Тема: Практическая работа социального педагога с различными категориями детей, имеющих отклонения в развитии.
1.Особенности практической деятельности социального педагога в коррекционном образовательном учреждении.
2. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна, с детьми олигофренами, с детьми с тяжёлой умственной отсталостью.
3. Особенности реабилитации детей с ДЦП.
4. Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация, требования к организации обучения детей с нарушениями зрения.
5. Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация, требования к организации обучения детей с нарушениями слуха.
Вопросы и задания.
1. В чем заключается специфика социально-педагогической деятельности с каждой категорией детей с отклонениями в развитии?
2. Охарактеризуйте содержание работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных особенностей.
3. Какие рекомендации необходимо соблюдать социальному педагогу во взаимоотношениях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?
4. В чем заключаются основные направления коррекционной и реабилитационной деятельности?
5. В чем сущность социально-педагогического сопровождения и поддержки детей-инвалидов?
Примерная тематика рефератов
1. Проблемы семейного воспитания детей-инвалидов.
2. Модели педагогического взаимодействия социальных институтов в организации досуговой деятельности детей-инвалидов.
3. Роль социальных институтов в воспитании детей-инвалидов.
4. Личностное и профессиональное самоопределение и самореализация детей-инвалидов.
5. Средовая, семейная и школьная адаптация детей-инвалидов.
|
6. Специфика социальной работы с неполной семьей, воспитывающей ребенка инвалида.
7. Работа социального педагога с детьми-инвалидами из неблагополучных семей.
8. Исторический обзор становления учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
9. Основные подходы помощи детям с отклонениями в развитии.
10. Современные подходы к коррекции и компенсации отклонений в развитии.
11. Диагностическое обследование отклонений в развитии детей.
12. Специфика работы психолого-медико-педагогических консультаций.
13. Принципы коррекционного воспитания и обучения.
14. Профессиональная подготовка детей с нарушениями развития.
15. Проблемы адаптации детей с отклонениями в развитии.
16. Формы работы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
17. Обучение и воспитание учащихся с задержкой психического развития.
18. Социальная защита детей с отклонениями в развитии.
19. Технология работы социального педагога с детьми-инвалидами.
20. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений.
21. Методологические основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
22. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями.
23. Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.
24. Социальный педагог как субъект коррекционно-воспитательной деятельности
25. Педагогическая реабилитация детей-инвалидов.
26. Дети-инвалиды в современном обществе.
27. Государственная политика РФ в области лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
28. Особенности работы социального педагога с семьями, имеющими детей-инвалидов.
Вопросы к зачету
1. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы. Характеристика особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Социализация детей-инвалидов. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Нормативные документы, регулирующие социальную защиту детей-инвалидов.
4. Адаптация детей ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, труду, обучению.
5. Реабилитация детей-инвалидов, её виды.
6. Направления социально-педагогической работы с детьми-инвалидами.
7. Деятельность социального педагога в специальных учреждениях и реабилитационных центрах для детей-инвалидов.
8. Способы развития личности ребенка-инвалида.
9. Диагностика обучения и воспитания детей-инвалидов.
10. Составление программы психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду.
11. Использование возможностей лечебной педагогики.
12. Профессионально-этические нормы социально-педагогической деятельности с ребенком-инвалидом.
13. Новые приоритеты в системе специального образования.
14. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
15. Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов.
16. Социальная адаптация и реабилитация семьи воспитывающей ребенка-инвалида.
17. Модели взаимодействия с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
18. Патронаж как форма работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
19. Формы и методы работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
20. Технологии работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогическая диагностика. Социально-педагогическое проектирование.
|
21. Моделирование социальных служб помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
22. Практическая работа социального педагога с различными категориями детей, имеющих отклонения в развитии.
23.Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
24. Система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, её структура.
25. Государственная социальная политика в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями.
26. Социально-педагогическая помощь детям дошкольного возраста, имеющим отклонения в развитии. Социально-педагогическая деятельность в школе надомного обучения.
27. Опыт организации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями за рубежом.
28. Реабилитация детей-инвалидов, её виды. Базовая и индивидуальная программы реабилитации инвалидов.
29. Типы государственных учреждений для детей-инвалидов. Социально-педагогическая деятельность в различных типах учреждений для детей-инвалидов.
30. Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и центры социальной помощи семье и детям.
31. Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
32. Комплексный подход в работе с семьей. Содержание и направления работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
33.Критерии и методы оценки эффективности работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
34. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья.
35. Организация социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб, образовательных учреждений в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
36. Особенности работы социального педагога с детьми-инвалидами.Изучение ребенка, выявление причин заболевания. Определение форм и методов индивидуальной работы.
37. Организация обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка-инвалида. Реализация социальным педагогом узкоцелевых программ. Включение ребенка-инвалида в трудовую деятельность. Выявление способностей ребенка-инвалида.
38. Использование возможностей лечебной педагогики.Принципы лечебной педагогики.
39. Основные направления лечебной педагогики: общетерапевтическое, лечебное, профилактическое. Средства и методы лечебной педагогики: убеждение, внушение, игровые, музыка, ритмика, изобразительное искусство, природа и др.
40. Опыт школы-санатория В.П.Кащенко, лечебной педагогики А.А.Дубровского.
41. Работа социального педагога с детьми с нарушением интеллекта.
42. Работа социального педагога с детьми с психическими заболеваниями и ранним детским аутизмом.
43. Работа социального педагога с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
44. Работа социального педагога с детьми с нарушениями слуха.
45. Работа социального педагога с детьми с нарушениями зрения.
46. Работа социального педагога с детьми с комплексными нарушениями развития.