Губы_________________________ (достаточно подвильные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)
Язык ____________ (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация — отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор — подергивание, изменение цвета; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)
Саливация___________ (норма, повышенная)
Состояние дыхательной и голосовой функций тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)_________ характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)
Выразительность речи______________ (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)
Вывод:____________________________________________________________________________
VIII. Фонематический слух и фонематическое восприятие
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
да-та-та ___ ка-га-га ___
ба-па-ба ___ ко-го-го ___
то-то-до ___ бу-бу-пу_____
вы-ви-вы ____ ма-мя-мя _____
2. Различение слов со сходным звуковым составом:
кот — ток___ тень — день ____
том — дом ___ коза — коса ___
суп — зуб ____ рак — лак ____
бочка — почка_____
мышка — мишка ___
корка — горка_____
3. Определение звука в ряду других звуков___ (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук)
4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук__________________________
5. Выделение первого и последнего звука в словах (с 6 лет) кот _____, дом _____, утка ____
6. Придумывание слов с заданным звуком _
|
Вывод: __________________________________________________________________________
IX. Звукопроизношение
Звуки | Воспроизведение звука | |
изолированно | в речи | |
Свистящие, [ц] | ||
Шипящие, [ч] | ||
Звуки [ л ], [л'] | ||
Звуки [p], [р'] | ||
Другие звуки | ||
Дифференциация звуков |
Вывод_____________________________________________________________________________
X. Слоговая структура слова
п/п | Класс слов | Самостоятельное называние (по картинкам) | Повторение за логопедом |
Двусложные из двух открытых слогов (ноты, муха, дети, вата) | |||
Трехсложные из открытых слогов (малина, голова, молоко, бананы) | |||
Односложные (кот, дом, мак, дым) | |||
Двусложные: с одним закрытым слогом (петух, хобот, диван, веник); со стечением согласных в середине слова (ветка, кофта, сумка, туфли); с закрытым слогом и стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан). | |||
Трехсложные: с закрытым слогом (бегемот, телефон, попугай, молоток); со стечением согласных (улитка, ботинки, калитка, девочка); закрытым слогом и стечением согласных (будильник, кофейник, Айболит, охотник); с двумя стечениями согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист) | |||
Односложные со стечением согласных (винт, гном, бант, танк) | |||
Двусложные с двумя стечениями согласных (клубки, клюква, клумба, гнездо) | |||
Четырехсложные из открытых слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы) | |||
Со сложной слоговой структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, градусник) |
|
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора _______________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу_____________________________________________
Троллейбус остановился на перекрестке________________________________________________
Жираф живет в зоопарке_____________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________
(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.)
XI. Лексическая сторона речи
1. Понимание обращенной речи________________________________________________________
(ограниченно, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи)
2. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:
ваза _______ венок _______ пылесос _________ корни ______ аквариум ________ тротуар ______ винегрет _______________ клумба ___________ сердитый __________ острый _________ томатный ____________ зазеленело__________ гремит ______________
3. Знание названий предмета и его частей:
стул (ножки, сиденье, спинка)_________________________________________________________
чайник (крышка, ручка, носик, донышко)_______________________________________________
машина (кабина, кузов, колеса...)______________________________________________________
4. Употребление обобщающих слов:
с 5 лет:
овощи ___________ мебель ________________ домашние животные __________________
фрукты ___________ посуда____________________ дикие животные____________________
одежда ______________ цветы ___________________ грибы_____________________
обувь __________________ деревья______________________ рыбы_________________
с 6 лет:
транспорт_______________________ профессии______________________
|
ягоды ____________________ насекомые __________________________
бытовые приборы _____________________ продукты питания _____________________
5. Знание названий животных, птиц и их детенышей:
кошка _______________лиса _______________ курица _________________ корова ____________
заяц ______ гусыня _______ собака _________ медведь __________
утка ___________ коза ______________ волк _________________ овца __________
лошадь _________________ свинья __________________ белка_____________________
6. Кто где живет?
медведь____________________лиса ______________ белка________________птица ___________ волк _______________ собака ________________
7. Кто как кричит?
Корова_______________лягушка___________утка _______________собака___________воробей ___________ гусь _________лошадь _________ кошка ______________ мышь________________
8. Кто как передвигается?
змея________комар _______ заяц __________ бабочка ______________ гусеница _____________
уж ___________ рыба __________ лягушка _____________ птица________________
9. Подбор прилагательных к имени существительному (2— 3 слова):
солнце (какое?)_____________________________________________________________________
апельсин (какой?)___________________________________________________________________
лиса (какая?)_______________________________________________________________________
облака (какие?) _____________________________________________________________________
10. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам:
с 5 лет: с 6 лет:
веселый __________________друг ________________________говорить_________________
широкий ________________шум_____________________ссориться ____________________
большой________________________больной_____________радоваться _____________________
злой ____________свет _________________спать_________________
сладкий _________________ _сухой _____________________ хвалить ____________________
Вывод: ____________________________________________________________________________