Тематика семинарских занятий по курсу
«Социально-педагогическое сопровождение детей
С ограниченными возможностями здоровья»
Семинарское занятие №1. (2 часа)
Тема: Основы социально-педагогической работы с
Детьми-инвалидами.
1. Реализация социальным педагогом посреднической и координационной функций в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Способы развития личности ребенка-инвалида.
3. Диагностика обучения, воспитания и развития детей-инвалидов.
4. Использование возможностей лечебной педагогики.
5. Зарубежный опыт воспитания и обучения детей-инвалидов.
Вопросы и задания.
1. Как эффективнее обеспечить развитие личности ребенка-инвалида?
2. Предложите название программы, сформулируйте цели и задачи социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду.
3. Сформулируйте правила работы социального педагога с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Семинарское занятие №2. (2 часа)
Тема: Специфика социально-педагогической работы с
Детьми-инвалидами в условиях реабилитационных центров.
1. Функции реабилитационных центров и роль социального педагога в них.
2. Реабилитация детей-инвалидов, её виды.
3. Комплексная программа социальной реабилитации. Составление программы социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду.
4. Индивидуальная программа социальной реабилитации.
5. Интеграция и адаптация как цель социально-реабилитационной деятельности.
6. Развивающая и коррекционная деятельность; просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников, участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями.
|
Вопросы и задания.
1. В чем заключаются современные тенденции западноевропейского опыта в области социально-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии?
2. Раскройте структурную организацию детского реабилитационного центра и охарактеризуйте функции социального педагога в каждом из его подразделений.
3. Каковы основные задачи реабилитационных центров?
4. Какие специалисты должны быть в реабилитационных центрах? В чем должно заключаться их взаимодействие?
5. С какими учреждениями социальный педагог должен устанавливать контакт? С какой целью?
6. Каковы компоненты индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов?
7. Как осуществляется контроль эффективности социально-реабилитационного процесса?
Семинарское занятие №3. (2 часа)
Тема: Основные направления и принципы
Социально-реабилитационной деятельности
1. Основные направления социально-реабилитационной деятельности.
2. Методы организации социально-реабилитационного процесса.
3. Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационной процессе.
4. Контроль эффективности социально-реабилитационного процесса.
Вопросы и задания.
1. Каковы задачи социального педагога в реализации основных направлений социально-реабилитационной деятельности?
2. Для чего нужны методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационной процессе?
3. Как осуществляется контроль эффективности социально-реабилитационного процесса?
Семинарское занятие №4. (4 часа)
Тема: Социально-педагогическая деятельность с семьей,
|
Воспитывающей ребенка-инвалида.
1. Задачи социально-педагогической деятельности с семьей, имеющих детей-инвалидов.
2. Социальная адаптация и реабилитация семьи воспитывающей ребенка-инвалида.
3. Модели взаимодействия с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
4. Патронаж как форма работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
5. Формы и методы работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
6. Консультирование. Психологический тренинг.
7. Реабилитационная активность семьи. Реабилитационная культура семьи.
Вопросы и задания.
1. Выделите особенности социально-педагогической деятельности с семьями, имеющими детей-инвалидов.
2. По каким признакам семьи, воспитывающие детей-инвалидов, можно дифференцировать на четыре группы? В чем будет заключаться специфика деятельности социального педагога с каждым типом семьи?
3. Опишите поэтапную организацию социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
4. Разработайте тематику бесед для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
5. Подберите упражнения для тренинга для родителей.
6. Что представляет собой патронаж как форма работы с клиентом? Каковы его плюсы?
Семинарское занятие №5. (4 часа)
Тема: Технологии оказания социально-педагогической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья.
1. Социально-педагогическая диагностика. Диагностика психического и личностного развития ребёнка.
2. Социально-педагогическое проектирование.
3. Моделирование социальных служб помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
|
4. Технологии и средства реабилитационного воздействия.
5. Профилактическая и консультативная деятельность, коррекция и психотерапия.
6. Специальные виды помощи (игротерапия, арттерапия, сочинение историй и рассказов; сказкотерапия; куклотерапия и др.).
7. Технологии организации различных видов деятельности (игровая, трудовая, досуговая и др.) с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросы и задания.
1. Какие принципы построения технологий социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии?
2. Каковы основные задачи диагностики в социально-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
3. Разработайте проект по одному из направлений социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Охарактеризуйте функции социально-педагогической помощи службы по оказанию услуг семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Приведите примеры их реализации.
5. Подготовьте сообщение об опыте работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе материалов периодической печати и Интернента.