Обобщенные задачи по курсу “Основы педагогики”
Задача 1 (базовый уровень)
Проанализируйте приведенную ниже информацию о функционировании и развитии системы общего среднего образования Республики Беларусь в 2006 г., а затем ответьте на вопросы.
1) В республике функционируют 4,2 тыс. общеобразовательных учреждений с численностью учащихся 1,2 млн. человек.
В 2006 г. принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», направленный на создание правовых, организационных, экономических и социальных основ функционирования и развития системы общего среднего образования.
В образовательной школе проведен ряд преобразований структурного и содержательного плана. В 1998 г. осуществлен переход начальной школы на обучение детей с шестилетнего возраста.
В системе образования функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов школа (гимназия) - колледж:
2) При разработке учебных программ обеспечивается оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки учащихся. Издано около тысячи наименований национальной учебной литературы. Новые учебники стали более доступными, ориентированными на практическое усвоение материала при сохранении фундаментальности и системности его изложения.
В учебных заведениях всех уровней введена и действует 10-балльная система оценивания учебных достижений обучающихся.
На 01.08.2006 изданы 124 наименования учебной литературы общим тиражом 4 332 899 экземпляров, что составляет соответственно 56,4 % и 67,1 % от плана. К 1 сентября 2006 г. планируется издание 51 наименования учебников и учебных пособий общим тиражом 1 730 598 экземпляров.
3) Одновременно с обновлением содержания образования школа перешла на 5-дневную учебную неделю. Предполагается, что шестой день недели ребенок также будет проводить в школе, но вместо уроков – спортивные и культурные мероприятия.
|
В 2007/2008 учебном году различными видами и формами дифференцированного обучения были охвачены 62,1 % учащихся.
4) Важнейшая задача государственной образовательной политики – создание равных условий обучения для городских и сельских школьников. Ее решению будет способствовать реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. В 2005-2010 гг. будут открыты 46 гимназий, 10 лицеев, 31 профессиональный лицей в сельской местности.
5) В Беларуси развивается олимпиадное движение. Так, в 2005 г. на первом этапе республиканской олимпиады приняли участие 557 тыс. человек (на 28% больше, чем в 2004-м). Среди победителей заключительного этапа (668 чел.) – 58 % учащихся гимназий и лицеев, 36 % учащихся общеобразовательных городских школ, 6 % учащихся сельских школ (в 4 раза больше по сравнению с прошлым годом).
В международных олимпиадах в 2005 г. приняли участие 23 учащихся. 19 из них награждены медалями (золотыми – 1; серебряными – 6; бронзовыми – 12 человек).
6) Росту профессионального мастерства педагогических работников и популяризации педагогического труда способствовал конкурс «Учитель года Республики Беларусь». В финальном конкурсе, состоявшемся в апреле 2006 г. в г. Минске, приняли участие 21 педагог из всех регионов республики. Победителем конкурса стал учитель биологии УО «Гимназия № 4» г. Сморгони Гродненской области Клевец И. Р.
|
Реализуются мероприятия в рамках выполнения государственных программ «Информатизация системы образования», «Дети Беларуси», «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 гг.
Ответьте на вопросы:
1) Какие направления развития и задачи общего среднего образования отражены в представленной выше информации?
2) Какими организационно-структурными и содержательными изменениями в деятельности учреждений общего среднего образования подкрепляется право ребенка на получение качественного образования?
3) Каким мировым социокультурным (в том числе образовательным) тенденциям соответствуют указанные направления и задачи развития общего среднего образования?
Задача 2 (личностно-социальный уровень)
Проанализируйте приведенную ниже информацию о функционировании отечественной системы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в 2006 г., затем ответьте на вопросы.
1) Система профессионально-технического образования включает в себя 228 учебных заведений, в которых обучается более 114 тыс. учащихся по 300 профессиям.
Современная система профтехобразования развивается с учетом требований рынка труда в направлении совершенствования профессионального мастерства, усиления интеграции со средним специальным образованием.
Улучшились связи учебных заведений с работодателями. Свыше 90 % учебных заведений профтехобразования функционируют как многопрофильные. Более 8 тыс. человек наряду с профессионально-техническим получают в профессионально-технических колледжах и среднее специальное образование. Кроме того, на основе профессионально-технического образования около тысячи человек ежегодно поступают в средние специальные учебные заведения для получения среднего специального образования в сокращенные сроки.
|
Количество профессиональных лицеев достигло 61 или 26,8 % от общей численности учреждений профтехобразования, а количество обучающихся в них - 37,0 тыс. человек или 32,3 % от числа всех обучающихся.
Расширяются возможности получения профтехобразования инвалидами и лицами с особенностями психофизического развития. Подготовку этой категории молодежи осуществляют 48 учебных заведений по 22 профессиям.
2) В системе среднего специального образования функционирует 139 государственных и 4 частных учебных заведения. Подготовку специалистов со средним специальным образованием осуществляют также 3 высших и 54 профессионально-технических колледжа, 6 учебно-педагогических комплексов. В этих учреждениях образования обучается свыше 154 тыс. человек более чем по 150 специальностям. Почти 90 % выпускников ссузов, обучавшихся за счет бюджета, получают направление на работу и трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью.
За последнее десятилетие было реорганизовано и открыто более 80 колледжей, часть из которых вошли в состав университетов, либо преобразованы в высшие колледжи и осуществляют многоуровневую подготовку специалистов.
Модернизация производства, внедрение передовых технологий и форм организации труда выдвинули новые требования к уровню квалификации и компетентности специалистов. В 2007 году завершена разработка образовательных стандартов высшего и среднего специального образования, осуществлен переход на новое поколение учебных планов. С текущего года образовательные стандарты и типовые учебные планы разрабатываются только по вновь вводимым специальностям.
Интеграция среднего специального с высшим образованием реализуется в рамках учебно-научных объединений вуз – ссуз. Ежегодно на обучение в вузы поступает около 30 % выпускников дневной формы обучения ссузов.
3) ВУЗы готовят специалистов по 360 специальностям и более чем 1000 специализациям, что позволяет удовлетворить потребности народного хозяйства..
В Республике Беларусь функционируют 53 высших учебных заведения, 10 из которых частные. В них обучается свыше 383 тыс. студентов.
Впервые правила приема в вузы и ссузы республики на долгосрочный период утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80. Они предусматривают единые для абитуриентов условия поступления на основе реальных знаний и равные возможности стать студентом любого вуза. Абитуриенты проходят три вступительных испытания в форме централизованного тестирования. Определены конкретные сроки проведения вступительных испытаний.
С целью повышения конкурентоспособности высшей школы на мировом рынке образовательных услуг реализуется программа поэтапного перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием. Она позволяет оптимизировать содержание, структуру и продолжительность подготовки в вузах в соответствии с запросами экономики.
Первая ступень предполагает подготовку дипломированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Ее продолжительность - от 4 до 6 лет, в зависимости от специфики и сложности профессии.
На второй ступени высшего образования, в магистратуре, формируются навыки научно-исследовательской и научно-педагогической работы с целью подготовки к учебе в аспирантуре. С 1 сентября 2005 г. в вузах республики, создавших необходимые условия, открыта магистратура, ориентированная на подготовку к обучению в аспирантуре и соискание ученой степени. В соответствии с Программой перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием, в Республике Беларусь продолжалась разработка системы стандартов высшего образования первой и второй ступени на 2005-2010 гг. Утвержден Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени, разработан образовательный стандарт высшего образования I ступени – «Цикл социально-гуманитарных дисциплин».
4) В Беларуси более 320 учреждений образования осуществляют повышение квалификации и переподготовку кадров. В 2005 г. в них прошли обучение около 500 тыс. человек. Система последипломного образования нацелена на решение вопросов опережающего повышения квалификации и переподготовки кадров, учитывает потребности в обновлении знаний представителей всех возрастных групп населения.
1. Ответьте на вопросы:
2. Какие мировые образовательные тенденции отражает представленный выше материал?
3. Какими изменениями в функционировании и развитии высшего образования обеспечиваются права граждан на доступное, качественное и эффективное высшее образование?
4. Раскройте сущность понятия непрерывною образования. Какими условиями обеспечивается его качество?
5. Опираясь на знания о структуре и направлениях развития отечественной системы образования, разработайте собственный педагогический маршрут, который бы способствовал постоянному личностному и профессиональному совершенствованию в течение всей жизни.
Задача 3 (личностно-социальный уровень)
Вы решили организовать службу помощи родителям для детей от 18 месяцев до 18 лет. В своих рекламных объявлениях Вы выражаете намерение развивать у детей интеллектуальные способности. Приведите примеры видов деятельности, способствующих эффективному умственному развитию с учетом возрастных особенностей детей:
1,5 – 3 года;
3 – 6 лет;
6 – 11 лет;
11 – 15 лет;
15 – 18 лет.
Каковы основные виды деятельности, обеспечивающие интеллектуальное развитие и самореализацию студенческой молодежи?
Ответ обоснуйте.
Задача 4 (профессиональный уровень)
Проведите анализ демографической ситуации в Республике Беларусь, используя данные, приведенные в таблицах 3 и 4
Таблица 3–Оценка демографической ситуации в Республике Беларусь
Наименование показателя | Годы | ||||
Естественная убыль населения в государстве, чел./ 1000 чел. населения | 3,7 | 4,59 | 4,39 | 4,89 | 4,1 |
Характер ситуации | Развивающаяся стадия кризиса | ||||
Средняя продолжительность жизни населения в государстве | 68,6 | 68,5 | 68,4 | 68,3 |
Таблица 4 – Предельно-критические значения оценки демографической ситуации и вероятные последствия
Периоды | Величина показателя в Республике Беларусь | |||
Уровень депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) | Суммарный коэффициент рождаемости | Средняя продолжительность жизни населения | ||
Предельно-критическое значение в мировой практике и вероятные последствия | ||||
(интенсивная депопуляция, вымирание населения страны) | 2,14 – 2,15 (отсутствие простого замещения поколений) | США. Великобритания 75 лет, Швеция – 78 лет, Япония – 79 лет (ухудшение здоровья населения) | ||
1,32 | 1,386 | 68,6 | ||
1,39 | 1,315 | 68,6 | ||
1,53 | 1,227 | 68,5 | ||
1,48 | 1,266 | 68,4 | ||
1,53 | 1,307 | 67,9 | ||
1,44 | 1,310 | 69,0 |
Ответьте на вопросы:
1. Какими социально-экономическими факторами обусловлено обострение демографического кризиса в республике?
При ответе на вопрос используйте приведенную ниже информацию.
Результаты ряда современных исследований показывают, что в обострении демографического кризиса основную роль играют не такие факторы риска, как холестерин, курение, гипертония, бедность, экология. Увеличение смертности, раннее старение нации связывают с проблемами воспитания подрастающего поколения и духовным состоянием человека. Зависть, ненависть, жадность, тоска и уныние являются сильнейшими психологическими факторами увеличения внезапных смертей и раннего старения нации.
2. Какую роль могут сыграть учреждения образования, семья при решении демографической проблемы?
3. Обоснуйте роль воспитания в производственных коллективах.
4. Определите основные направления и формы воспитания персонала в современных социокультурных условиях.
Задача 5 (личностно социальный уровень)
Стараясь развить своего 3-летнего ребенка в интеллектуальном плане, молодая мама решила включать его в различные виды деятельности. Она ежедневно выделяла в распорядке дня ребенка 2 часа для специальных занятий. Среди этих занятий были рисование, изучение букв и цифр, решение задач на ассоциации и др. Однако, спустя несколько месяцев, она заметила, что ее ребенок стал более непоседливым, нервным, утомленным, перестал проявлять интерес к занятиям.
Объясните, могли ли повлиять занятия с ребенком на появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка.
Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае?
Допустила ли молодая мама ошибки в семейном воспитании?
Ответы обоснуйте на основе психолого-педагогических знаний.
Задача 6 (личностно-социальный уровень)
Дайте рекомендации родителям подростка, который, по их мнению, попал под воздействие неблагоприятной компании, проявляет агрессивность во взаимоотношениях с близкими, одноклассниками.
В какие виды деятельности целесообразно включать подростка для его социального становления, интеллектуального развития?
Задача 7 (профессиональный уровень)
Проанализируйте текст:
Важный вклад в исследование проблем творчества человека внес американский психолог А. Маслоу (1908-1968). Им обоснованы качества, которые характерны для творческой личности и содействуют творчеству.
Качества, характерные для творческой личности (по А. Маслоу):
1. Стремление к самореализации
Это – одна из высших духовных потребностей, направленная на реализацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост возможностей, на повышение качества своей деятельности. В основе самореализации — высшие общечеловеческие ценности.
2. Поглощенность делом как призванием
Высокая заинтересованность делом, которым человек занимается, отождествление себя со своим делом, глубокая удовлетворенность им и вместе с тем постоянная готовность его совершенствовать; дело как смысл жизни личности.
3. Аутентичность личности
Искреннее и открытое поведение по отношению к себе и к другим; нежелание скрываться за условными масками и выступать перед другими, скрывая свои стремления, мнения и убеждения, свои индивидуальные особенности.
4. Независимость в суждениях
Способность личности высказывать свои суждения не приспосабливаясь к мнениям других, непохожесть на других (нонконформизм); полная самостоятельность в оценках.
5. Уверенность в своих силах
Основанная на опыте адекватная оценка своих сил и возможностей; выбор целей и задач, которые человек способен решать на высоком уровне качества; отсутствие неоправданной тревожности при выборе реализации целей.
6. Инициативность и гибкость
Способность самостоятельно ставить новые цели, а также изменять их при изменении условий деятельности, вести других за собой, быть оригинальным и непредвзятым при решении возникающих проблем.
7. Критичность и высокая степень рефлексии
Постоянное внимание к адекватности своих действий и поступков, нетерпимость к недостаткам и непродуманным решениям, умение учиться на ошибках, постоянный анализ и осмысление собственной деятельности, ее оснований и ценностного смысла.
8. Детская восприимчивость и открытость по отношению к новому.
Сочетание зрелой мысли с детской свежестью восприятия, радость познания нового, необычного, оригинального; неприятие всего косного и стереотипного.
Карл Роджерс(1902-1988), ведущий представитель гуманистической психологии, рассматривал проблемы творчества в контексте психологии личности, обосновал внутренние условия созидательного творчества.
Условия созидательного творчества (по К. Роджерсу):
Ø Открытость опыту (экстенсиональность). Открытость означает отсутствие стереотипа и проницаемость границ понятий, убеждений, образов и гипотез. Она означает терпимость к неоднозначности там, где она есть. Она означает способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию. Чем более индивид склонен к чувственному осознанию всех сторон своего опыта, тем в большей степени мы можем быть уверены, что его творчество будет созидательный для отдельного человека и общества.
Ø Внутренний источник оценивания. Возможно, самое главное условие творчества состоит в том, что источник оценивания находится внутри индивида. Это не означает, что он пренебрегает мнением других или не желает их понять. Это просто означает, что основа оценивания - внутри него, в реакции его собственного организма, и в его собственной оценке.
Ø Способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий. Эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями – жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение безумных гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, превращение одной формы в другую, невероятные превращения в одинаковое. Именно из этой спонтанной игры-исследования вырастает интуиция творческое видение нового и существенного в жизни.
Выполните задания:
1. Какие из приведенных выше личностных качеств творческого человека по А. Маслоу Вы считаете не актуальными? Какими личностными качествами Вы дополнили бы этот перечень? Ответ обоснуйте.
2. Являются ли указанные условия созидательного творчества, по К. Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями для творческой деятельности? Ответ обоснуйте на примерах.
3. Используя вышепредставленную информацию, определите условия и требования к жизнедеятельности ребенка в условиях семьи, школы, которые бы содействовали развитию у него качеств творческой личности и творческих способностей?
4. Какими, с учетом представленной выше информации по проблеме творчества, могут быть требования и рекомендации к деятельности руководителя научно-исследовательского проекта или творческого коллектива по выполнению инновационного задания в сфере Вашей будущей профессии?
ПРИМЕРЫРЕШЕНИЙ ЗАДАЧ
Задача 1
1. Оптимизация сети учебных заведений для обеспечения доступности качественного образования; усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин с целью формирования у учащихся универсальных знаний и умений, обеспечивающих социализацию и активную гражданскую позицию, принятие общечеловеческих ценностей; осуществление постепенного перехода базовой школы на новое содержание образования в структуре 12-летнего срока обучения; оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки учащихся; гуманизация учебно-воспитательной работы в школе, осуществление комплекса по охране здоровья детей, снижению учебной нагрузки; создание оптимальных условий для обучения детей с учетом их интересов и склонностей (дифференциация); развитие системы контроля качества образования; совершенствование нормативно-правового, учебно-методического обеспечения функционирования системы общего среднего образования.
2. Развитие олимпиадного движения, реализация комплекса мер по проведению мониторинга качества школьного образования.
3. Демократизация, гуманизация, дифференциация школьного образования; реализация моделей образования и воспитания, учитывающих национальные особенности; создание и внедрение системы управления качеством образования в школе.
Задача 2
1. Развитие системы непрерывного профессионального образования: переход к массовому высшему образованию; внедрение двухступенчатой системы подготовки специалистов в вузе; совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
2. Оптимизация сети высших учебных заведений, интеграция высшего и среднего специального образования, разработка и внедрение системы управления качеством образования в вузе, совершенствование порядка приема абитуриентов, развитие системы дистанционного обучения.
3. Непрерывность образования предполагает: обеспечение постоянной профессиональной подготовки посредством многоуровневого ее построения; диверсификацию образования, вариативность и гибкость учебных планов и программ, внедрение двухступенчатой системы подготовки специалистов, расширение возможностей последипломного образования. На уровне личности непрерывность означает создание в учебных заведениях условий для развития у обучающихся потребности и готовности к самообразованию.
4. Педагогический маршрут: дошкольное воспитательное учреждение – школа – вуз – магистратура – аспирантура – докторантура – повышение квалификации – постоянное самосовершенствование.
Задача 3
Эффективное развитие интеллектуальных способностей обеспечивается созданием условий, способствующих реализации познавательных потребностей и интересов растущей личности с учетом ведущих потребностей и видов деятельности, новообразований в различные возрастные периоды.
Для детей 1,5-3 года ведущими видами деятельности выступают непосредственно-эмоциональное общение, предметно-маннпулятивная и игровая деятельность. Поскольку в этом возрастном периоде ребенок познает мир с помощью органов чувств, то будет целесообразно использовать игры с визуально привлекательными игрушками различного размера и формы, которые можно складывать, катать, собирать, развивая при этом моторику руки; организовывать занятия по рисованию пальцами (общеизвестно, что развитие мелкой моторики активизирует мыслительные процессы ребенка). Продолжительность занятий не должна превышать 10-15 мин., после чего должны следовать подвижные игры и смена деятельности.
Для детей 3-6 лет основой формирования мышления принято считать развитие речи. Развитие речи ребенка стимулируют поощрение его словотворчества, общение как со взрослым, но с набором слов, понятных ребенку, так и с детьми.
Ведущий вид деятельности для детей 3-6 лет - игра. Развитие ребенка этого периода характеризуется следующими новообразованиями:
Þ3-4 года – самоутверждение; возможные реакции (непослушание, негативизм, строптивость);
Þ5-6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений в детской группе (формирование отношений лидерства и подчинения среди детей);
Þразвитие способностей к рисованию, музыке, формирование творческого склада мышления;
Þразвитие любознательности (4-5 лет – «почемучки»);
Þвозникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой, своими поступками);
Þвозникновение первичных морально-этических понятий.
Эффективными для развития интеллектуальных способностей детей этого возраста являются сюжетно-речевые игры, актуализирующие потребность в речевом взаимодействии; игры-имитации, воспроизводящие поведение и отношения во взрослом мире; сюжетно-ролевые игры с соблюдением определенных правил, способствующие освоению ценностей, норм поведения и общения; соревновательные игры. Важным педагогическим требованием является вовлечение ребенка в более сложные виды игровой деятельности (конструкторские игры, игры на развитие воображения), занятия по музыке, рисованию, театральной деятельности, а также в анализ и оценку своих поступков.
Для умственного развития детей 6-11 лет характерна доминирующая роль школы. Эффективное развитие интеллектуальных способностей каждого школьника сопряжено с созданием для него ситуаций успеха в учебной деятельности. Личностное развитие младшего школьника характеризуется следующими новообразованиями:
· переход от наглядно-образного мышления к словесно-абстрактному;
· развитие саморегуляции, произвольности поведения;
· развитие рефлексии;
· формирование внутреннего плана действий;
· расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе.
Эффективными для умственного развития младших школьников являются логические рассуждения, занимательные занятия арифметикой, логикой и др.; вовлечение ребенка в деятельность, основанную на логическом мышлении, самоанализе действий в конкретной ситуации, аргументации деятельности.
Для учащихся подросткового возраста (11-15 лет) также характерна решающая роль школы в умственном воспитании. Ведущими потребностями школьников этого возраста являются потребность во «взрослом» общении, самоутверждении в коллективе. Основным видом деятельности по развитию интеллектуальных способностей является учебно-познавательная деятельность, связанная с решением проблем, значимых для жизни, выдвижением альтернативных путей поиска их решения. Для учащихся этого возраста характерны следующие новообразования:
o развитие логического мышления, способностей к теоретическим рассуждениям, самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;
o избирательность в учении;
o возникновение «чувства взрослости», т. е. происходит второе психологическое рождение ребенка или страх потери своего Я (быть
самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с друзьями, быть как они).
Психологические особенности в период ранней юности (15-18 лет):
Ø ведущая деятельность – учебно-профессиональная;
Ø формирование самосознания (представления о себе самом, оценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств);
Ø соотнесение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
Ø возрастание волевой саморегуляции;
Ø формирование социального сознания и самосознания, способности к самоопределению (осознание себя в качестве члена общества, гражданская ответственность, выбор будущей профессии и т. д.).
Для развития интеллекта старших школьников 15-18 лет целесообразны ситуативные упражнения, ролевые игры, задачи, для решения которых необходимы рассуждения, основанные на определенных предположениях и дедуктивных выводах. Основными формами учебно-воспитательной работы с учащимися выступают командные игры, работа в сотрудничестве; беседы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные марафоны, предметные недели, конкурсы эрудитов и т. д. Для интеллектуального развития учащихся этого возраста сохраняется решающая роль школы, возрастает значимость самообразования и самовоспитания, ведущим становится социально-профессиональное ориентирование на будущее. Направленность работы по самообразованию и самовоспитанию определена той деятельностью (политика, экономика, наука, искусство, производство, медицина и т. д.), на которую ориентированы учащиеся.
Приоритетными видами деятельности по интеллектуальному развитию выступают: ориентационно-ценностная, профессионально-ориентированная, направленные на поиск идеала, воплощающего интеллектуальную культуру и профессиональную компетентность личности; досуговая деятельность, обеспечивающая реализацию потребности в игре как средстве развития.
Основными личностными новообразованиями в этом возрастном периоде (15-18 лет) являются:
Þ формирование самосознания (представления о себе самом, самооценка умственных, моральных, волевых качеств);
Þ формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений;
Þ готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего;
Þ стремление к получению профессии - основной мотив познавательной деятельности.
Эффективным представляется включение учащихся в решение межпредметных прикладных задач, задач, предполагающих применение абстрактно-логического мышления (например, задания на построение структурно-логических, функциональных схем); ситуаций, в которых необходимо осуществить выбор на основе нескольких критериев; работу над проектами (самостоятельную или в сотрудничестве).
Для молодежи студенческого возраста (18-23 года) основными видами деятельности являются учебно-исследовательская и профессиональная деятельность. Основными новообразованиями выступают:
· готовность и способность к самообразованию;
· зрелость в умственном, нравственном отношении;
· самостоятельность;
· принятие ответственных решений (выбор и приобретение профессии, определение стиля жизни и своего места в ней);
· критичность и самокритичность, рефлексивность.
Основным видом деятельности студентов является «выращивание» культурных форм проектно-практического и теоретического, а также профессионального мышления и опыта творческой деятельности. Эффективными являются научно-исследовательская. и, проектная деятельность, содержательно связанные с будущей профессией.
Задача 4
1) Кризис обусловлен следующими социально-экономическими и личностными факторами:
Ø недостаточный уровень жизни населения, не дающий возможности дать хорошие стартовые возможности детям;
Ø неблагоприятная экологическая ситуация, приводящая к возникновению заболеваний, в том числе в репродуктивной сфере;
Ø невозможность полной самореализации и профессионального роста в случае наличия детей;
Ø отсутствие уверенности в партнере;
Ø стрессы, переживания из-за невозможности полного удовлетворения своих потребностей, что приводит к заболеваниям и др.:
Ø низкая ценность семьи и брака.
Учреждения образования и семья могут сыграть роль в решении демографической проблемы путем разъяснения и воспитания ценности семьи для полноценной жизни, пропаганды здорового образа жизни. Продуктивными являются такие формы работы, как беседы, психологические консультации, просмотр и обсуждение фильмов, участие в общественных акциях, познавательных играх и др.
Задача 5
Принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае не нарушен. Молодая мама допустила ошибку в выборе видов деятельности для ребенка в соответствии с возрастными особенностями.
Ведущие виды деятельности детей этого возраста – игра, освоение норм общения, поведения и деятельности. В этой связи занятия должны быть организованы в игровой форме, их продолжительность не может быть такой большой (до 15-30 мин.). При этом следует обеспечивать своевременную смену деятельности (обязательно включающую двигательную активность), создание ситуации успеха. Указанные состояния ребенка в отсутствии других причин могли быть вызваны его переутомлением от занятий, проводимых мамой.
Задача 6
Прямые назидательные разговоры о «плохой компании» и советы «с кем дружить» вряд ли будут эффективны в силу специфики возрастных особенностей подростка (см. ответ к задаче 3).
Словесные методы воспитательных воздействий могут быть восприняты подростком неадекватно, могут вызывать конфликтные ситуации. Целесообразно порекомендовать родителям организовать яркий увлекательный досуг ребенка в соответствии с его интересами, возможностями и потребностями. Важным является согласование действий школы, семьи, внешкольных организаций, что уменьшит влияние отрицательных факторов социализации подростка. Следует понимать, что подростки в этом возрасте склонны проявлять агрессивность, поэтому своим поведением родители должны демонстрировать эффективные и более гуманные способы разрешения проблемных ситуаций. Незаменима помощь и поддержка, которые оказывают родители своему ребенку в «обретении подростком своего Я».
Для интеллектуального развития подростка целесообразны ситуативные упражнения, ролевые игры, задачи, для решения которых необходимы рассуждения, основанные на определенных предположениях и дедуктивных выводах. Эффективными являются такие формы работы, как командные игры, работа в сотрудничестве.
Задача 7
Одним из возможных ответов может служить обоснование К. Роджерсом в статье «К теории творчества» условий, способствующих созидательному творчеству.
Условия, способствующие созидательному творчеству (или психологическая безопасность)
1. Признание безусловной ценности индивида
Учитель, родители, психолог, создающие условия для творческого развития человека, всегда должны помнить, что данный индивид ценен сам по себе во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем.
Такое отношение может, по всей вероятности, быть искренним только тогда, когда учитель, родители чувствуют потенциальные возможности индивида и поэтому могут верить в него безо всяких условий, независимо от его состояния в данный момент.
2. Создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, «...источник оценивания – внутри меня, потому я иду к творчеству»
Когда мы перестаем судить об индивиде с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствует творчеству. Индивид чувствует свое освобождение в атмосфере, где нет оценивания с помощью внешней мерки. Оценивание всегда воспринимается как угроза, всегда приводит к нужде в защитной реакции, всегда означает, что какая-то часть опыта будет закрыта для осознания.
3. Понимать, сопереживая
Но если я понимаю вас, сопереживая, смотрю на вас и на то, что вы делаете, с вашей точки зрения, вхожу в ваш внутренний мир и вижу его вашими глазами, и при этом все-таки принимаю вас, — тогда это на самом деле безопасность. В такой обстановке в отношениях с миром вы можете позволить себе проявить свое настоящее Я и выразить его в разнообразных новых творениях. Это основной фактор, способствующий творчеству.
4. Психологическая свобода