А) Понятия и категории педагогики




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№5

Физическое воспитание как педагогический процесс

Общие основы педагогики

"Главное дело воспитания в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали за­дачи для него значимые... которые он считает своими, в решение которых включается" - С. Л. Рубинштейн

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в.,представ­ленном ЮНЕСКО, рассмотрено четыре основополагающие цели образова­ния: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.

Научить жить вместе можно, только осознав растущую взаимозависи­мость людей, стран, народов. Такая задача встает в связи с необходимостью осуществления совместных проектов по разумному и мирному решению неизбежных конфликтов.

Научить приобретать знания с учетом быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности. Современному человеку необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин.

Научить работать, т. е. совершенствоваться в своей профессии, а в бо­лее широком смысле — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.

Научить жить, т. е. лучше познать самого себя для наилучшего исполь­зования своего личностного потенциала.

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.

Главные задачи образования в РФ:

· Удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

· Усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;

· Формирование научного миропонимания, политической, экологической, экономической, правовой культур, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

· Воспитание у молодого поколения чувства гордости за свою страну, осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, участия в политических процессах страны, ответственности за свои поступки.

а) Понятия и категории педагогики

Педагогика это прикладная наука, от ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро это общество будет развиваться.

Педагогика – наука о воспитании детей и взрослых. Главной задачей педагогикикак науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих положениях, закономерностях и законах. Поэтомупедагогика наука о законах и закономерностях воспитания.

Функция педагогики – познавать причины и следствия организованного воспитания, образования и обучения людей и помогать педагогической практике находить лучшие пути достижения целей.

«Вести ребенка по жизни» - педагогика – из греческих слов. Руководящая роль в этом принадлежит школьному учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не могут заменить личности в деле воспитания» (К.Д.Ушинский).

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации через воспитание. Воспитание – общая и вечная категория, двигатель общественного развития.

В современном обществе действует комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: это семья, СМИ, литература, искусство, общество, право. Координаторами воспитательного воздействия всех причастных к воспитанию социальных институтов выступают высококвалифицированные педагоги.

Обучение – основная категория педагогики – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование – результат обучения. Образование – система накопленных человеком систематизированных знаний в процессе обучения. Именно системных знаний, а не объема разрозненных сведений.

Педагогика широко использует понятия «формирование» и «развитие».

Формирование – процесс становления человека как личности под воздействием всех без исключения факторов: социальных, экономических, эмоциональных, природных.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме. Его результат – физическое, интеллектуальное, социальное, духовное развитие человека.

Таким образом, воспитание - это управление процессом индивидуального развития. Оно направлено на формирование способностей и свойств, необходимых человеку и обществу. Содержанием воспитания является деятельность, при помощи которой формируются способности, потребности и свойства общественного человека. Все, что используется в целях воспитания – это средства, что воздействует - факторы.

Б) Идеалы воспитания

 

Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. Существуют два противоположных взгляда на воспитание:

1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;

2) воспитывать детей нужно добротой и лаской.

В зависимости от того, в каких условиях живет общество, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно ведут спокойную жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания.

Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности. Как система ценностных ориентаций гуманизм получает значение общественного идеала.

А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего – авторитарное воспитание- давление на личность.

До сих пор педагоги не оставляют попыток переустройства мира путем гуманного воспитания.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебного и воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.

Гуманизировать педагогический процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем.

Идеалы воспитания. Воспитание должно иметь цели, к которым оно будет стремиться. Сперва устанавливаются общие ориентиры – идеалы воспитания, те вершины, которые должно стремиться покорить воспитание. Идеал – это выработанное веками представление о совершенном человеке. Идеал – недостижимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает.

В основе современных идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности – это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон и Аристотель искали облик идеального человека как сосредоточение всех основных ценностей, т.е. добродетели. Конфуций понятие добродетели раскрывал через частные качества – справедливости, верности, искренности. В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей, поэтому они являются общечеловеческими ценностями.

Универсальной ценностью является свобода.

Определение воспитательного идеала начинается с ответов на вопросы: какие идеалы ищет общество? каким должен быть каждый гражданин общества на данном этапе исторического процесса? носителем какой морали должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т.е. объем необходимых и достаточных для человека и общества норм.

Идеальная модель современного общества во всем мире, обеспечивающая своим гражданам достойную жизнь содержит такие качественные характеристики как:

- открытость новому опыту;

- готовность к социальным преобразованиям;

- понимание (толерантность) разных мнений;

- формировать и отстаивать свое мнение;

- убеждение, в том, что каждый гражданин может оказывать влияние на общественное мнение;

- доверие граждан к основательности институтов власти и их обязательств; уверенность членов общества в предсказуемость действий государства для того, чтобы иметь возможность долгосрочного планирования личных и общественных дел;

- широкое просвещение граждан разного возраста через образовательные программы разных форм организации (школы, вузы, курсы и т.д.).

Проблема выбора ценностей для общества на сегодняшний день актуальна и предлагается много путей ее решения. Отечественным педагогом В.А. Караковским определен и предложен для воспитания детей в школах набор ценностейчеловек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир.

Шотландский консультационный совет по куррикулуму (curriculum -это содержание обучения вместе с его методами и формами) разработал документ по проблеме ценностей в котором признается, что «ценности пропитывают всю образовательную деятельность», «ценности не всегда усваиваются сознательно», что «мы вряд ли достигнем полного согласия относительно ценностей». Ценности распределены на группы:

· ценности образования;

· уважение к себе и забота о себе;

· уважение к другим и забота о них;

· чувство принадлежности (сопричастности)

· социальная ответственность.

Традиционно большое внимание уделяют ценностям английская педагогика, подвергая ревизии на соответствие ценностей современному этапу развития общества. Для Британии значимыми являются следующие группы основных ценностей:

1 – свобода, равенство, братство

2 - отношение к миру на основе гуманизма

3 - моральные ценности добра и зла

4 - экология

5 - искусство, ценности здоровья и здорового образа жизни.

Все эти ценности направлены на формирование личности, что полностью совпадает с требованиями отечественной педагогики.

В) Развитие личности

Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно изменяются физические данные и духовный мир в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному движения от низшего к высшему. Особенность это процесса – переход количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных качеств личности.

Если человек достигает определенного уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания. Способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» отличается от понятия «человек». Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой.

Ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повседневные проблемы, а главное – указывает, как лучше приспособиться к данной ситуации, выжить в ней.

Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Главные нравственные качества личности – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Факторы, влияющие на процесс формирования личности. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития объединяются совместным воздействием трех основных факторов – наследственности, среды и воспитания.

Человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Улучшение человека через генетику не достигается. Лишь воспитание способно постепенно его облагородить.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Настоящая педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Воспитание должно следовать за развитием, помогать вызреванию того, что заложено в человеке его биологической природой.

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества). Очевидным фактом признается наследственная обусловленность нравственности человека и его социального поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок – обычно довольно точное отражение семьи, в которой он растет. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Школа, класс, друзья – следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Таким образом, наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно, а воздействие с помощью воспитания основывается на сознании человека, требует его участия, в этом его слабая сторона. Однако, воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: