голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный




Тона.

Черный - мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депресия, пустота, воздержание, ограничения. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле.

Мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недоволство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть (западные культуры).

Белый - нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявлении скрытого и ложного, изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. В мифологии белый служит символом единства. Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Белый - духовный хранитель. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из пасти смерти.

Серый - безопасность, надежность, интеллект, степенный, скромность, достоинство, завершенность, твердый, консерватор, практический, старость, печаль.

Серый, черный и белый (тона) являются связующим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту (светло-серый, белый) или насыщенность(темно-серый, черный) цвета.

Исследования показывают, что из всего спектрального разнообразия больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, чуть меньше — красный и меньше всего - зеленый цвет.

Цвет комнат для детей младшего возраста должен быть теплых оранжево-желтых тонов; для детей 10—14 лет — различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников — голубой или нейтральный светло-серый.

Психологическое воздействие цвета на человека сказывается на его физическом состоянии. Воздействие цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы.

Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Синий, фиолетовый, зеленый напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими".

Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

 


Основные цвета имеют следующие характеристики

цвета возбуждающие угнетающие успокаивающие
красный +  
Оранжевый +  
Желтый +  
Зеленый   +
Голубой   +
Фиолетовый   +  
Темно-серый (тон)   +  
Черный (тон)   +  

 

Желто-коричневый (охра) цвет кажется сухим, зеленовато-синий (кобальт) - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие цвета вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

 

Ниже приводятся основные характеристики кажущегося воздействия цветов.

Белый легкий
Желтый легкий теплый сухой
Оранжевый   теплый сухой кричащий, громкий
Красный тяжелый теплый сухой кричащий, громкий
Фиолетовый тяжелый
Синий тяжелый холодный влажный тихий, спокойный
Зеленый   прохладный влажный спокойный
Голубой легкий   влажный тихий, спокойный
Коричневый тяжелый теплый влажный
Черный тяжелый   сухой  

 

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И, становясь светлее, все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Часто белый тон определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый тон - это безутешная неподвижность.

Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет свое влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности:

голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами. Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.

 

 

1.5.2. Психологическое воздействие на человека цветовых сочетаний

 

Психологическое воздействие на человека оказывают ни только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает, но расположенные рядом одинаковыми пятнами они полностью уравновешиваются, и достигается покой. Напротив, при включении в композицию постороннего визуала приводит к возникновению динамического цветового сочетания контрастных цветов (рис.13).


 


 


 


 


 

Рис. 13 Психологическое воздействие цветовых сочетаний

 

Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет. Цвет, расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчивость. Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая. Вверху - неестественность положения, высокое давление. С какого либо краю - неустойчивость композиции.

Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Чтобы нейтрализовать оранжевый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем оранжевого (рис.7).

Концентрация активного цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в размере. Напротив же в левом нижнем создает иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.

Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед, впечатление усиливается, если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот, создает впечатление вогнутости и сжатия.

Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество. Приведем здесь несколько примеров. Известно, что белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как черный ведет к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Соседние цвета влияют друг на друга и воспринимаются нашим зрением в зависимости от цветового окружения. Особенности восприятия цвета связаны с эффектами зрительного контраста.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом. Существует понятие краевого контраста (явление Маха): равномерно окрашенная поверхность кажется у края светлее или темнее если она граничит с более темной или светлой поверхностью (рис. 14).

На светлом фоне все цвета темнеют, на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.

Это явление называется одновременным цветовым контрастом. Одновременный цветовой контраст приводит к тому, что цвет объекта, помещенного на цветной фон, смещается в сторону наибольшего отличия от цвета фона.

На рисунке 15а желтый квадрат дан на белом и на черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

На рисунке 15б красный квадрат изображен на белом и на черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и его яркость едва заметна. Но на черном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и черном фоне, то на белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.

Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого-синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Рис. 16 Хроматический контраст

На рис. 16 приведен пример хроматического контраста. Желтый цвет кажется более насыщенным на красном фоне, чем на зеленом. Чем дальше отстоят друг от друга цвета на цветовом круге, тем более насыщенными они воспринимаются при сравнении.

 

Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию дает художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами. Приведенные примеры могли бы быть рассмотрены и как проявление симультанности. Возможность симультанных превращений заставляет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действия цвета и затем уже в соответствии с этим думать о характере и размерах цветовых пятен.

Если тема произведения идет от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинен этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.

 

1.5.3. Цветовые модели

 

В электронных приборах, дающих изображение посредством светящихся покрытий (люминофоров), все цвета получаются путем смешения трех основных цветов - красного, зеленого, синего - в разных пропорциях. При смешении двух основных цветов результат осветляется: красный + зеленый = желтый; зеленый + синий = голубой; синий + красный = пурпурный. Если смешиваются все три цвета в равных пропорциях, в результате образуется белый. Такие цвета называются аддитивными.

Модель, описывающая синтез цветов аддитивным методом, называется RGB (Red, Green, Blue) (рис.19). В этой модели каждый из основных цветов представляет собой координату в 3­мерном пространстве (рис. 20). Каждая координата может принимать 256 значений (от 0 до 255), т.е. компьютер может создать 256 оттенков каждого из основных цветов. Остальные цвета получаются путем смешивания полученных оттенков.

Важно отметить особенные точки и линии этой модели:

• начало координат: в этой точке все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, это равносильно темноте, т.е. это точка черного цвета;

• точка, ближайшая к зрителю: в этой точке все составляющие имеют максимальное значение, что дает белый цвет;

• на линии, соединяющей эти точки по диагонали, располагаются серые оттенки: от черного до белого, т.к. все три составляющих одинаковы и располагаются в диапазоне от 0 до максимального значения. Этот диапазон называют серой шкалой. Чаще всего используются 256 градаций серого;

• три вершины куба дают чистые исходные цвета, остальные три отражают двойные смешения исходных цветов.

Рис. 19 RGB - модель синтеза цвета

 


Рис. 20. Графическое представление модели RGB.

Комбинируя оттенки основных цветов, монитор способен создавать 256*256*256=16,7 млн цветов, которые образуют цветовое пространство модели RGB (рис. 21).

Рис. 21 Цветовое пространство модели RGB

 

Итак, в модели RGB цвета кодируются тремя целыми положительными числами в диапазоне от 0 до 255, которые представляют собой координаты в 3-мерном пространстве. Например, оранжевый цвет можно записать следующим образом (255, 204, 51). В компьютерной графике эти числа обычно переводят в 16-ричную систему и записывают подряд: #FFCC33.

Цвета, полученные из белого света путем вычитания него «лишних» цветов, называются субтрактивными. Основных субтрактивных цветов три: голубой, пурпурный, желтый.

Эти цвета составляют полиграфическую триаду. При печати этими цветами они поглощают красную, зеленую и синюю составляющие белого света таким образом, что большая часть видимого цветового спектра может быть репродуцирована на бумаге.

При смешениях двух субтрактивных составляющих результирующий цвет затемняется, а при смешении всех трех должен получиться черный цвет. При полном отсутствии краски остается белый цвет (белая бумага).

В итоге получается, что нулевые значения составляющих дают белый цвет, максимальные значения должны давать черный, их равные значения — оттенки серого, кроме того, имеются чистые субтрактивные цвета и их двойные сочетания.

Для описания субтрактивного синтеза цвета используется модель CMY: C - Cyan (голубой), M - Magenta (пурпурный), Y - Yellow (желтый). В этой модели основные цвета получаются путем вычитания из белого цвета основных аддитивных цветов модели RGB. Понятно, что в таком случае и основных субтрактивных цветов тоже будет три: голубой (белый минус красный), пурпурный (белый минус зеленый), желтый (белый минус синий).

При смешении двух субтрактивных составляющих результирующий цвет затемняется (поглощено больше света, положено больше краски).

Модель CMY можно представить графически в виде системы координат, так же, как и модель RGB (Рис. 22). Но здесь координаты выражаются в процентах и изменяются от 0 % до 100 %.

 


синии

(100,100,0)


 

 


Таким образом, при смешении максимальных значений всех трех компонентов должен получиться черный цвет (ближайшая к зрителю вершина куба на рис. 22). При полном отсутствии краски (нулевые значения составляющих, начало координат) образуется белый цвет (белая бумага). Смешение равных значений трех компонентов дает оттенки серого (диагональ куба).

Но проблема заключается в том, что реальные полиграфические краски далеко не так идеальны, они имеют примеси, поэтому не могут перекрыть весь цветовой диапазон, а это приводит к тому, что трудно получить истинно черный цвет при смешении трех основных красок. Для компенсации этого недостатка в число основных полиграфических красок была внесена черная краска. Она добавила последнюю букву в название модели CMYK: C - Cyan (голубой), M Magenta (пурпурный), Y - Yellow (желтый), К - Blak (черный) (рис.23).

Y


Рис. 23

CMYK - модель синтеза цвета

Каждый цвет в CMYK описывается совокупностью четырех чисел. Каждое из этих чисел представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию. Пример: для получения темно-оранжевого цвета следует смешать 30% краски cyan, 45% краски magenta, 80% краски yellow и 5% цвета black. Этот цвет можно записать следующим образом: (30,45,80,5). Иногда пользуются таким обозначением: C30M45Y80K5.

Модели RGB и CMYK, хотя и связаны друг с другом, однако их взаимные переходы (конвертирование) не происходят без потерь. Цветовой охват у них разный. Речь идет о том, чтобы уменьшить потери до приемлемого уровня. Это вызывает необходимость очень сложных калибровок всех аппаратных частей, составляющих работу с цветом: сканера (осуществляет ввод изображения), монитора (по нему судят о цвете и корректируют его), выводного устройства (создает оригиналы для печати), печатного станка (выполняет конечную стадию).

Как бы качественно не было подготовлено изображение в RGB - оно на печати (после авто перевода в пространство печати) будет выглядеть на порядок хуже, подготовленного (откорректированного) изображения в нужном профиле СMYK.

Аппаратно независимые математические цветовые модели необходимость при работе с цветом в цифровом виде. Рассмотрим, к примеру, аппаратно независимую модель (HSB), где каждый цвет описан тремя основными значениями:

• тон (Hue);

• насыщенность (Saturation);

• яркость (Brighness).

Модель HSB была разработана с целью обеспечения художника средствами интуитивного выбора цвета.

Тон - это цветовое имя в цветовом спектре.

Насыщенность - характеристика интенсивности цвета, т.е. количество белого в цвете. Цвет без содержания белого является высоко насыщенным. Уменьшение насыщенности цвета означает его разбеливание. Цвет с уменьшением насыщенности становится пастельным, блеклым, размытым. Работу с насыщенностью можно характеризовать как добавление в спектральный цвет определенного процента белой краски.

Яркость - определяет, как много света содержит цвет (т.е. освещенность или затемненность цвета). Цвет, не содержащий яркости, - черный; со 100%-й яркостью - белый.

Некоторые программы используют различные вариации цветовой HSB-модели, например: HSL - где L - освещенность (lightness); HSV - где V - величина яркости (value).

Для количественной оценки тона, насыщенности и яркости используется световой круг или его модификация - цветовой квадрат (рис. 24). Если спектр свернуть в виде трубки, то полученная фигура будет носить название цветовой круг. С помощью цветового круга удобно подбирать цвета и манипулировать ими. Круг имеет два основных параметра - тон и насыщенность. Тон измеряется в градусах, как это ни звучит странно. Ноль и триста шестьдесят градусов соответствует красному цвету, от него и идет отсчет. Насыщенность обозначает видимую яркость, или интенсивность цвета.


 

 

Цветовой круг и цветовой квадрат А - тон; Б - насыщенность; В - яркость; Г - тон

 

Тон характеризуется положением на цветовом круге и определяется величиной угла о 0 до 359 градусов. Например, для красного цвета (R) угол - 0, желтый (Y) - 60, зеленый (G) - 120, голубой (C) - 180, синий (B) - 240 и пурпурный (M) - 300. В HSB цветовой модели все одинаково насыщенные цвета располагаются на концентрических окружностях и чем ближе к центру круга, тем все более разбеленные цвета получаются. В самом центре любой цвет становится белым цветом.

Насыщенность обозначает видимую яркость, или интенсивность цвета. Насыщенность определяет количество серого цвета в оттенке, измеряется в процентах от 0% (серый) до 100% (полная насыщенность). На цветовом круге показано параметром Б (рис. 24), увеличиваясь от центра круга к краям.

Яркость зависит в основном от количества световых лучей, отраженных поверхностью данного цвета, что равно его яркости по отношению к другим цветам при данном освещении. Обычно измеряется в процентах от 0% (черный) до 100% (белый).

Графически модель HSB описывается при помощи цилиндрической системы координат (рис. 24а). В начале координат насыщенность равна нулю (ахроматический цвет - белый или серый) и яркость равна нулю (отсутствие света). Яркость увеличивается при движении вдоль оси «яркость» (вверх на рисунке), при этом точки, расположенные на оси, соответствуют серому цвету (или белому при максимальной интенсивности). Насыщенность увеличивается при удалении от оси «яркость» вдоль радиуса окружности. Цвета изменяются при движении вдоль окружности, причем за начало отсчета принимается красный цвет (0 град.)

 

Рис. 24а Графическое описание модели HSB

 

Модель HSB неплохо согласуется с восприятием человека: цветовой тон является эквивалентом длины волны света, насыщенность — интенсивности волны, яркость — количества света. Недостатком этой модели является необходимость преобразовывать ее в модель RGB для отображения на экране монитора или в модель CMYK для получения полиграфического оттиска.

Модель Lab была создана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеизложенных моделей, в частности, она призвана стать аппаратно независимой моделью и определять цвета независимо от особенности устройства (монитора, принтера и т.д.).

Цветовой режим Lab пользуется тремя каналами, один из которых соответствует яркости (Luminosity), а два других - цветовым параметрам, обозначаемым буквами а и b. Канал a содержит цвета в диапазоне от темно-зеленого (низкая яркость) через серый (средняя яркость) до ярко-розового (высокая яркость). Канал b соответствует цветам от светло-синего (низкая яркость) через серый до ярко-желтого (высокая яркость).

Яркость в модели Lab отделена от цвета. Это делает модель удобной для регулирования контраста, резкости и других тоновых характеристик изображения.

Независимость от конкретного устройства позволяет использовать режим Lab для редактирования любых изображений. Если изображение необходимо будет распечатать, режим Lab гарантирует нам, что при переходе к режиму CMYK цвета (за исключением не входящих в диапазон CMYK) не будут искажены. Некоторые программы при любом переходе от RGB к CMYK переводят изображение в режим Lab в качестве промежуточного этапа.

Модель Lab довольно сложна для практического освоения. Нам трудно решить, какой цвет «более синий», какой «более желтый». Поэтому цветовая коррекция Lab не распространена достаточно широко. Зато ценность этой модели как аппаратно-независимой имеет свое практическое применение в графических редакторах. Она служит ядром систем управления цветом и применяется (скрыто от пользователя) при каждом преобразовании цветовых моделей как промежуточная.

Выбор цветов в графическом программном продукте происходит посредством диалогового окна, называемого цветовой палитрой. На рис. 25 изображено окно выбора цвета одной из самых популярных сегодня программ обработки графических изображений Adobe Photoshop. В этом окне можно выбирать нужный цвет, просто щелкая мышкой, а можно воспользоваться и полями для ввода числовых значений, работая с одной из описанных выше цветовых моделей (именно так обычно и поступают профессиональные дизайнеры).

 

Рис. 25 Окно выбора цвета Adobe Photoshop

 

1.5.4. Индексированный цвет

 

При разработке мультимедиа- и веб-продуктов обычно приходится ограничивать свою палитру 256 цветами для того, чтобы наблюдать их на множестве разных компьютеров (минимальное для многих компьютерных систем качество; такие системы еще составляют значительный процент всех подключенных к Интернет компьютеров). Цветовые возможности компьютера зависят от количества его видеопамяти, в которой хранится экранное изображение, и, как правило, один и тот же компьютер может работать в нескольких режимах - либо с большим разрешением, но с меньшим количеством цветов, либо с меньшим разрешением, но более богатым цветом.

Видеопамять компьютера расположена не в мониторе, а на видеоплате в системном блоке; сам же монитор - устройство в основном аналоговое, а не цифровое, так что у него не может быть такой характеристики, как количество отображаемых цветов. Тем не менее, обычно пользуются термином 256-цветные мониторы для обозначения компьютеров, которые из-за аппаратных ограничений или установок ОС не могут отображать на своем мониторе больше 256 цветов.

Кроме идеального, с точки зрения цветопередачи, трехбайтового режима, который обычно называется true color, у многих дисплеев есть промежуточный режим high color, отводящий по два байта (точнее, 15 бит) на пиксель. Выяснив, сколько памяти нужно для хранения цветовой информации, разберемся с тем, как она устроена. Так как чаще всего для вывода цветовой информации на экран используется цветовая модель RGB, объем памяти, выделенной на каждый пиксель, делится на три равные части: для красной, синей и зеленой составляющих цвета данного пикселя. В режиме high color на каждую составляющую приходится по 5 бит (32 градации яркости (25)), а в true color - 1 байт (256 градаций (28)).

По-иному устроены форматы с 256 цветами: для каждого пикселя хранится не его цвет, а номер его цвета в общей для всего файла таблице используемых цветов — палитре. Количество цветов в этой таблице не может превышать 256, но т.к. цветовые значения в таблице задаются в трехбайтовом формате true color, цвета пикселей могут быть любыми, совсем не обязательно равномерно распределенными по цветовому кругу. Обычно эта палитра составляется на основе цветов, присутствовавших в исходном полноцветном изображении (это одно из ухищрений, позволяющих добиться приемлемого качества в ограниченной палитре), а у 256-цветных дисплеев небольшая часть палитры фиксирована (она используется для отображения рамок окон, иконок и т.д.), а остаток (обычно 216 цветов) отдается активной в данный момент программе, которая переопределяет эту палитру для себя. Эту цветовую таблицу из 256 цветов обычно называют таблицей кодировки цвета. Эта таблица служит индексатором цветов. Таким образом, термин индексированный цвет применяется к палитрам, в которых использовано 256 или менее цветов. Если производитель мультимедиа нуждается в сокращении миллионов цветов до тысяч или сотен, то его программное обеспечение может в этом случае прийти на помощь. Например, Adobe Photoshop включает в себя индексированный цветовой режим — Indexed Color, который позволяет ограничить количество цветов изображения 256 или менее. При преобразовании изображения в индексированный режим Photoshop создает поисковую таблицу цветов (CLUT — Color Look Up Table), которая содержит 256 или меньше цветов, составляющих изображение. Так как изображение принудительно втискивается в эту палитру, многие эффекты и фильтры Photoshop не могут применяться в этом режиме (в частности, выполняется сведение, уничтожающее информацию о слоях документа).

 

1.6.5.Плашечные цвета

 

Многоцветные иллюстрации печатаются в типографии небольшим числом красок. Количество красок определяется художественными, технологическими и экономическими соображениями. Как правило, если в иллюстрации использовано не более четырех отдельных цветов, то их краски и применяются для печати. Цвета, печатаемые собственными красками, носят название плашечных. Цвета для многокрасочных иллюстраций, получаемые при печати с помощью наложения красок базовых цветов модели CMYK, называются триадными.

Плашечная печать чаще всего применяется для передачи особых цветов (пастельные тона, бронза, серебро, светящиеся краски). Оттенок нужной краски подобран заранее, и она накладывается там, где встречается в публикации. Плашечные цвета широко используются и для печати публикаций, содержащих небольшое количество (до четырех, включая черный) отдельных цветов (визитки, бланки, прайс-листы, газеты и пр.). Это делается из соображений экономии.

С точки зрения печатника, различие между плашечными и триадными цветами очень существенно. Краски для плашечных цветов поставляются уже смешанными (в отдельных банках), а триадные цвета получаются смешением красок на листе отпечатка. Соответственно, и в компьютерных издательских системах краски для плашечных цветов выбираются из каталога, а триадные задаются пропорцией базовых компонентов. С помощью триадных красок можно передать любые цвета, а с помощью плашечных - только оттенки их собственного цвета. С другой стороны, плашечные цвета обеспечивают довольно высокую точность воспроизведения, поэтому используются и тогда, когда нужно получить очень точный цвет. Плашечные цвета иначе называют простыми.

Использование плашечного цвета означает, что для всех объектов этого цвета должна будет изготавливаться отдельная печатная форма. Короче говоря. при выборе плашечного цвета вы не определяете сам цвет, а лишь изолируете раскрашенные им объекты на отдельной печатной форме, на которую в типографии будет нанесена заранее приготовленная краска стандартного цвета. Выбирайте плашечный цвет тогда, когда вы и ваша типография работаете с одной из систем плашечных цветов.

Большинство компьютерных художников не пользуются для создания плашечных цветов цветовой палитрой. Для того, чтобы унифицировать использование таких цветов, создаются цветовые библиотеки. Наиболее известными являются Pantone, TruMatch, Focoltone и т.д. Существуют каталоги образчиков с пронумерованными в них цветами. Чтобы получить нужный цвет на экране, вводится номер этого цвета из каталога. Такие каталоги обеспечивают, как правило, максимально точное воспроизведение цвета при печати.

Photoshop имеет особую поддержку для плашечных цветов. Благодаря ей вы можете оценить вид изображения, предназначенного для печати этими цветами, на мониторе своего компьютера. Каждому плашечному цвету в изображении отводится отдельный цветовой канал. Информация о цвете канала сохраняется



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: