Гендерный подход в системе воспитательной деятельности вожатого




Термин «гендер » введен в 1968 г. американским психологом Столлером, оно включает, прежде всего, социально-психологические аспекты отношений к мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, мальчикам и девочкам. Гендерные установки (т.е. социальные ожидания) зависят от эпохи и культуры.

Каждый социальный слой, каждый временной период, каждая профессиональная среда имеют свой набор гендерных стереотипов: как "положено" и "не положено" вести себя представителям и мужского и женского пола в ряде ситуаций. Например, взрослые с детства внушают мальчикам: "Не плачь, ты не девчонка", - соответственно, девочкам: "Не лазай по заборам, ты не мальчишка". Так как эти сентенции обычно произносятся с осуждением, то в подсознание детей внедряется мысль о недостатках противоположного пола и достоинствах собственного.

Кто-то сказал: "Женщины и мужчины имеют больше сходства, чем различия, но различия эти существенны". Академик В.А. Геодакян убедительно показал, что одно из значительных отличий мужской и женской психики – ее направленность. Мужская психика ориентирована преимущественно на динамичное освоение пространства. Как мы знаем, во все времена все новое, неизвестное - земли, воды, космос - покорялось мужчинами. Прогресс осуществляет мужская психика, т.к. она имеет футурологическую направленность. Женская психика издавна осуществляла функцию сохранности: хранительница очага, хранительница традиций, а по выражению Елены Рерих, "Хранительница духа"; она ориентирована на стабильность, замкнутость пространства.

Характерно, что эта направленность психики четко проявляется в детских играх. Игры мальчиков ориентированы на широкие пространства как по горизонтали, (двор, улица, площадка), так и по вертикали (заборы, чердаки, деревья, овраги). Игры динамичны, шумны, энергичны. Девочки предпочитают локализованное пространство: дом, крыльцо, уголок двора. Игры носят стабильный характер, где в основном, проигрываются взаимоотношения ("дочки - матери", игра "в школу", "в больницу" и др.). В смешанных группах, где девочки и мальчики играют вместе, приоритетны "мальчишечьи" игры: подвижные, спортивные, детективного характера (с прятками, засадами, паролями, штабами).

Уже этот факт гендерной дифференциации детских игр привносит определенную напряженность в организацию воспитательного процесса. Поскольку работают в детских образовательных учреждениях в основном женщины, прожившие детство в контексте «девчачьих игр», то их, естественно, раздражают шумные и подвижные игры мальчиков в помещении и на улице. Мальчики получают массу запретов, замечаний, порицаний, наказаний за "нарушение дисциплины" и непослушание. С точки зрения детской мужской психики игры без крика, прыжков, лазанья и бега бессмысленны. Получается, что мальчикам запрещается естественное гендерное

Гендерная психология выделяет психологические типы поведения: маскулинный, фемининный, андрогинный.

Маскулинное ("мужественное") поведение характеризуется настойчивостью, агрессивностью, стремлением к лидерству и авторитарности, умением решительно действовать, ориентацией на успех и карьеру, способность к риску, категоричность, инициативность.

Фемининное ("женственное") поведение отличается пассивностью, способностью к эмпатии, умением и стремлением подчиниться, мягкостью, ориентацией к благожелательности, высокой адаптивностью, терпением.

Андрогинное поведение характеризуется сочетанием тех и других качеств.

Все три типа поведения не зависят прямолинейно от физического пола человека. Конечно, в основном, маскулинное поведение преобладает у мужчин, а фемининное - у женщин (но встречается и у противоположных полов), андрогинный тип поведения почти в равной степени может принадлежать и мужчинам и женщинам.

Как показывают современные исследования, люди андрогинного типа наиболее успешны в карьере, деловых отношений. В семье, где есть хоть один представитель фемининного поведения (независимо от того, мужчина это или женщина), наиболее стабильный психологический климат. Наибольшие проблемы во взаимоотношениях с детьми (в семьях или воспитательных учреждениях) у взрослых маскулинного типа.

Сегодня наблюдается тенденция маскулинизации женщин (повышение авторитарности, агрессивности, стремление к лидерству и т.д.), что не может не отражаться на бессознательном стремлении к феминизации мальчиков и маскулинизации девочек как в семье, так и в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря имеет много возможностей для реализации благоприятного гендерного самочувствия ребенка. Совместная деятельность мальчиков и девочек, их постоянные контакты в условиях досуговой атмосферы, выгодно отличающейся от стиля учебного процесса, способствуют уменьшению напряженности, тревожности по отношению к сверстникам противоположного пола.

Самооценка личности формируется с детства под влиянием оценок значимых лиц, прежде всего взрослых. Примерно со школьных лет немалый вклад в создание представлений о своем "Я" вносят отношения сверстников. С младшего подросткового возраста оценки со стороны сверстников противоположного пола занимают значительное место в личностной самооценке, а в старшем подростковом и юношеском периоде становятся ее преобладающим компонентом.

Для нормального гендерного самочувствия необходимо активное разнополовое общение с детства. Дефицит такого общения зачастую осложняет взаимоотношения личности с противоположным полом, что негативно влияет на перспективы создания благоприятной семейной жизни.

Пространство детского оздоровительно-образовательного лагеря создает естественные условиях для коррекции заниженной гендерной самооценки. Сегодня в очень многих летних и зимних лагерях (в отличие от школ) проводят психологические игры и тренинги, где дети участвуют в упражнениях по выработке эмпатии, рефлексии и других коммуникативных умений. Даже если нет специальной работы с полоролевой коммуникацией, то сами традиции лагерей - ежевечернее общение, праздники, дискотеки - способствуют активному взаимодействию мальчиков и девочек. Современные танцы на дискотеках, где не обязательно танцевать в паре, достаточно прыгать в круге со всеми, создают у детей с низкой гендерной самооценкой иллюзию активного общения со сверстниками противоположного пола.

Как показывают наблюдения, даже дети, которые не занимают высокого гендерного статуса в лагерной жизни, по признанию родителей, всю зиму живут воспоминаниями о летнем лагере и активно стремятся туда в каникулярное время. Очевидно, что их самочувствие в лагере характеризуется эмоциональным благополучием.

Территориальное пространство детского оздоровительного лагеря стимулирует организацию динамичных и шумных игр, без чего отдых мальчиков не может быть полноценным вследствие гендерных особенностей маскулинной психики. Как показывают гендерные исследования, примерно 40-50 % девочек демонстрируют в подростничестве поведение девочек-сорванцов: предпочитают мальчишечьи игры, нередко лидируют среди мальчиков. Им также необходимо широкое пространство, позволяющее горизонтальное и вертикальное передвижение, шумные подвижные игры. В школьных стенах таким подросткам чаще всего дискомфортно.

Педагогический кадровый состав детских оздоровительных лагерей также делает воспитательное пространство лагеря более привлекательным для подростков по сравнению со школой. Он значительно отличается в возрастном и гендерном планах. В лагерях достаточно часто работает много молодых парней и мужчин, прежде всего из числа студенческой молодежи. Молодежь менее подвержена гендерным стереотипам, более помнит свои подростковые игры, поэтому, как правило, менее авторитарна в провозглашении правил: "Не бегать!", "Не кричать", "Ходить строем!" и т.д.

Конечно, среди детских лагерей есть и такие, где имеют место маскулинные тенденции авторитаризма и агрессии под псевдопедагогическим лозунгом "Держать порядок и дисциплину!", что нередко идет от управленческой схемы, реализуемой руководством лагеря.

Но в основном воспитательное пространство детских оздоровительных лагерей эффективно выполняет негласные функции коррекции гендерных самооценок детей и подростков.

4. Специфика воспитательной работы с детьми-сиротами. Воспитательная деятельность с сиротами имеет свою специфику, обусловленную особенностями социального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. Особенности социального развития сирот обусловлены рядом факторов:

· особенностями психического развития;

· условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;

· обеднением и изменением характера влияния источников социализации.

Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психического развития:

а) в сфере общения со взрослыми. Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка-сироты, является дефицит отношений совместности с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей. В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что в свою очередь блокирует развитие автономности, инициативности.

б) в сфере общения со сверстниками. Эмоциональная бедность контактов со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера, конкурента. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «Мы»).

в) в эмоционально-волевой сфере. Эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется:

· пониженным фоном настроения;

· бедной гаммой эмоций;

· однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;

· склонностью к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; приподнятое настроение – в угрюмость и агрессию);

· однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;

· эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;

· неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;

· повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;

· основной направленностью положительных эмоций на получение все новых удовольствий;

· чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;

· непониманием эмоционального состояния другого человека.

г) в самосознании. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторного гипермаскулинного или гиперфемининного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.

Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации. Эти трудности детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:

а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит асоциальный характер;

б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе;

в) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами являются опора на потенциал каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности детей должна строиться по принципу «сделай себя сам». Основной целью вожатого, работающего с детьми-сиротами, является формирование самостоятельной зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной, сферы саморегуляции).

Приоритетными задачами воспитания детей-сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, экономической, политической. Необходимо обеспечить вариативность организации работы с детьми, что предусматривает учет и развитие индивидуальных вкусов и предпочтений, создание условий для выбора детьми форм, ролей участия в жизни отряда. Важно обеспечить индивидуальный темп и режим проживания, предоставить возможность самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с потребностями ребенка, сохранять границы собственного «Я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

Решение воспитательных и организационно-педагогических проблем зависит от характера взаимодействия вожатых и детей, и прежде всего сформированности правильной профессиональной позиции воспитателей, которая характеризуется следующими признаками:

· ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели;

· у воспитателя присутствует профессиональная рефлексия;

· воспитатель должен обладать способностью отвечать на разнообразие детских проявлений вариативностью телесных и словесных реакций;

· педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на преодоление наиболее негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов: жестко однополые группировки; неумение строить межполовые коммуникации, отсутствие юношеского романтизма и неприятие нравственных норм отношений юношей и девушек; недостаток проявлений феминности (женственности) у девушек и маскулинности (мужественности) у мальчиков; раннее начало половой жизни у девочек, гомосексуальные проявления у мальчиков. Воспитателю необходимо использовать сказки, игры, истории, дающие позитивный пример для подражания (полоролевой индентификации), личный пример, беседы, тренинги. В воспитательной работе по решению данной проблемы целесообразно выделить три направления:

· воспитание женственности у девочек;

· воспитание мужественности у мальчиков;

· романтизация отношений юношей и девушек.

Эта работа предполагает как специальные занятия (уроки, игры, психологические тренинги), так и мероприятия (вечера, конкурсы, встречи, тематические экскурсии и т. д.).

Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, изменять место и условия проживания детей. Комплексными средствами для решения этих проблем являются экскурсии, путешествия, походы, а также временные детские объединения, которые создаются на базе оздоровительных центров. Здесь дети узнают, осваивают отличные от детского дома традиции, нормы, иную систему взаимоотношений, своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, разнообразие общения с новыми людьми, детьми из семей, обогащаются их представления о жизни, окружающем мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: