Учебно-методический проект




ТИХОМИРОВА

СофьяИгоревна

Направление

«Общая биология»

 

Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению интеллект карты по дисциплине «Биометрия»

Учебно-методический проект

Научныйруководитель:Бабакова Татьяна Анатольевна

 

Петрозаводск 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................................... 3

1. МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫИЛИ КАРТЫУМА.......................................................................... 5

1.1. Сущность понятия ментальных карт................................................................................. 5

1.2. Основные правила составления.......................................................................................... 5

1.3. Преимущества и ограничения........................................................................................... 7

1.4. Области практического применения ментальных карт.................................................... 8

2. СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНЫ«БИОМЕТРИЯ».................................................................10

2.1. Биометрия как наука........................................................................................................... 10

2.2. Основные задачи количественной биологии..................................................................11

2.3. Математическая модель.......................................................................................................11

2.4. Этапы биометрического исследования..............................................................................12

ВЫВОДЫ....................................................................................................................................... 35

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................. 36


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для преподавателя высшей школы важно уметь пользоваться различными учебно-методическими приемами, а также знать как преподать это умение студентам. Незаменимым атрибутом вузовского учебного процесса является интеллект-карта. Владение техникой составления интеллект-карт позволяет лучше разобраться в любой теме.Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Бьюзен – автор более 80 книг на тему ментальной (мыслительной) грамотности, наиболее известные из них «Суперпамять», «Максимально используйте свой разум», «Умные родители – гениальный ребенок», «Суперинтеллект», «Научите себя думать», «Усовершенствуйте свою память», «Скоростная память». Интеллект-карта, как любая карта, дает обобщенное представление о какой-либо обширной области или предмете; позволяет собрать и сохранить в одном месте большое количество данных; демонстрирует маршруты; является графических способом отображения данных. В основе интеллект-карты лежит феномен радиантности мышления. Радиантность мышления – это природная склонность мозга мыслить ассоциативно от «центра к периферии». В центре находится точка (радиант), от которой во все стороны расходятся ассоциации.

Применение интеллект-карт можно назвать широким: подготовка выступлений и презентаций; обдумывание проблем и анализ сложных ситуаций; коллективное творчество и мозговой штурм; конспектирование и аннотирование; планирование; принятие решений; подготовка к экзаменам и зачетам.

Методика поможет студенту разовраться в большом количестве информаци, представить ее в виде ясной структуры, которую будет намного легче анализировать и генерировать новые идеи (Бабакова, 2020).

В дидактике высшей школы самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как форма организации обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации

Организация самостоятельной работы студентов требует определенного технологического оснащения процесса, включающего ряд этапов (подготовительный, целеполагания, консультативный, рефлексивный, аналитический.)

Эффективность управления самостоятельной работой студентов зависит от соблюдения условий организационного, психолого-педагогического, материального порядка. (Бабакова, 2020).

Интеллект карта составляется студентом с целью:

1. Овладение понятийным аппаратом изучаемого курса или раздела;

2. Самостоятельной проработки материала в соответствии с учебно-тематическим планом;

3. Самопроверки;

4. Подготовки к предстоящему зачету.

Тема: Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по

выполнению интеллект карты по дисциплине «Биометрия»

Проблема: Самостоятельная подготовка к зачету по дисциплине «Биометрия» с использованием интеллект-карты.

Объект исследования: Технология использования интеллект-карты в процессе изучения дисциплины «Биометрия».

Цель работы: оценить использование технологии интеллект-карты для самостоятелной работы при подготовке к зачету или экзамену.

Задачи:

1. Изучить и охарактеризовать методику создания интеллект карты.

2. Ознакомиться с компьютерными программами для создания интеллект – карт.

3. Ознакомиться со спецификой дисциплины «Биометрия».

4. Оценить эффективность метода для выбранной дисциплины.

 

1. МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫИЛИ КАРТЫУМА

 

1.1 Сущность понятия ментальных карт

 

Ментальные карты, а в оригинале Mindmaps (интеллект карты), это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века, как раз, благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия. Подход очень простой, необычный и позволяет ощутить радость от самого процесса создания таких диаграмм, называемых ментальными картами или интеллект-картами.
Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.
Со временем у каждого человека развивается свой стиль создания ментальных карт, а на первых порах используют готовые примеры. Некоторые ментальные карты похожи на картины, так как происходит раскрытие творческого потенциала при их создании. Идеи, которые возникают при создании ментальных карт, до сих пор поражают своей оригинальностью.


1.2 Основные правила составления

 

Если нашему мозгу позволить думать на естественном для него языке, то именно ментальные карты будут наиболее подходящим и точным инструментом, отражающим то, что происходит в нашей голове.
Если Вы хотите как-то зафиксировать беспорядочность поступления мыслей, идей, образов, проносящихся в Вашем мозге, когда Вы о чем-то думаете или читаете, в виде таблиц, списков, обычного текста, то это потребует дополнительных усилий, т.к. для нашего мозга неестественно думать таким образом. Так как информация Вашего потока мыслей зафиксированная в виде таблиц, списков и обычного текста, это требует дополнительную работу по переводу этой информации на понятный длянего язык. Если же Вы будете фиксировать эти мысли и идеи в виде ментальных карт, то мозгу это будет легко, ясно и понятно, потому что они записаны на его языке.

В основе ментальных карт лежит предположение, что для человеческого мозга естественно ассоциативное и иерархическое мышление. А также, предположение, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит визуальное мышление. Технике составления ментальных карт (от англ. mindmapping) легко обучиться, и, надо сказать, с ее помощью всегда что-нибудь да получается, поэтому неудивительна ее популярность.

Построение умной карты подчинено ряду простых правил:

1. Карта должна быть нарисована;

2. Ментальная карта всегда строится вокруг центрального объекта, то есть центральной идеи;

3. Каждое слово и каждый рисунок в умной карте, в свою очередь, сам становится центром для очередной ассоциации;

4. Все основные темы и идеи, нарисованные и записанные, должны быть связанны с объектом внимания, центральной идеей и они должны расходиться от центрального образа в виде ветвей;

5. В умной карте ветви, в виде плавных линий, обозначаются и поясняются с помощью ключевых слов или образов;

6. Вторичные идеи будут в карте изображены в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; и третичные и более высокого порядка строятся по тем же принципам;

7. Все ветви формируют связанную одним целым (центральной идеей) узловую систему.

В ментальных картах очень чётко видны четкие ассоциации ключевых слов друг с другом и, запоминание поэтому не становиться проблемой, особенно, если карта выполнена в цвете и многомерно. Ведь эта структура, по мнению изобретателя ментальных карт, соответствует естественным формам функционирования мозга. Составляя ментальную карту, Вы будете делать основной акцент на ключевых понятиях и центральной идее, а это не только отвечает естественным стремлениям мозга, но и стимулирует способность создавать и задавать наводящие вопросы. А также стимулирует способность творить новое содержание основной идеи, а также создавать, плодить, новые идеи.

Автор теории ассоциативного и иерархичного мышления дает ряд практических рекомендаций по составлению ментальных карт, на которых я тоже хотела бы остановиться. Тони Бьюзен называет это законами Mindmap:

1. Обязательно должна быть концентрация внимания на центральном образе.
2. Обязательно нужно использовать графические изображения и образы.
3. Работу над картами необходимо вести как минимум с тремя и более цветами.
4. Должно присутствовать объемное изображение за счет выпуклых букв и псевдо-многомерной графики - кубики, объёмные трапеции и параллелепипеды.
5. Обязательно рисовать что-то, что вызывает чувственно-эмоциональные переживания. Это можно воплотить в виде рисования сердечек, пронзенных стрелами, а также с помощью восклицаний и вопросиков.
6. Если варьировать шрифты или размеры, толщину линий и масштаб графики, то тоже можно добиться эффекта объёмности.
7. Необходимо использовать стрелки для подчеркивания связей между элементами умной карты.
8. Можно использовать кодирование информации и изобретать аббревиатуру, понятную только Вам и опять же вызывающий какой-то образ или отклик.
9. Соблюдать строгий принцип "Одно ключевое слово на каждую линию".
10. Ключевые слова использовать над ассоциативными линиями, причём, длина линии должна равняться длине относящейся к ней ключевой фразе.
11. Стараться ограничивать количество блоков важной информации с помощью линий, так как, как известно, мозг запоминает всего семь плюс\минус две единицы информации.
12. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей, для получения иерархии.

Все это - отличные советы, особенно в ситуациях, критических по времени и авральных по духу, когда требуется коллективная либо индивидуальная выработка стратегии, либо выход на уникальное и новое решение. Без ментальных карт тяжело добиться адекватной организации собственных мыслей и конспектирование чужих идей. Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае,если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что этот вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.
Идея Тони Бьюзена помогает восстановить живые мысли, развивает память и креативность, обращается к нашему подсознанию, в котором находятся ответы на все вопросы. В результате человек быстро находит верное решение любого вопроса или проблемы.

1.3 Преимущества и ограничения

 

Преимущества интеллект карты перед текстовым планом очевидны: десять ключевых слов запомнить намного проще, чем десять страниц текста; оратора вооруженного ментальной картой презентации сбить с мысли вопросами или чем-то еще практически невозможно; интеллект карту можно представить как наглядный пример (слайды, плакаты), так слушатели лучше запомнят основную идею и меньше будут отвлекаться, глядя по сторонам; также, в завершении презентации распечатанные экземпляры ментальных карт можно использовать как раздаточный материал. Интересным свойством карт является и тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

Слабые же стороны этой техники заключаются в том, что сложные, комплексные положения вещей сильно упрощаются; те же составители часто впадают в иллюзию, что достигли общего понимания проблемы, когда это не соответствует действительности; ну а картинки могут оказывать суггестивное влияние и направить Ваши мысли в неверном направлении. Так же ментальные карты сугубоиндивидуальны и работают только с краткими обобщениями, что в псоледствии может привести к трудностям.


1.4. Области практического применения ментальных карт


Ментальные карты – это очень сильный и удобный инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, а также мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, посему, и область практического применения ментальных карт очень разнообразен, я приведу лишь некоторые, основные из них.
1.Планирование:управление временем. Карты также помогут и при разработке сложных проектов или нового бизнеса;
2.Презентации: карта покажет за меньшее время больше информации, при этом презентация лучше отложиться в памяти.
Карта нужна для проведения деловых встреч и переговоров;
3.Принятие решений: четкая и ясная картина всех "за" и "против". Взвешенное и продуманное до мелочей решение;
4.Мозговой штурм: с помощью ментальных карт человек может усилить свое творческое мышление. Коллектив, составляя групповую карту, приходит к решению сложных задач быстрее и эффективнее;
5. Обучение: с помощью этого инструмента очень удобно создавать ясные и понятные конспекты лекций. Когда читаешь книгу или учебник с помощью ментальных карт, получается максимальная отдача от прочтения. Карты - очень нужный и простой инструмент для работы по написанию всевозможных рефератов, курсовых проектов, дипломов, так как после создания карты будущего творения, остаётся только строчить без остановки главу за главой.
6.Запоминание: с помощью карт очень легко готовиться к экзаменам и зачётам. Позволяет укомплектовать свои списки дел. Каким бы абстрактным ни выглядел майндмэппинг на первый взгляд, он может быть использован для самых разных целей и в различных сферах деятельности человека. Методика ментальных карт может быть полезной каждому. Более того, она вполне применима и в повседневной жизни. Например, с ее помощью можно структурировать информацию о рецептах, цитаты из любимой книги, любую полезную информацию,

необходимую вам.

 

 

2. СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНЫ«БИОМЕТРИЯ»

 

2.1 Биометрия как наука

 

В процессе любых научных, особенно экспериментальных, исследований, как и во всех областях прикладной биологии (медицине, агробиологии, селекции, охотоведении, лесоводстве, биотехнологии и т.д.), мы всегда имеем дело с цифрами — данными о размерах, весе, возрасте, плодовитости организмов, продуктивности экосистем, урожайности сортов, соотношении между признаками, дозами факторов, различными диагностическими и иными тестами и прочими количественными показателями и числовыми характеристиками. За многообразием этих цифр прячутся конкретные закономерности, которые требуют объективной оценки и научного объяснения. И здесь самое широкое применение находят приемы биометрии — пограничной дисциплины, призванной с помощью соответствующего математического аппарата оценить разнообразные связи, зависимости и отношения между биологическими явлениями, объектами и процессами и показать реальность их существования.

Биометрия представляет собой инструмент, способный измерить значимость и надежность полученных результатов, заранее рассчитать и спланировать численность объектов для того или иного эксперимента, оценить достоверность проверяемой в эксперименте гипотезы, по части охарактеризовать целое, получить точную количественную характеристику изменчивости исследуемого показателя, определить степень и характер различий между признаками и процессами, выделить из множества воздействующих на явление факторов наиболее важные, измерить силу их влияния. Методологией количественной биологии является отделение случайного от закономерного, доказательство существования закономерного в видимом хаосе изменчивости. Это достигается посредством множества методов прикладного статистического анализа, основанных на знании закономерностей поведения случайных величин.

Игнорирование и недооценка статистической обработки полученного исследователем материала может свести на нет результаты многих важных опытов, привести к необоснованным или даже ошибочным заключениям. Напротив, умелое применение биометрических методов увеличивает информативную ценность проведенного исследования, обогащает экспериментатора новыми знаниями, помогает правильно планировать постановку опытов, глубоко разбираться в полученных данных, объективно оценивать результаты массовых наблюдений, выявлять скрытые закономерности и правильно их трактовать, что в конечном итоге делает биологию точной наукой.

При этом следует иметь в виду, что сама по себе статистическая обработка данных, как бы ни была она совершенная с точки зрения математики, не может служить гарантией качественности выполненного биологом исследования и не способна обеспечить надежности полученных им результатов, если само исследование проведено неправильно или использованные данные ошибочны. Более того, формальное применение математических методов, без понимания их сути и слепое использование ее, даже когда в этом нет никакой необходимости, может принести только вред. В работе биолога одинаково недопустимы как математический фетишизм, подмена биологических методов математическими и недооценка статистических приемов обработки.

 

2.2 Основные задачи количественной биологии

 

Биометрия — это инструмент эмпирического познания природы, в отличие от математической биологии, исследующей теоретические проблемы с помощью аналитического моделирования.

Методы количественной биологии (биометрия) призваны конкретизировать отражение биологических факторов, придать строгость биологическим выводам и прогнозам, способствовать целенаправленному исследованию биологических феноменов. Можно говорить о четырех основных задачах количественной биологии.

1. Задача количественного представления биологических факторов (измерение и сокращение размерности)—выразить свойства отдельного биологического объекта измерения в виде числа, варианты, значения переменной.

2. Задача обобщенного описания множества факторов (статистическое оценивание)— рассчитать показатели, параметры, которые полноценно отражают свойства множества однотипных объектов измерения, свойства выборки.

3. Задача поиска закономерностей (проверка статистических гипотез) — доказать неслучайность отличий между сравниваемыми совокупностями, объектами, показать реальность зависимости их характеристик от неких внешних или внутренних причин.

4. Задача исследования процессов (динамическое имитационное моделирование) — объяснить ход природного процесса множеством специфических отношений (выраженных уравнениями) между переменными биологического объекта и среды.

Для решения каждой из этих задач предлагаются достаточно простые, но эффективные способы, рассмотренные ниже (Ивантер, Коросов, 2014).

 

2.3 Математическая модель

 

Математическая статистика предлагает исследователю различные модели действительности, с помощью которых можно решать биометрические задачи разной сложности. В слове «модель» заключается только одно содержание: все, что мы думаем о действительности, есть ее отражение в нашем сознании, слепок, подобие. Мысль о природе есть ее модель.

Число — это тоже модель, способ мышления о существенных чертах объектов, отбор из бесчисленного множества его свойств лишь некоторых с указанием того или иного числового значения.

Модели в виде простой формулы часто используются в иллюстративных целях для кратного выражения неких общих мыслей. Таковы рассмотренные ниже понятийные модели варианты, на которых основаны разного рода статистические методы.

Для строго описания действительности статистическая теория предлагает множество математических моделей. Центральной моделью выступает «закон нормального распределения» — функция, описывающая специфическое соотношение между значениями непрерывной случайной величины (t) и частотой (вероятностью) встречаемости ее значений (p):

(формула плотности вероятности непрерывной случайной величины).

 

2.4 Этапы биометрического исследования

 

Биология по большей части остается наукой эмпирической: сбор фактов в поисках закономерностей проявления природных феноменов доминирует над объяснением существа этих процессов, построением теории (особенно количественной) и прогноза. Поиски «закономерностей» в биологии явно превалируют над поисками «законов», в первом случае говорят об эмпирической (индуктивной) науке, во втором — о теоретической (дедуктивной).

Математическая статистика, исследующая массовые проявления, служит средством доказательства существования той или иной закономерности, причинной обусловленности серии фактов. Факт сам по себе, раз случился, достоверен. Доказывать приходится достоверность существования причин, вызывавших факты к жизни и тем самым обеспечивающих их общность. Если наличие некоей причины обуславливает однотипность протекания биологических процессов, вызывает повторные появления сходных результатов, говорят о обнаружении закономерности. Закономерное —это повторяющееся, причем в зависимости от известных условий (причин). Биометрия представляет способы доказательства реальности эмпирических закономерностей. Они служат необходимым средством достижения биологом своих целей, установленных исходя из существа биологической проблемы. В этом смысле для биометрического исследования очень важна формулировка биологического вопроса.

Мало обнаружить закономерность, необходимо еще и показать ее реальность, а для этого следует оценить ее количественно. Статистический анализ как раз и служит этой двойной задаче: во-первых, численно охарактеризовать биологический объект, явление или процесс, его масштабы и тенденции и, во-вторых, его масштабы и тенденции и, во-вторых, доказать объективность его существования, достоверность отличия от других явлений или процессов. Опираясь на полученный научный материал, статистика способна доказать несостоятельность выдвинутых гипотез, отделить, как зерна от плевел, истинные отличия от случайных, привнесенных неучтенными факторами, вычленить реальную закономерность из обилия сырого экспериментального материала.

К сожалению, исследователи зачастую подменяют цели исследования средствами их решения, что понятно из такого типичного вопроса: «Вот мои данные, как их нужно статистически обработать?» Конструктивный диалог может начаться только после ответа на другой вопрос, зачем эти данные нужно как-то обрабатывать, зачем вообще они были собраны? Нам кажется, что такой диалог должен быть внутренним и обязан предварять не столько обработку, сколько сбор данных. Как писал отец эмпирической науки Ф. Бэкон, «правильно поставленный вопрос есть половина ответа». Цель исследования организует его. Спланировать способ обработки нужно перед сбором фактических данных!

Ввиду очевидной сложности этого процесса рассмотрим его основные этапы эмпирического исследования.

1. Определить объект исследования. Объект исследования — это не вид животного или растения, это исследуемый феномен со всеми относящимися к делу внешними компонентами, включая пространство (распространение) и время (динамика). Объектом биологии выступает жизнь – процессы жизнедеятельности, функционирования биосистем. Объектом частного биологического исследования выступает ограниченная во времени и пространстве биосистема. В частности, даже «фауна N-го района» — понятие динамическое.

2. Определить проблему и актуальность исследования. Проблема («Что плохо?») в научном плане есть отсутствие знаний об объекте исследования в определенной области его биологии. Потребность в недостающей информации появляется в том случае, когда уже имеются некоторые данные, обрисовывающие границы известного и обнажающие края неизвестного. Актуальность формулируется в терминах уже известного по отношению в еще неизвестному знанию. Так, приступая к исследованию фауны некоей территории, можно предположить, что она населена, но кем именно и в каких количествах — эта загадка и составляет проблему.

3. Определить цель исследования. Цель («Чего хочется?») в обобщенном виде характеризует итог исследования. Например, изучить видовой состав и численность животных на определенной территории в определенный временной промежуток есть общая цель фаунистического исследования. Только на этом фоне возможны обобщения на больших территориях и временах, т.е. обнаружение неких общих закономерностей. Научная деятельность не может не быть целесообразной, она должна вести к определенной цели. Она определяет шаги исследования, выбор средств и методов, планирование трудовых и финансовых затрат. Цель служит постоянным критерием эффективности выполненных действий, основной рефлексии, ограничителем.

4. Определить задачи исследования. Задачами («Что сделать?») отмечают шаги к цели, это мост между ней и конкретными средствами ее достижения. Задачи могут быть как научного толка (тогда они предписывают конкретные действия, позволяющие решить частный вопрос специфическими методами), так и методические (определяющие пути разработки недостающих методических приемов работы или развитие инструментальной базы). Задачи — это руководства к действию, указания, как делать и что будет получено в результате, если предпринять какие-то действия.

Именно на этом этапе становится ясным, какими должны быть массивы собираемойколичественной информации, вид количественных характеристик (переменных), их число, способы регистрации статуса объектов измерения и факторов среды, схемы опытов и т.п. Знание этих частностей необходимо, чтобы запланировать использование того или иного статистического анализа, предъявляющего свои требования к исходным данным. Точнее всего работают параметрические методы, они требуют количественной информации в форме рациональных или натуральных чисел. Если же запанировать получение характеристик объектов в приблизительных полуколичественных шкалах (баллы, ранги) или вообще с помощью только качественных признаков, то следует помнить, что в конце концов придется пользоваться более грубыми непараметрическими методами статистики.

Понятно, что разработка задач требует от автора предметного знания и опыта аналогичной работы. В реальности практически никогда не удается сделать все, что запланировано, но часто удается получить помимо требуемых важные побочные результаты. Это заставляет переформулировать дефиниции проблемы, целей и задач, увязывая части исследования в целостную систему. Подобная итерация, повторное переосмысление и переработка теоретических и методических основ исследования —норма научной работы.

5. Сбор и накопление данных, изучение биологического явления. При сборе данных важно помнить правило «единообразия и равновероятности» собираемых выборок, чтобы свести к минимуму субъективные и систематические ошибки, уменьшающие точность измерений. Это условие относится к способу формирования выборок, суть которого заключается в создании одинаковых условий наблюдения и обеспечении равной вероятности получаемых результатов: каждая варианта должна иметь возможность представлять весь спектр действующих факторов без ограничений; в противном случае состав выборки будет не гомогенным, и статистические законы будут проявляться «неправильно», что сделает невозможным применение точных статистических критериев.

6. Решение биометрической задачи. Статистические методы исследования требует определенности формулировок. Чтобы добиться требуемой строгости, исходно рыхлое словесное описание биологического вопроса предварительно необходимо перевести на формальный язык статистики. После этого выполняются расчетные процедуры и отыскивается требуемый ответ. Можно говорить о следующих семи этапах решения биометрической задачи:

1. Конкретизация. Формулирования биологической задачи, требующей статистического решения, определения объекта исследования, характеристика условий (факторов, методов) получения выборки, определение, численно выраженных свойств и признаков, явное определение отдельной варианты (объекта измерения) и всей выборки вариант. Подготовка данных для последующей обработки.

2. Формализация. Этот этап требует несколько отойти от биологического содержания задачи и дать ответы на два вопроса общего характера «Что доказать?» и «Что описано», которые предшевствуют выбору конкретного статистического метода.

3. Выбор вида статистической задачи. В зависимости от характера имеющихся данных, способа описания и установленной задачи подбирается тот или иной статистический метод. Именно здесь отчетливее всего проявляются уровень биометрической подготовки исследователя, его профессионализм и мастерство, чутье на адекватный статистический метод. В этом смысле биометрия выступает как своеобразное искусство постановки статистической задачи в отношении биологических проблем. Вместе с тем многие биолометрические задачи решаются по принципу аналогии. Это позволяет предложить «Определитель статистического метода», несколько формальных критериев подбора адекватного статистического приема, включая как раз те распространенные статистические приемы, что рассмотрены в настоящем пособии. С помощью этой таблицы можно предварительно подобрать метод, способный решить поставленную задачу, а затем уже непосредственно перейти к вычислительным процедурам по приведенным в книге алгоритмам.

4. Выдвижение нулевой гипотезы. Этот этап призван дать четкую статистическую формулировку поставленного вопроса. Нулевая гипотеза — это предположение об отношениях объектов, выраженное в терминах статистики и предназначенное для дальнейшей статистической проверки. Во введении уже упоминалось, что математическая статистика изучает случайные события, процессы и явления, поведения случайных величин. При этом она пытается отделить случайность от закономерности, случайные причины от систематических, доминирующих. С позиций случайного, вероятностного характера явлений исходит и нулевая гипотеза.

5. Решение по алгоритму. Реализация одного из алгоритмов статистических расчетов.

6. Статистический вывод. Статистический вывод служит главным результатом статистического анализа — это заключение о справедливости или опровержение нулевой гипотезы. Строится он на основе сравнения полученной (эмпирической) величины статистического критерия с табличной (теоретической). Если вычисленные значения критерия больше табличного, говорят о достоверном отличии (влиянии, исключении), если же меньше, то нулевая гипотеза остается в силе. Это позволяет использовать статистический критерий для опровержения нулевой гипотезы. Когда статистический вывод отвергает нулевую гипотезу, отличия выборок считают доказанными, если же не отвергает, то отсутствие отличий доказанным не считается.

7. Ответ на вопрос. Формулируется биологическое утверждение, доказанное статистически. Если удалось доказать достоверность неких отличий, то для биолога принципиально важна их направленность, не только факт отличий, например, средних арифметических, но и как именно они отличаются, какая величина превышает другую. Биологический ответ есть, по существу, перифраза статистического вывода, «одетого» в биологические термины и поэтому приобретающего биологический смысл и содержание (Ивантер, Коросов, 2014).

 

 


 

 

 


 


ВЫВОДЫ

 

 

1. Не все изученные препараты повлияли на лабораторную всхожесть, длину проростка, длину зародышевого корешка и массу изученныхкультур.

2. Этиловый спирт в концентрациях 20% и 40% оказал губительное воздействие на семена гороха посевного и выраженное ингибирующее воздействие на семена редьки масличной.

3. Наилучший эффект на семена гороха посевного был получен в результате обработки семян гидрокарбонатомнатрия.

4. Наилучший эффект на семена редьки масличной был получен в результате обработки семян хлоридомнатрия.

5. Растворы фурацилина, перекиси водорода и перманганата калия не показали существенных различий с контрольнымвариантом.

6. Есть основания полагать, что при полевых испытаниях обработка семян гороха посевного гидрокарбонатом натрия и обработка семян редьки масличной хлоридом натрия повысят рентабельность выращивания рассматриваемыхкультур.

7. С экологической точки зрения гидрокарбонат натрия и хлорид натрия являются безопасными для растений и животных и помогают избежать необходимости использования более токсичных агрохимическихреагентов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. ГОСТ 12044-93. Семена сельскохозяйственных культур. Методы определения зараженности болезнями. — Введ. 1995—01—01.— Москва; Стандартинформ, 2011 —57 с. — (Межгосударственныйстандарт).

2. ГОСТ 13586.3-83. Зерно. Правила приемки и методы отбора проб (с Изменениями N 1, 2). — Введ. 1984—07—01.— Москва; ИПК Издательство стандартов, 2001. — 20 с. — (Межгосударственныйстандарт).

3. ГОСТ Р 52325-2005. Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия (с Поправкой). — Введ. 2006— 01—01.— Москва; Стандартинформ, 2005. — 53 с. — (Национальный стандарт РоссийскойФедерации).

4. Абеленцев В.И. Возможности современных протравителей семян зерновых колосовых культур / В.И. Абеленцев // Защита и карантин растений. — 2011. — № 2. — С.19—22.

5. Алехин В.Т. Перспективы улучшения фитосанитарного состояния агроценозов / В.Т. Алехин // Защита и карантин растений. — 2006. № 5. — С.7—10.

6. Баранова Т.В. Экологически безопасные стимуляторы роста / Т. В. Баранова, А. А. Воронин,В.Н.Калаев//ПлодоводствоиягодоводствоРоссии.—2014.—Т.40,

№ 1. — С. 41—44.

7. Ботаника: в 4 т. / гл. ред. А.К. Тимонин. — Москва: Издательскийдом

«Академия», 2009. — Т. 4. Систематика высших растений. — 320 с.

8. Ганнибал Ф.Б. Альтернариозы сельскохозяйственных культур на территории России / Ф.Б. Ганнибал, А.С. Орина, М



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: