Посредством педагогических задач




Для более эффективного развития и определения уровня сформи­рованности у студентов социально-профессиональной компетентнос­ти целесообразно использовать обобщенные педагогические задачи. Такого рода задачи выступают содержательным элементом педагогической подготовки студентов в процессе изучения ими дисциплины «Основы педагогики» на первой ступени высшего об­разования.. Они направлены на развитие у обучающихся психолого-педагогической компетентности, способствующей формирова­нию готовности выпускников к решению профессиональных, соци­альных, личных задач.

Процесс решения таких задач имеет ряд осо­бенностей:

Ø решение обобщенной задачи требует нахождения общего спосо­ба решения целого класса задач личностно-социальной направленно­сти;

Ø обучающийся должен разработать и реализовать для ее решения проект деятельности, включающий в себя этапы: 1) анализ условий или ситуации, постановка целей и задач деятельности; 2) выдвижение гипотез; непосредственное проектирование деятельности, направлен­ной на достижение целей; 3) проверка гипотез; 4) оценка и корректи­ровка деятельности на основе рефлексии ее результатов;

Ø обобщенная задача имеет межпредметный характер. Межпред­метные знания, которые используются для решения данных задач, дают возможность отразить целостность культурно-исторического опыта, заложенного в разных научных областях и практики, способствуют выработке у студентов ситуационно-аналитического, систем­ного глобального видов мышления и деятельности;

Ø в результате решения таких задач у студентов формируются об­щеучебные умения или универсальные способности к анализу, сопо­ставлению и сравнению, систематизации, синтезу и интеграции зна­ний и их использованию; принятию решения, соотнесению результата с выдвигаемой целью; получению из разных источников информации и ее переработке;

Ø поиск решения обобщенной задачи способствует дальнейшему развитию у студента готовности к самоопределению, умений рефлек­сии, сотрудничества. Кроме того, обобщенная задача решается на личностном уровне и переживается как жизненная проблема;

Ø решение задачи может быть представлено как в устной, так и в письменной форме; иметь индивидуальный или коллективный харак­тер; обобщенная задача может использоваться как на этапах закреп­ления знаний, формирования умений, так и для контроля и проверки.

Применяемая в учебной деятельности обобщенная задача, содер­жание которой имеет личностную и социально значимую направлен­ность, предполагает неоднозначность путей ее решения и может вы­ступать в качестве учебно-социальной ситуации, способствующей развитию личности студента через формирование у нее психолого-педагогической культуры, гражданских качеств, экономической, эко­логической и других видов грамотности (последнее зависит от со­держания самой задачи).

А. В. Хуторской, О.Л. Жук, С.Н. Сиренко полагают, что применение таких зада­ний «...с одной стороны, направлено на творческое освоение базо­вого содержания учебных курсов, с другой – обеспечивает разви­тие когнитивных, креативных, оргдеятельностных и иных качеств».

Обобщенные задачи позволяют студентам одновременно с изуче­нием материала конструировать собственные позиции о реальных объектах или процессах или соци­ально-культурных явлениях. Ответы на вопросы обобщенной задачи могут и должны быть соотнесены с определенны­ми критериями, которые свидетельствуют о знании студентами ос­новных теоретических положений педагогики и использовании ими современных педагогических принципов при анализе реальных фак­тов и ситуаций.

Обобщенные задачи с точки зрения их влияния на развитие у студентов компетенций мож­но классифицировать по трем уровням: базовый, личностно-социальный, профессиональный. Основанием для выявления названных уровней является степень овладения студентами психолого-педагоги­ческими знаниями, сформированности у них соответствующих обоб­щенных умений и навыков применения психолого-педагогических знаний и опыта для решения социально-профессиональных задач.

Б а з о в ы й уровень свидетельствует о том, что студент знает:

o понятия и категории, место педагогики в системе наук о человеке и обществе;

o основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствова­ния;

o индивидуально-психологические качества, свойства и особен­ности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и де­ятельности;

o социально-психологические механизмы и закономерности пове­дения личности и группы;

o образовательные тенденции, функции и модели образования; структуру и направления развития национальной системы образова­ния, способы организации образовательного процесса;

o принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

o основы семейной педагогики.

Вовлечение студентов в решение обобщенных задач л и ч н о с т н о- с о ц и а л ь н о г о уровня способствует развитию у них на основе ра­нее сформированных психолого-педагогических знаний следующих умений:

• определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей разных возрастов;

• учитывать социокультурные тенденции, закономерности и прин­ципы обучения и воспитания при анализе общественной и образова­тельной практики;

• осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания;

• обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Решение студентами задач п р о ф е с с и о н а л ь н о г о уровня способствует развитию у них на основе уже сформированных (указанных выше) психолого-педагогических знаний и умений следующих обоб­щенных умений:

o организовывать продуктивное межличностное и профессиональ­ное общение;

o использовать психолого-педагогические знания, принципы, ме­тоды и современные технологии обучения и воспитания для решения

o профессиональных, управленческих, воспитательных задач, прове­дения обучающих занятий с персоналом;

o осуществлять проекты профессионального самосовершенство­вания, обеспечивающие готовность к исследовательской, инноваци­онной деятельности в сфере профессии, разработке межотраслевых проектов.

Важнейшей особенностью обобщенных задач по педагогике явля­ется соответствие их уровней (базовый, личностно-социальный, про­фессиональный) уровням освоения деятельности по В. П. Беспалько [3]

Таблица 2 – Сравнительный анализ уровней обобщенных задач и уровней освоения деятельности

№/п Обобщенные задачи Освоение деятельности
1 уровень по узнаванию
2 уровень базовый по воспроизве­дению
3 уровень личностно-социальный эвристическая
4уровень про­фессиональный в нестандартной ситуации

Для итоговой оценки освоения студентом умений решать обоб­щенные педагогические задачи можно использовать условные баллы:

1-2 балла - студент решает некоторые задачи базового уровня и не решает задачи личностно-социального и профессионального уров­ней;

3-4 балла - студент решает большинство задач базового уровня, решает некоторые задачи личностно-социального уровня и не решает задачи профессионального уровня;

5-6 баллов - студент уверенно решает задачи базового уровня, решает большинство задач личностно-социального уровня, решает некоторые задачи профессионального уровня;

7-8 баллов - студент свободно решает задачи базового и личност­но-социального уровней, решает большинство задач профессиональ­ного уровня,

9-10 баллов - студент свободно решает задачи всех уровней.

Критериями при выставлении баллов за решение обобщенных за­дач могут выступать:

o научность – оперирование педагогическими понятиями, катего­риями; опора при ответе на научные положения педагогической на­уки, методологические подходы и педагогические закономерности, принципы;

o опора на опыт – при построении ответа использование не только личного (в смысле житейского) опыта, но и опыта, обогащенного научными смыслами; при этом допускается подкрепление ответа при­мерами из жизни;

o четкость, аргументированность, полнота ответа; при этом учиты­вается уровень доказательства личной точки зрения студента с опо­рой на данные и факты из статистических сборников, положения пра­вовой базы и т. д.; использование дополнительной литературы Интер­нета с обязательной ссылкой на источник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: