• некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;

• объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.

Воспитатель (вожатый) играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри ». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель (вожатый) не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).

Подростковый и старший возраст 12–16

Особенности физического развития:

• половое созревание;

• завершение роста скелета;

• быстрый рост мускулатуры;

• девочки вначале обычно выше мальчиков;

• мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

• различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

Характерные черты:

• остро ощущаемая потребность в активности;

• горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;

• формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;

• развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;

• подростки не принимают на веру все, что слышат от взрослых;

• способны противостоять влиянию окружающих;

• могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что они сами считают несомненно правильным;

• проявляется стремление к объединению в различные группы; ставятся цели: быть как все, не отстать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера.

Рекомендации по организации и проведению игр:

Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;

• она может быть рассчитана на длительную подготовку;

• важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее.

Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности. Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей (вожатых), детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты.

Включение детей в разработку игры – залог их активного участия в ее проведении.

Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях ЛОЛ.

2. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях ЛОЛ.

Несмотря на то, что в большинстве детских лагерей по ряду причин одновозрастные детские отряды традиционно предпочтительней, в небольшой части лагерей также по ряду причин имеет место быть активно востребованной практика разновозрастных детских отрядов (РВО). В основном такие отряды составляют ребята из детского дома, т.к. они являются одной семьей и их нельзя делить по разным отрядам. Но бывает и такое, что дети приехали их другого региона, опоздали на смену, и им не хватило места в отряде с ровесниками. Часто разновозрастность используется на профильных сменах или в профильных отрядах.

Для справки – именно принцип разновозрастных отрядов использовал А.С. Макаренко при работе с беспризорниками. А еще любопытно, что в элитных английский школах жизнь детей организована по такому же типу.

Преимущества разновозрастных отрядов

Среди основных преимуществ можно смело выделить:

· Особый канал информации; по нему ребята узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

· Соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками. По выражению французского писателя А. Моруа, «Товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».

· Эффективный вид эмоционального контакта. Сознание солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными возрастами не только облегчает автономизацию от взрослых, но и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Именно здесь можно взрастить заботу старших детей о младших, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Дети активно участвуют в различных видах деятельности: игровой, трудовой, интеллектуальной.

· Можно говорить о преимуществе разновозрастных коллективов с точки зрения большего разнообразия социальных ролей. Для подростка безвозрастные отряды – то, что нужно! Именно в подростковом возрасте потребность в общении со взрослыми стремительно угасает, а на её место встает чувство ценности мнения детского общества. Весьма удачно реализуется это качество в РВО. У малышей же возникает с 7 лет потребность выразить свое «Я» и доказать свою «нужность».

Недостатки разновозрастных отрядов

· сложность организации отрядных мероприятий

· сложность соблюдения режима дня (для каждого возраста индивидуальный)

· дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.

Совместимость по возрасту

· 7-10 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. считают себя взрослыми, нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.

РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.

· 10-12-13 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями. Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для РВО – 1-2 подростка. Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.

· 14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Экстернальность в области неудач.

Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.

Для того, чтобы правильно организовать работу разновозрастного отряда следует:

· замкнуть старших на младших при вашем контроле

· не селить в одной комнате детей уж сильно разного возраста (потому что у них возникает множество конфликтов, в которых будет невозможно разобраться)

· все правила и элементы игр вводить постепенно, по-разному объясняя каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда

· выбирать деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, поход, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие по душе

· дать почувствовать каждому ребенку, что его мнение ценно и важно

· формируя органы самоуправления, избегать доминирования и самоуправства.

Для разновозрастного отряда будут актуальными игры на сплочение средней сложности, любые спортивные, игры на весь день - ДНД, бомба (это для всех), остальные игры проводить, разделяя детей по группам и каждому свое. Но самое лучшее, это трансформировать одну и ту же игру под определенный возраст, естественно старшим усложнить задачу, а младшим максимально упростить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: