ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Обобщенные задачи по курсу “Основы педагогики”




 

Обобщенные задачи по курсу “Основы педагогики”

Задача 1 (базовый уровень)

Проанализируйте приведенную ниже информацию о функциони­ровании и развитии системы общего среднего образования Респуб­лики Беларусь в 2006 г., а затем ответьте на вопросы.

1) В республике функционируют 4,2 тыс. общеобразователь­ных учреждений с численностью учащихся 1,2 млн. человек.

В 2006 г. принят Закон Республики Беларусь «Об общем сред­нем образовании», направленный на создание правовых, организационных, экономических и социальных основ функционирования и развития системы общего среднего образования.

В образовательной школе проведен ряд преобразований струк­турного и содержательного плана. В 1998 г. осуществлен пере­ход начальной школы на обучение детей с шестилетнего возрас­та.

В системе образования функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов школа (гимназия) - колледж:

2) При разработке учебных программ обеспе­чивается оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки учащихся. Издано около тысячи наименований нацио­нальной учебной литературы. Новые учебники стали более доступ­ными, ориентированными на практическое усвоение материала при сохранении фундаментальности и системности его изложения.

В учебных заведениях всех уровней введена и действует 10-балльная система оценивания учебных достижений обучающихся.

На 01.08.2006 изданы 124 наименования учебной литературы общим тиражом 4 332 899 экземпляров, что составляет соответ­ственно 56,4 % и 67,1 % от плана. К 1 сентября 2006 г. планирует­ся издание 51 наименования учебников и учебных пособий общим тиражом 1 730 598 экземпляров.

3) Одновременно с обновлением содержания образования шко­ла перешла на 5-дневную учебную неделю. Предполагается, что шестой день недели ребенок также будет проводить в школе, но вместо уроков – спортивные и культурные мероприятия.

В 2007/2008 учебном году различными видами и формами дифференцированного обучения были охвачены 62,1 % учащихся.

4) Важнейшая задача государственной образовательной полити­ки – создание равных условий обучения для городских и сельских школь­ников. Ее решению будет способствовать реализация Государствен­ной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. В 2005-2010 гг. будут открыты 46 гимназий, 10 лицеев, 31 профессиональный лицей в сельской местности.

5) В Беларуси развивается олимпиадное движение. Так, в 2005 г. на первом этапе республиканской олимпиады приняли участие 557 тыс. человек (на 28% больше, чем в 2004-м). Среди победите­лей заключительного этапа (668 чел.) – 58 % учащихся гимназий и лицеев, 36 % учащихся общеобразовательных городских школ, 6 % учащихся сельских школ (в 4 раза больше по сравнению с прошлым годом).

В международных олимпиадах в 2005 г. приняли участие 23 уча­щихся. 19 из них награждены медалями (золотыми – 1; серебряны­ми – 6; бронзовыми – 12 человек).

6) Росту профессионального мастерства педагогических ра­ботников и популяризации педагогического труда способствовал конкурс «Учитель года Республики Беларусь». В финальном кон­курсе, состоявшемся в апреле 2006 г. в г. Минске, приняли учас­тие 21 педагог из всех регионов республики. Победителем конкур­са стал учитель биологии УО «Гимназия № 4» г. Сморгони Гродненской области Клевец И. Р.

Реализуются мероприятия в рамках выполнения государствен­ных программ «Информатизация системы образования», «Дети Беларуси», «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 гг.

Ответьте на вопросы:

1) Какие направления развития и задачи общего среднего образо­вания отражены в представленной выше информации?

2) Какими организационно-структурными и содержательными изменениями в деятельности учреждений общего среднего образова­ния подкрепляется право ребенка на получение качественного обра­зования?

3) Каким мировым социокультурным (в том числе образователь­ным) тенденциям соответствуют указанные направления и зада­чи развития общего среднего образования?

 

Задача 2 (личностно-социальный уровень)

Проанализируйте приведенную ниже информацию о функциони­ровании отечественной системы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в 2006 г., затем от­ветьте на вопросы.

1) Система профессионально-технического образования включа­ет в себя 228 учебных заведений, в которых обучается более 114 тыс. учащихся по 300 профессиям.

Современная система профтехобразования развивается с уче­том требований рынка труда в направлении совершенствования профессионального мастерства, усиления интеграции со средним специальным образованием.

Улучшились связи учебных заведений с работодателями. Свыше 90 % учебных заведений профтехобразования функционируют как многопрофильные. Более 8 тыс. человек наряду с профессионально-техническим получают в профессионально-технических колледжах и среднее специальное образование. Кроме того, на основе профессионально-технического образования около тысячи человек ежегодно посту­пают в средние специальные учебные заведения для получения сред­него специального образования в сокращенные сроки.

Количество профессиональных лицеев достигло 61 или 26,8 % от общей численности учреждений профтехобразования, а количе­ство обучающихся в них - 37,0 тыс. человек или 32,3 % от числа всех обучающихся.

Расширяются возможности получения профтехобразования инвалидами и лицами с особенностями психофизического развития. Подготовку этой категории молодежи осуществляют 48 учебных заведений по 22 профессиям.

2) В системе среднего специального образования функциониру­ет 139 государственных и 4 частных учебных заведения. Подготов­ку специалистов со средним специальным образованием осуществля­ют также 3 высших и 54 профессионально-технических колледжа, 6 учебно-педагогических комплексов. В этих учреждениях образова­ния обучается свыше 154 тыс. человек более чем по 150 специально­стям. Почти 90 % выпускников ссузов, обучавшихся за счет бюд­жета, получают направление на работу и трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью.

За последнее десятилетие было реорганизовано и открыто бо­лее 80 колледжей, часть из которых вошли в состав университетов, либо преобразованы в высшие колледжи и осуществляют много­уровневую подготовку специалистов.

Модернизация производства, внедрение передовых технологий и форм организации труда выдвинули новые требования к уровню квалификации и компетентности специалистов. В 2007 году завершена разработка образовательных стандартов высшего и среднего спе­циального образования, осуществлен переход на новое поколение учебных планов. С текущего года образовательные стандарты и типовые учебные планы разрабатываются только по вновь вводи­мым специальностям.

Интеграция среднего специального с высшим образованием реа­лизуется в рамках учебно-научных объединений вуз – ссуз. Ежегод­но на обучение в вузы поступает около 30 % выпускников дневной формы обучения ссузов.

3) ВУЗы готовят специалистов по 360 специ­альностям и более чем 1000 специализациям, что позволяет удовлетворить потребности народного хозяй­ства..

В Республике Беларусь функционируют 53 высших учебных заве­дения, 10 из которых частные. В них обучается свыше 383 тыс. студентов.

Впервые правила приема в вузы и ссузы республики на долгосроч­ный период утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80. Они предусматривают единые для абитуриентов условия поступления на основе реальных знаний и равные возможности стать студентом любого вуза. Абитуриенты проходят три вступительных испытания в форме централизованного тестирования. Определены конкретные сроки про­ведения вступительных испытаний.

С целью повышения конкурентоспособности высшей школы на мировом рынке образовательных услуг реализуется программа по­этапного перехода на дифференцированные сроки подготовки спе­циалистов с высшим образованием. Она позволяет оптимизиро­вать содержание, структуру и продолжительность подготовки в вузах в соответствии с запросами экономики.

Первая ступень предполагает подготовку дипломированных спе­циалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Ее продолжительность - от 4 до 6 лет, в зависимости от специ­фики и сложности профессии.

На второй ступени высшего образования, в магистратуре, фор­мируются навыки научно-исследовательской и научно-педагогичес­кой работы с целью подготовки к учебе в аспирантуре. С 1 сентяб­ря 2005 г. в вузах республики, создавших необходимые условия, от­крыта магистратура, ориентированная на подготовку к обучению в аспирантуре и соискание ученой степени. В соответствии с Программой перехода на дифференцирован­ные сроки подготовки специалистов с высшим образованием, в Рес­публике Беларусь продолжалась разработка сис­темы стандартов высшего образования первой и второй ступени на 2005-2010 гг. Утвержден Макет образовательного стандарта высшего образо­вания первой ступени, разработан образовательный стандарт высшего образования I ступени – «Цикл социально-гуманитар­ных дисциплин».

4) В Беларуси более 320 учреждений образования осуществля­ют повышение квалификации и переподготовку кадров. В 2005 г. в них прошли обучение около 500 тыс. человек. Система последип­ломного образования нацелена на решение вопросов опережающе­го повышения квалификации и переподготовки кадров, учитывает потребности в обновлении знаний представителей всех возраст­ных групп населения.

1. Ответьте на вопросы:

2. Какие мировые образовательные тенденции отражает представ­ленный выше материал?

3. Какими изменениями в функционировании и развитии высше­го образования обеспечиваются права граждан на доступное, каче­ственное и эффективное высшее образование?

4. Раскройте сущность понятия непрерывною образования. Ка­кими условиями обеспечивается его качество?

5. Опираясь на знания о структуре и направлениях развития оте­чественной системы образования, разработайте собственный педаго­гический маршрут, который бы способствовал постоянному личност­ному и профессиональному совершенствованию в течение всей жизни.

Задача 3 (личностно-социальный уровень)

Вы решили организовать службу помощи родителям для детей от 18 месяцев до 18 лет. В своих рекламных объявлениях Вы выражаете намерение развивать у детей интеллектуальные способности. Приведите примеры видов деятельности, способствующих эффективному умственному развитию с учетом возрастных особенностей детей:

1,5 – 3 года;

3 – 6 лет;
6 – 11 лет;

11 – 15 лет;
15 – 18 лет.

Каковы основные виды деятельности, обеспечивающие интеллектуальное развитие и самореализацию студенческой молодежи?

Ответ обоснуйте.

 

Задача 4 (профессиональный уровень)

Проведите анализ демографической ситуации в Республике Беларусь, используя данные, приведенные в таблицах 3 и 4

Таблица 3–Оценка демографической ситуации в Республике Беларусь

 

Наименование показателя     Годы
         
Естественная убыль населения в государстве, чел./ 1000 чел. населения 3,7 4,59 4,39 4,89 4,1
Характер ситуации Развивающаяся стадия кризиса
Средняя продолжительность жизни населения в государстве 68,6 68,5 68,4 68,3  

 

Таблица 4 – Предельно-критические значения оценки демографической ситуации и вероятные последствия

Периоды Величина показателя в Республике Беларусь  
    Уровень депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) Суммарный коэффициент рождаемости Средняя продолжительность жизни населения
    Предельно-критическое значение в мировой практике и вероятные последствия
    (интенсивная депопуляция, вымирание населения страны) 2,14 – 2,15 (отсутствие простого замещения поколений) США. Великобритания 75 лет, Швеция – 78 лет, Япония – 79 лет (ухудшение здоровья населения)
  1,32 1,386 68,6  
  1,39 1,315 68,6  
  1,53 1,227 68,5  
  1,48 1,266 68,4  
  1,53 1,307 67,9  
  1,44 1,310 69,0  

Ответьте на вопросы:

1. Какими социально-экономическими факторами обусловлено обострение демографического кризиса в республике?

При ответе на вопрос используйте приведенную ниже информацию.

Результаты ряда современных исследований показывают, что в обострении демографического кризиса основную роль играют не такие факторы риска, как холестерин, курение, гипертония, бедность, экология. Увеличение смертности, раннее старение нации связывают с проблемами воспитания подрастающего поколения и духовным состоянием человека. Зависть, ненависть, жадность, тоска и уныние являются сильнейшими психологическими факторами увеличения внезапных смертей и раннего старения нации.

2. Какую роль могут сыграть учреждения образования, семья при решении демографической проблемы?

3. Обоснуйте роль воспитания в производственных коллективах.

4. Определите основные направления и формы воспитания персонала в современных социокультурных условиях.

 

Задача 5 (личностно социальный уровень)

Стараясь развить своего 3-летнего ребенка в интеллектуальном плане, молодая мама решила включать его в различные виды дея­тельности. Она ежедневно выделяла в распорядке дня ребенка 2 часа для специальных занятий. Среди этих занятий были рисование, изу­чение букв и цифр, решение задач на ассоциации и др. Однако, спустя несколько месяцев, она заметила, что ее ребенок стал более непосед­ливым, нервным, утомленным, перестал проявлять интерес к заняти­ям.

Объясните, могли ли повлиять занятия с ребенком на появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка.

Нару­шен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае?

Допустила ли молодая мама ошибки в семейном воспита­нии?

Ответы обоснуйте на основе психолого-педагогических знаний.

 

Задача 6 (личностно-социальный уровень)

Дайте рекомендации родителям подростка, который, по их мнению, попал под воздействие неблагоприятной компании, проявляет агрессивность во взаимоотношениях с близкими, одноклассника­ми.

В какие виды деятельности целесообразно включать подростка для его социального становления, интеллектуального развития?

 

Задача 7 (профессиональный уровень)

Проанализируйте текст:

Важный вклад в исследование проблем творчества человека внес американский психолог А. Маслоу (1908-1968). Им обоснованы качества, которые характерны для творческой лично­сти и содействуют творчеству.

Качества, характерные для творческой личности (по А. Маслоу):

1. Стремление к самореализации

Это – одна из высших духовных потребностей, на­правленная на реализацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост возможностей, на повышение качества своей деятельности. В основе самореализации — высшие общечело­веческие ценности.

2. Поглощенность делом как призванием

Высокая заинтересованность делом, которым человек занима­ется, отождествление себя со своим делом, глубокая удовлетворенность им и вместе с тем постоянная готовность его совер­шенствовать; дело как смысл жизни личности.

3. Аутентичность личности

Искреннее и открытое поведение по отношению к себе и к дру­гим; нежелание скрываться за условными масками и выступать перед другими, скрывая свои стремления, мнения и убеждения, свои индивидуальные особенности.

4. Независимость в суждениях

Способность личности высказывать свои суждения не приспо­сабливаясь к мнениям других, непохожесть на других (нонконформизм); полная самостоятельность в оценках.

5. Уверенность в своих силах

Основанная на опыте адекватная оценка своих сил и возмож­ностей; выбор целей и задач, которые человек способен решать на высоком уровне качества; отсутствие неоправданной тревожно­сти при выборе реализации целей.

6. Инициативность и гибкость

Способность самостоятельно ставить новые цели, а также из­менять их при изменении условий деятельности, вести других за собой, быть оригинальным и непредвзятым при решении возникаю­щих проблем.

7. Критичность и высокая степень рефлексии

Постоянное внимание к адекватности своих действий и по­ступков, нетерпимость к недостаткам и непродуманным реше­ниям, умение учиться на ошибках, постоянный анализ и осмысление собственной деятельности, ее оснований и ценностного смысла.

8. Детская восприимчивость и открытость по отношению к новому.

Сочетание зрелой мысли с детской свежестью восприятия, ра­дость познания нового, необычного, оригинального; неприятие всего косного и стереотипного.

Карл Роджерс(1902-1988), ведущий представитель гуманистической психологии, рассматривал проблемы творчества в контексте психологии личности, обо­сновал внутренние условия созидательного творчества.

Условия созидательного творчества (по К. Роджерсу):

Ø Открытость опыту (экстенсиональность). Открытость оз­начает отсутствие стереотипа и проницаемость границ поня­тий, убеждений, образов и гипотез. Она означает терпимость к неоднозначности там, где она есть. Она означает способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию. Чем более индивид склонен к чувственному осознанию всех сторон своего опыта, тем в большей степени мы можем быть уверены, что его творчество будет созидательный для отдельного человека и общества.

Ø Внутренний источник оценивания. Возможно, самое глав­ное условие творчества состоит в том, что источник оценива­ния находится внутри индивида. Это не означает, что он пре­небрегает мнением других или не желает их понять. Это про­сто означает, что основа оценивания - внутри него, в реакции его собственного организма, и в его собственной оценке.

Ø Способность к необыкновенным сочетаниям элементов и по­нятий. Эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями – жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение бе­зумных гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выраже­ние нелепого, превращение одной формы в другую, невероятные превращения в одинаковое. Именно из этой спонтанной игры-ис­следования вырастает интуиция творческое видение нового и су­щественного в жизни.

Выполните задания:

1. Какие из приведенных выше личностных качеств творческо­го человека по А. Маслоу Вы считаете не актуальными? Какими личностными качествами Вы дополнили бы этот перечень? Ответ обоснуйте.

2. Являются ли указанные условия созидательного творчества, по К. Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями для твор­ческой деятельности? Ответ обоснуйте на примерах.

3. Используя вышепредставленную информацию, определите ус­ловия и требования к жизнедеятельности ребенка в условиях семьи, школы, которые бы содействовали развитию у него качеств творчес­кой личности и творческих способностей?

4. Какими, с учетом представленной выше информации по проб­леме творчества, могут быть требования и рекомендации к деятельно­сти руководителя научно-исследовательского проекта или творчес­кого коллектива по выполнению инновационного задания в сфере Вашей будущей профессии?

 

ПРИМЕРЫРЕШЕНИЙ ЗАДАЧ

Задача 1

1. Оптимизация сети учебных заведений для обеспечения доступ­ности качественного образования; усиление роли социально-гумани­тарного цикла дисциплин с целью формирования у учащихся универ­сальных знаний и умений, обеспечивающих социализацию и актив­ную гражданскую позицию, принятие общечеловеческих ценностей; осуществление постепенного перехода базовой школы на новое со­держание образования в структуре 12-летнего срока обучения; опти­мальное сочетание теоретической и практической подготовки уча­щихся; гуманизация учебно-воспитательной работы в школе, осуще­ствление комплекса по охране здоровья детей, снижению учебной нагрузки; создание оптимальных условий для обучения детей с уче­том их интересов и склонностей (дифференциация); развитие систе­мы контроля качества образования; совершенствование нормативно-правового, учебно-методического обеспечения функционирования системы общего среднего образования.

2. Развитие олимпиадного движения, реализация комплекса мер по проведению мониторинга качества школьного образования.

3. Демократизация, гуманизация, дифференциация школьного об­разования; реализация моделей образования и воспитания, учитыва­ющих национальные особенности; создание и внедрение системы управления качеством образования в школе.

 

Задача 2

1. Развитие системы непрерывного профессионального образования: переход к массовому высшему образованию; внедрение двухступенчатой системы подготовки специалистов в вузе; совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

2. Оптимизация сети высших учебных заведений, интеграция высшего и среднего специального образования, разработка и внедрение системы управления качеством образования в вузе, совершенствование порядка приема абитуриентов, развитие системы дистанционного обучения.

3. Непрерывность образования предполагает: обеспечение постоянной профессиональной подготовки посредством многоуровневого ее построения; диверсификацию образования, вариативность и гибкость учебных планов и программ, внедрение двухступенчатой системы подготовки специалистов, расширение возможностей последипломного образования. На уровне личности непрерывность означает создание в учебных заведениях условий для развития у обучающихся потребности и готовности к самообразованию.

4. Педагогический маршрут: дошкольное воспитательное учреждение – школа – вуз – магистратура – аспирантура – докторантура – повышение квалификации – постоянное самосовершенствование.

Задача 3

Эффективное развитие интеллектуальных способностей обеспечи­вается созданием условий, способствующих реализации познава­тельных потребностей и интересов растущей личности с учетом веду­щих потребностей и видов деятельности, новообразований в различ­ные возрастные периоды.

Для детей 1,5-3 года ведущими видами деятельности выступают непосредственно-эмоциональное общение, предметно-маннпулятивная и игровая деятельность. Поскольку в этом возрастном периоде ребенок познает мир с помощью органов чувств, то будет целесооб­разно использовать игры с визуально привлекательными игрушками различного размера и формы, которые можно складывать, катать, собирать, развивая при этом моторику руки; организовывать занятия по рисованию пальцами (общеизвестно, что развитие мелкой мото­рики активизирует мыслительные процессы ребенка). Продолжитель­ность занятий не должна превышать 10-15 мин., после чего должны следовать подвижные игры и смена деятельности.

Для детей 3-6 лет основой формирования мышления принято счи­тать развитие речи. Развитие речи ребенка стимулируют поощрение его словотворчества, общение как со взрослым, но с набором слов, понятных ребенку, так и с детьми.

Ведущий вид деятельности для детей 3-6 лет - игра. Развитие ребенка этого периода характеризуется следующими новообразо­ваниями:

Þ3-4 года – самоутверждение; возможные реакции (непослуша­ние, негативизм, строптивость);

Þ5-6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие от­ношений в детской группе (формирование отношений лидерства и подчинения среди детей);

Þразвитие способностей к рисованию, музыке, формирование творческого склада мышления;

Þразвитие любознательности (4-5 лет – «почемучки»);

Þвозникновение произвольного поведения (появляется стремле­ние управлять собой, своими поступками);

Þвозникновение первичных морально-этических понятий.

Эффективными для развития интеллектуальных способностей де­тей этого возраста являются сюжетно-речевые игры, актуализирую­щие потребность в речевом взаимодействии; игры-имитации, воспроизводящие поведение и отношения во взрослом мире; сюжетно-ролевые игры с соблюдением определенных правил, способствующие освоению ценностей, норм поведения и общения; соревновательные игры. Важным педагогическим требованием является вовлечение ре­бенка в более сложные виды игровой деятельности (конструкторские игры, игры на развитие воображения), занятия по музыке, рисова­нию, театральной деятельности, а также в анализ и оценку своих по­ступков.

Для умственного развития детей 6-11 лет характерна доминирую­щая роль школы. Эффективное развитие интеллектуальных способ­ностей каждого школьника сопряжено с созданием для него ситуа­ций успеха в учебной деятельности. Личностное развитие младшего школьника характеризуется следующими новообразованиями:

· переход от наглядно-образного мышления к словесно-абстракт­ному;

· развитие саморегуляции, произвольности поведения;

· развитие рефлексии;

· формирование внутреннего плана действий;

· расширение сферы общения, появление новых авторитетов, фор­мирование отношений в учебном коллективе.

Эффективными для умственного развития младших школьников являются логические рассуждения, занимательные занятия арифме­тикой, логикой и др.; вовлечение ребенка в деятельность, основан­ную на логическом мышлении, самоанализе действий в конкретной ситуации, аргументации деятельности.

Для учащихся подросткового возраста (11-15 лет) также харак­терна решающая роль школы в умственном воспитании. Ведущими потребностями школьников этого возраста являются потребность во «взрослом» общении, самоутверждении в коллективе. Основным видом деятельности по развитию интеллектуальных способностей является учебно-познавательная деятельность, связанная с решени­ем проблем, значимых для жизни, выдвижением альтернативных путей поиска их решения. Для учащихся этого возраста характерны следующие новообразования:

o развитие логического мышления, способностей к теоретическим рассуждениям, самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;

o избирательность в учении;

o возникновение «чувства взрослости», т. е. происходит второе психологическое рождение ребенка или страх потери своего Я (быть
самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с друзьями, быть как они).

Психологические особенности в период ранней юности (15-18 лет):

Ø ведущая деятельность – учебно-профессиональная;

Ø формирование самосознания (представления о себе самом, оценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств);

Ø соотнесение себя с идеалом, развитие способностей к самовос­питанию, самообразованию;

Ø возрастание волевой саморегуляции;

Ø формирование социального сознания и самосознания, способности к самоопределению (осознание себя в качестве члена общества, граж­данская ответственность, выбор будущей профессии и т. д.).

Для развития интеллекта старших школьников 15-18 лет целесооб­разны ситуативные упражнения, ролевые игры, задачи, для решения которых необходимы рассуждения, основанные на определенных пред­положениях и дедуктивных выводах. Основными формами учебно-воспитательной работы с учащимися выступают командные игры, ра­бота в сотрудничестве; беседы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные марафоны, предметные недели, конкурсы эрудитов и т. д. Для интел­лектуального развития учащихся этого возраста сохраняется решаю­щая роль школы, возрастает значимость самообразования и само­воспитания, ведущим становится социально-профессиональное ори­ентирование на будущее. Направленность работы по самообразова­нию и самовоспитанию определена той деятельностью (политика, эко­номика, наука, искусство, производство, медицина и т. д.), на кото­рую ориентированы учащиеся.

Приоритетными видами деятельности по интеллектуальному раз­витию выступают: ориентационно-ценностная, профессионально-ориентированная, направленные на поиск идеала, воплощающего интеллектуальную культуру и профессиональную компетентность личности; досуговая деятельность, обеспечивающая реализацию потребности в игре как средстве развития.

Основными личностными новообразованиями в этом возрастном периоде (15-18 лет) являются:

Þ формирование самосознания (представления о себе самом, са­мооценка умственных, моральных, волевых качеств);

Þ формирование собственного мировоззрения как целостной сис­темы взглядов, знаний, убеждений;

Þ готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окру­жающего;

Þ стремление к получению профессии - основной мотив познава­тельной деятельности.

Эффективным представляется включение учащихся в решение межпредметных прикладных задач, задач, предполагающих примене­ние абстрактно-логического мышления (например, задания на построе­ние структурно-логических, функциональных схем); ситуаций, в кото­рых необходимо осуществить выбор на основе нескольких критериев; работу над проектами (самостоятельную или в сотрудничестве).

Для молодежи студенческого возраста (18-23 года) основными видами деятельности являются учебно-исследовательская и професси­ональная деятельность. Основными новообразованиями выступают:

· готовность и способность к самообразованию;

· зрелость в умственном, нравственном отношении;

· самостоятельность;

· принятие ответственных решений (выбор и приобретение про­фессии, определение стиля жизни и своего места в ней);

· критичность и самокритичность, рефлексивность.

Основным видом деятельности студентов является «выращива­ние» культурных форм проектно-практического и теоретического, а также профессионального мышления и опыта творческой деятельно­сти. Эффективными являются научно-исследовательская. и, проектная деятельность, содержательно связанные с будущей профессией.

Задача 4

1) Кризис обусловлен следующими социально-экономическими и личностными факторами:

Ø недостаточный уровень жизни населения, не дающий возможно­сти дать хорошие стартовые возможности детям;

Ø неблагоприятная экологическая ситуация, приводящая к возник­новению заболеваний, в том числе в репродуктивной сфере;

Ø невозможность полной самореализации и профессионального роста в случае наличия детей;

Ø отсутствие уверенности в партнере;

Ø стрессы, переживания из-за невозможности полного удовлетво­рения своих потребностей, что приводит к заболеваниям и др.:

Ø низкая ценность семьи и брака.

Учреждения образования и семья могут сыграть роль в реше­нии демографической проблемы путем разъяснения и воспитания ценности семьи для полноценной жизни, пропаганды здорового образа жизни. Продуктивными являются такие формы работы, как бесе­ды, психологические консультации, просмотр и обсуждение фильмов, участие в общественных акциях, познавательных играх и др.

 

Задача 5

Принцип «личность формируется в деятельности» в данном слу­чае не нарушен. Молодая мама допустила ошибку в выборе видов деятельности для ребенка в соответствии с возрастными особеннос­тями.

Ведущие виды деятельности детей этого возраста – игра, освоение норм общения, поведения и деятельности. В этой связи занятия долж­ны быть организованы в игровой форме, их продолжительность не может быть такой большой (до 15-30 мин.). При этом следует обес­печивать своевременную смену деятельности (обязательно включаю­щую двигательную активность), создание ситуации успеха. Указанные состояния ребенка в отсутствии других причин могли быть вы­званы его переутомлением от занятий, проводимых мамой.

Задача 6

Прямые назидательные разговоры о «плохой компании» и сове­ты «с кем дружить» вряд ли будут эффективны в силу специфики возрастных особенностей подростка (см. ответ к задаче 3).

Словесные методы воспитательных воздействий могут быть вос­приняты подростком неадекватно, могут вызывать конфликтные си­туации. Целесообразно порекомендовать родителям организовать яр­кий увлекательный досуг ребенка в соответствии с его интересами, возможностями и потребностями. Важным является согласование дей­ствий школы, семьи, внешкольных организаций, что уменьшит влия­ние отрицательных факторов социализации подростка. Следует пони­мать, что подростки в этом возрасте склонны проявлять агрессивность, поэтому своим поведением родители должны демонстрировать эффек­тивные и более гуманные способы разрешения проблемных ситуаций. Незаменима помощь и поддержка, которые оказывают родители свое­му ребенку в «обретении подростком своего Я».

Для интеллектуального развития подростка целесообразны ситуа­тивные упражнения, ролевые игры, задачи, для решения которых не­обходимы рассуждения, основанные на определенных предположе­ниях и дедуктивных выводах. Эффективными являются такие формы работы, как командные игры, работа в сотрудничестве.

 

Задача 7

Одним из возможных ответов может служить обоснование К. Роджерсом в статье «К теории творчества» условий, способству­ющих созидательному творчеству.

Условия, способствующие созидательному творчеству (или пси­хологическая безопасность)

1. Признание безусловной ценности индивида

Учитель, родители, психолог, создающие условия для творческого развития человека, всегда должны помнить, что данный индивид ценен сам по себе во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем.

Такое отношение может, по всей вероятности, быть искренним только тогда, когда учитель, родители чувствуют потен­циальные возможности индивида и поэтому могут верить в него безо всяких условий, независимо от его состояния в данный момент.

2. Создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, «...источник оценивания – внутри меня, потому я иду к творчеству»

Когда мы перестаем судить об индивиде с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствует творчеству. Ин­дивид чувствует свое освобождение в атмосфере, где нет оценива­ния с помощью внешней мерки. Оценивание всегда воспринимается как угроза, всегда приводит к нужде в защитной реакции, всегда озна­чает, что какая-то часть опыта будет закрыта для осознания.

3. Понимать, сопереживая

Но если я понимаю вас, сопереживая, смотрю на вас и на то, что вы делаете, с вашей точки зрения, вхожу в ваш внутренний мир и вижу его вашими глазами, и при этом все-таки принимаю вас, — тогда это на самом деле безопасность. В такой обстановке в отношениях с миром вы можете позволить себе проявить свое настоящее Я и выразить его в разнообразных новых творениях. Это основной фактор, способствующий творчеству.

4. Психологическая свобода

Творчество развивается, если учитель, родители, психолог, занимающиеся развитием, предоставляют индиви­ду полную свободу символического выражения. Это означает вы­ражать свое самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состо­яниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, что



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: