Дыхание, звукообразование, звуковедение




Методика работы с хором младших классов.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Руководителю хора следует знать особенности развития голосового аппарата у детей. Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено. Младшая детская группа - возраст 7-10 лет. Для данного возраста характерны: фальцетное звукообразование, довольно небольшой диапазон («до» I октавы –«до» II октавы, или «ре» I –«ре» II октавы), небольшая сила звука, незначительные различия в голосах мальчиков и девочек. Отличительной чертой механизма голосообразования в этом возрасте является отсутствие голосовой мышцы, которая полностью формируется к 12 годам. Также для голоса младшего школьника с войственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.

Начиная с первых же дней занятий, внимание ребят обращается на формирование качества звука и выработку основных певческих свойств голоса - звонкости, полетности, являющихся главным источником красоты детского певческого звука. В доступной пониманию детей форме им рассказывается о строении голосового аппарата, о необходимости бережно относиться к своему голосу. Педагог объясняет ребятам, для чего и как нужно охранять голос от перенапряжения: не кричать при разговоре на улице и дома, не петь слишком громко, не бегать перед пением, не есть на улице мороженого, разгоряченными не пить холодной воды,

Чтобы научить детей естественному, красивому пению, необходимо привить им определенные певческие навыки дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, фразировки, дикции.

Нужно научить ребят добиваться хорошего вокально-хорового строя и ансамбля в звучании своей партии и в многоголосом хоре в целом, выработать внимательное отношение к певческой установке и руке дирижера. Все эти навыки приобретаются и осваиваются в едином комплексе.

Вокально-певческая установка

Певческая установка является необходимым условием, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности.

С первых же уроков детей приучают к свободному, ненапряженному положению корпуса, головы, рук, ног. Все мышцы участвующие в голосообразовании, должны быть в самом удобном и естественном состоянии покоя, но не расслабленности.

Ребятам разъясняется, что певческая установка ведет к быстрой утомляемости голоса и организма в целом. На репетиции при пении сидя не следует класть ногу на ногу или же ставить обе ноги на стул впереди сидящего товарища, так как это вызывает неправильное дыхание и звукообразование. При пении стоя нужно стоять прямо, сохраняя спокойное положение грудной клетки, не горбиться, выражение лица во время пения должно быть естественным, приветливым, спокойным. Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни каждого человека.

Дыхание, звукообразование, звуковедение

Основой правильного пения служит правильное дыхание. У начинающих ребят часто преобладает ключичное судорожное дыхание, сопровождающееся подниманием плеч. Поэтому выработка правильного спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством.

Многочисленными упражнениями, приемами дыхательной гимнастики, целым рядом заданий на разные виды дыхания отрабатывается смешанный тип дыхания.Рекомендация дышать животом наиболее понятна детям, особенно маленьким, диафрагма же автоматически включается в работу.

Вначале, чтобы учащиеся ощутили "певческий пояс", им предлагается расставив пальцы, положить руки на пояс и по сигналу дирижера сделать вдох, следя за тем, чтобы не поднимались плечи и грудь, а расширялись нижние ребра.

Упражнение «Ладошки» И.П.- встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делать короткий, шумный активный вдох носом и одновременно сжимать в кулачки ладошки, затем активный выдох,кулачкирасжать.На первом этапе выдох бывает произвольным, поскольку все внимание сосредоточено на правильности - вдоха.

Упражнение «Проколотый мяч» - тренировка выдоха на согласных звуках «с», «ж», «з». Упражнение выполняется стоя (8-10 раз). Нажимая двумя руками на воображаемый проколотый мяч, выпускаем из него воздух. Делаем медленный глубокий вдох – затем медленно выдыхаем воздух со звуком [с-с-с], постепенно сводя ладони.

Короткий вдох через нос и равномерный выдох на звук «с» и «з» - полуулыбка, язык упирается в нижние зубы.

Выдох на звук «ж» - губы вытянуты. Звучание таинственное, низкое и резонирующее в груди. Для проверки приложить ладонь к груди и почувствуйте вибрацию.

Овладев приемом спокойного медленного выдоха, ребята приучаются к быстрому короткому вдоху, необходимого для исполнения произведений в быстром темпе. В младшем хоре это упражнение облекается в форму игры под названием "зеваки". Игра заключается в следующем: по руке дирижера ребята поют один из звуков неопределенной длительности в примарной зоне. После выстраивания унисона дирижер показывает выдох, снятия звука, затем вдох и опять выдох.

Умение каждого ребенка дышать правильно обеспечивает общехоровой прием дыхания, которое называется "цепным" - условие для непрерывного звучания партии или хора в целом на протяжении долгого времени.

Большое значение придается приемам звукообразования, которые нужно рассматривать как средство художественной выразительности. Постоянным приемом звукообразования в хоре является мягкая атака.

Однако и при мягкой атаке требуется точность и определенность в становлении звука, поэтому приходится много работать над преодолением расплывчивости и неопределенности в его возникновении. Этого особенно трудно добиться при нюансе пиано.

В младшем хоре ощущение становления звука подкрепляется понятиями из жизненных представлений ребят. Дети стараются воспроизвести звук особенно осторожно, аккуратно, без толчка. Когда звук сравниваешь с нежным цветком жасмина, у которого при неосторожном обращении сразу опадут лепестки, или со стаканом молока, которое обязательно прольешь, если будешь ставить стакан неосторожно толчком, тоже самое происходит со звуком, он как бы расплескивается и теряет свою естественную красоту. Фантазия ребят здесь развивается неограниченно, и не надо ей мешать.

Твердая атака в младшем хоре не используется, в старшем - в редких случаях и только как художественный прием.

При выравнивании звучания хора главная задача - научить ребят петь звук на разные слоги, негромко, округло, держась на одной заданной высоте. В работе над качеством звука как с младшими, так и со старшими детьми часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому, гнусавому, глухому. крикливому, резкому звуку противопоставляется звук нежный, мягкий, округлый, звонкий.

Боязнь громкого пения приводит к тусклому, бесцветному звучанию, лишенного насыщенного тембра, звонкости, которое при нюансе форте у неопытных ребят переходит в крик. Воспитание навыка звучного пения на правильном свободном дыхании помогает расширению динамической палитры звуковых красок, необходимых для выразительного исполнения.

При работе над звукообразованием и звуковедением наиболее трудно добиться ровного звучания голоса во всех его регистрах. Умение сгладить регистры (головной, грудной и смешанный) на всем диапозоне звучания голоса - основная задача, стоящая перед педагогом.

В процессе занятий вырабатывается смешанное-микстовое звучание с преобладанием головного звучания в верхнем регистре. Такое звучание достигается умением правильно использовать головное резонирование, а также высокую и легкую певческую позицию. Найти это ощущение поможет пение упражнений с гласными "У", Округлое светлое звучание вырабатывается упражнениями, построенными на постепенном движении голоса вверх или вниз, пением на улыбке, приближение артикуляции светлых гласных к более прикрытым.

На занятиях в хоре постоянно ведется большая работа по устранению довольно часто встречающихся дефектов в звукообразовании и звуковедении таких как зажатость челюсти, гнусавость, неподвижность голоса. Целый ряд упражнений на различные слоги (МА, ЛЮ, КУ, ДА, ДИ) помогает избавиться от этих недостатков.

В результате обучения дети овладевают различными видами звуковедения: протяжным, связным пением, отрывистым, с подчеркиванием отдельных звуков и др. Все это несомненно помогает овладению техническими трудностями и художественному исполнению разучиваемых произведений

Дикция, артикуляция

Работа над приемами звукообразования тесно переплетается с работой над дикцией, артикуляцией, фразировкой. Четкая артикуляция, ясная дикция и выразительная фразировка окрашивают звучание хора в нужные тона, очищают хоровой строй, укрепляют ансамбль, ведут к высоко художественному исполнению.

Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком).

Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

«Присоска». Присосать язык к нёбу и по жесту руки щелкнуть. Выполняем 5 раз.

«Лошадка». Поцокаем языком громко и быстро (10-30 сек.).

«Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-ар». Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

У детей впервые пришедших в хор, часто наблюдается отсутствие ясной и четкой дикции не только в пении, но и в разговоре. Для выработки хорошей дикции пользуются целым рядом упражнений-скороговорок. Работая с детьми над текстом можно рассказать ребятам о том, что в театральном зале слышимость отдельных слов и вообще всего текста зависит не от громкости голоса драматического актера, а от ясности произведения. Каждый звук у хорошего актера - ясный, округлый, осмысленный. А бывает, порой, что слова, сказанные громко, менее понятны, чем слова, произнесенные шепотом.

Дикция, четкое, осмысленное произношение текста, связанное с пониманием содержания произведения, всегда в поле зрения дирижера, чтобы обратить внимание ребят на текст, руководитель остроумно шутит, делая вид, что ему посыпались другие слова, не имеющие к данному тексту никакого отношения. Шутка оживляет ребят, и они с особым старанием произносят то или иное слово.

Строй и ансамбль

Умение выстроить хор, сделать его звучание чистым, активным и выразительным - чрезвычайно трудная задача, от которой зависит самый кординалъный вопрос: "быть или не быть" хоровому коллективу. Ребятам разъясняется, что хоровой строй и ансамбль могут быть хорошими лишь в том случае, если участники хора научатся сознательно слушать своих соседей в партии, хор в целом, одинаково и одновременно петь со всеми.

Важнейшим условием, обеспечивающих хоровой строй, является тщательно выстроенный унисон отдельной партии хора, единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков, чуткая реакция на указания дирижерского жеста.Дети не всегда сразу понимают, что значит петь слитно "как один", немогут установить кто поет громче - он сам или его товарищ. Тогда следует вызвать одного из ребят, который, послушав определит, кто из поющих выделяется. Такой прием помогает отдельным ребятам исправить свои недостатки. Выработать у ребят умение слушать себя и других, различать чистое и фальшивое пение - это первейшая необходимость.

Дирижерский жест

С первых уроков ребята учатся сознательно воспринимать жест дирижера и воспроизводить звуки нужной высоты и окраски.

Внимание поющих обращается к дирижерскому жесту. Дети сразу знакомятся с четырьмя основными указаниями руки: "внимание", "дыхание", "начало", "окончание" пения. Затем они постепенно начинают понимать жесты, указывающие на определенный характер звуковедения, на усиление или ослабление звучности и т.д.).

Занятия хоровым пением должны снимать нервно-психические перегрузки и доставлять детям радость. Поэтому на занятиях педагог должен стремиться к созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, быть доброжелательным, с улыбкой на лице, во время разучивания песенного репертуара хвалить своих учеников. Только в такой обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более качественно, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: