г) Деятельность как фактор развития личности.




В лияние на развитие дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Чтобы деятельность привела к формированию личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этот состоит большая сложность практического воспитания.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделается познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленная, гедонистическая деятельность. Особый вид деятельности – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которой вся душа человека. Важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности в этой деятельности проявляющаяся.

Активность в обучении, в том числе двигательном, позволяет быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, а ложные направления активности – ослабить – весьма сложная задача воспитания. Сложность заключается в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы, а массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами.

Активность человека – важное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.

Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит по воздействием не любых влияний, а тех из них, которые выражают потребности самого человека.

Активность личности не только предпосылок, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям.

Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во вех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, научить его таким способам деятельности, которые дают возможность продуктивного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, для того, чтобы помочь раскрытию его способностей – таковы функции воспитателя.

Роль спортивной деятельности в совершенствовании социальной природы человека. Важнейшим адаптивным свойством человекаявляется его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом - важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических способностей.

Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и психической природы человека - в известной мере служит положительному изменению демографической структуры общества. Человечество стареет: увеличение продолжительности жизни ведет к увеличению количества людей, которые совершенно заслуженно пользуются благами общества, но уже не могут делать для него того, на что были способны в пору их активной трудовой деятельности. Физическая культура добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность активной творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв трудоспособного населения.

Совершенствование индивидуальных природных качеств личности средствами физической культуры - одна из перспектив развития человека ближайшего будущего. Будучи тесно связанными, природные данные и социально обусловленные личностные качества в равной мере подвержены влиянию занятий спортом. Однако социальные мотивации спорта делают его не столько средством индивидуального физического совершенствования, сколько важнейшим инструментом формирования личности человека.

Социальные функции спортивной деятельности по отношению к отдельному человеку и по отношению к человечеству в целом - различны. Применительно к отдельному человеку спорт является средством самосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте человек обретает душевный комфорт, способность к самоанализу, самонаблюдению, критическому отношению к собственным ошибкам, достижениям или неудачам. Современный спорт требует наблюдательности, умения быстро оценивать ситуацию, молниеносно принимать решения. Высокоразвитый, острый ум спортсмену нужен для точного исполнения тактических и стратегических элементов спортивной борьбы. Наконец, в спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности, которая ему более всего по душе. В процессе занятий спортом формируются такие важные черты характера, как стремление помочь товарищу, доброжелательность, честность и бескорыстие при выполнении сложных обязанностей, связанных с требованиями тренировки и соревнований.

Спорт - одно из эффективных средств формирования социально ценной личности. Выполнение огромных объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм - эти столь необходимые для человека качества. Выявление и воспитание спортивных талантов, удовлетворение потребности в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени - одна из существенных сторон социальной функции спорта.

Однако решающую роль в формировании личности играют господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: