Формирование гендерной культуры как аспект подготовки молодежи к семейной жизни




На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры.

Будучи рожденными, девочка или мальчик вовлечены в совокупность хромосомных, гормональных, генитальных, социальных, коммуникативных и других различий. Очевидно, что вся жизнедеятельность человечества имеет половой оттенок – внешность, манеры, общение, темперамент, деятельность дома и вне его, ценности и т.д. Иными словами, различные процессы развития человека так или иначе включены в гендерную систему.

Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания.

Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

Современное общество часто провоцирует человека к универсальному поведению в различных ситуациях. Соответственно, меняется представление о гендерных ролях мужчин и женщин, они касаются не только трудовой сферы, но и семейной. Существует множество ограничений, накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится.[10, 15]

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях.

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Прежние, веками действующие представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, становясь мужем и женой, уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. С точки зрения идеальных отношений, не должно быть неравенства и некоего особого распределения ролей. Мужчина и женщина начинают стремиться, прежде всего, к таким отношениям, которые на протяжении долгого времени характеризуются яркостью чувственно-эмоциональных переживаний, направленных на удовлетворение всей совокупности супружеских ориентаций в их совместной жизни.

Конечно, не стоит стремиться к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

Сегодня очень много внимания в обществе и науке уделяется гендерным исследованиям. В Республике Беларусь понятие «гендер» впервые было озвучено на одной из конференций более десяти лет назад. Доступ широких масс к гендерным знаниям ограничен. Материалы появлялись в виде статистических данных, изложенных в научном стиле [1,53].

Гендер в психологии - это социально-биологическая характеристика с помощью, которой людям дают определение «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальная психология часто ссылается на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на половые [5,21].

В Концепции воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от 1989 г. гендерная культура, раскрывает содержание воспитательной работы и критерии сформированности - гендерная, культура.

Концепция предусматривает воспитание гендерной культуры у молодежи, которая предполагает формирование у ребенка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присуще им положительных качествах и чертах характера; раскрытие психологических, физиологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование о женском и мужском достоинстве, этическом смысле красоты детства, юности, зрелости.

Критериями сформированности гендерной культуры выступают:

· установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;

· стремление к взаимопониманию;

· наличие качеств, характерных для мальчика: смелость, рыцарство, трудолюбие;

· наличие качеств, характерных для девочек: доброта, любовь к детям, женственность, забота.

Процесс воспитания личности ребенка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола. Еще Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что нельзя один пол считать совершеннее другого, так и нельзя их уравнять. Воспитание гендерной культуры направленно на формирование целостной личности мальчика-юноши-мужчины и девочки-девушки-женщины [3,99].

Жизнедеятельность любого ребенка происходит в условиях неповторимого. Только ему свойственного окружения. В последнем значительное место занимают институты, прежде всего семья и школа. Следовательно, необходимо рассмотреть место и функции всех субъектов воспитательного процесса и их целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования гендерной культуры подростков,

В.Е. Каган выделяет принципы полового воспитания: идейности, реалистичности, оптимизация задач, активности, понятности и ясности, доверия, правдивости, чистоты. Например, принцип идейности предполагает решение задач процесса, формирование гендерной культуры. Принцип реалистичности имеет в виду воспитания гендерной культуры подростков на основе реалистического понимания гендерной дифференциации. Часто используется принцип активности, предписывающий не ждать проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими и создавать их. Внутренние побуждения, мотивы поведения мальчиков и девочек формируются посредством усвоения внешней социальной деятельности. Принцип понятности и ясности ориентирован на реальные возможности понимания и осмысления подростками преподносимой информации. Наблюдение принципа правдивости подрывает авторитет воспитателя. Принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям, интересам и проблемам ребенка. Принцип чистоты определяет нравственное наполнение и оформление сведений о ноле и отношениях людей разного пола.

Для достижения необходимого эффекта в процессе формирования гендерной культуры подростков необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится воспитание: социальной ответственности во взаимоотношениях между лицами женского и мужского пола; стремление иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправия отца и матери в семье; рождение нескольких дети; взаимоотношения между детьми и родителями; способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но также как к представителями мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические психологические и половые особенности; адекватного понимания взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств.

В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин, осознавать необходимость строить отношения с другими людьми, учитывая их гендерные особенности,

Для реализации проекта воспитания гендерной культуры подростков были выделены условия:

1. В основе идеологии проекта заложены реализация и удовлетворения запросов, потребностей и интересов детей;

2. Наличие единства намерений и действий семьи, школы, учреждений внешкольного образования и воспитания;

3. Творческий подход к воспитанию;

4. Компетентность педагогов [4,24].

Таким образом, главной фигурой процесса формирования гендерной культуры выступает личность подростка, т.е. в основе заложена реализация и удовлетворения запросов» потребностей и интересов детей. Большое значение имеет единство намерений и действий семьи, школы и воспитания. Обязателен творческий подход к организации процесса воспитания гендерной культуры подростков в зависимости от ситуации, возраста учащихся, сложившихся; взаимоотношений в коллективе, Компетентность педагога заключается в четких представлениях о гендерной культуре, учете особенностей социального развития мальчика и девочки, знании об учете особенностей сексуального развития и полового созревания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: