Для более эффективного развития и определения уровня сформированности у студентов социально-профессиональной компетентности целесообразно использовать обобщенные педагогические задачи. Такого рода задачи выступают содержательным элементом педагогической подготовки студентов в процессе изучения ими дисциплины «Основы педагогики» на первой ступени высшего образования.. Они направлены на развитие у обучающихся психолого-педагогической компетентности, способствующей формированию готовности выпускников к решению профессиональных, социальных, личных задач.
Процесс решения таких задач имеет ряд особенностей:
Ø решение обобщенной задачи требует нахождения общего способа решения целого класса задач личностно-социальной направленности;
Ø обучающийся должен разработать и реализовать для ее решения проект деятельности, включающий в себя этапы: 1) анализ условий или ситуации, постановка целей и задач деятельности; 2) выдвижение гипотез; непосредственное проектирование деятельности, направленной на достижение целей; 3) проверка гипотез; 4) оценка и корректировка деятельности на основе рефлексии ее результатов;
Ø обобщенная задача имеет межпредметный характер. Межпредметные знания, которые используются для решения данных задач, дают возможность отразить целостность культурно-исторического опыта, заложенного в разных научных областях и практики, способствуют выработке у студентов ситуационно-аналитического, системного глобального видов мышления и деятельности;
Ø в результате решения таких задач у студентов формируются общеучебные умения или универсальные способности к анализу, сопоставлению и сравнению, систематизации, синтезу и интеграции знаний и их использованию; принятию решения, соотнесению результата с выдвигаемой целью; получению из разных источников информации и ее переработке;
|
Ø поиск решения обобщенной задачи способствует дальнейшему развитию у студента готовности к самоопределению, умений рефлексии, сотрудничества. Кроме того, обобщенная задача решается на личностном уровне и переживается как жизненная проблема;
Ø решение задачи может быть представлено как в устной, так и в письменной форме; иметь индивидуальный или коллективный характер; обобщенная задача может использоваться как на этапах закрепления знаний, формирования умений, так и для контроля и проверки.
Применяемая в учебной деятельности обобщенная задача, содержание которой имеет личностную и социально значимую направленность, предполагает неоднозначность путей ее решения и может выступать в качестве учебно-социальной ситуации, способствующей развитию личности студента через формирование у нее психолого-педагогической культуры, гражданских качеств, экономической, экологической и других видов грамотности (последнее зависит от содержания самой задачи).
А. В. Хуторской, О.Л. Жук, С.Н. Сиренко полагают, что применение таких заданий «...с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой – обеспечивает развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных и иных качеств».
Обобщенные задачи позволяют студентам одновременно с изучением материала конструировать собственные позиции о реальных объектах или процессах или социально-культурных явлениях. Ответы на вопросы обобщенной задачи могут и должны быть соотнесены с определенными критериями, которые свидетельствуют о знании студентами основных теоретических положений педагогики и использовании ими современных педагогических принципов при анализе реальных фактов и ситуаций.
|
Обобщенные задачи с точки зрения их влияния на развитие у студентов компетенций можно классифицировать по трем уровням: базовый, личностно-социальный, профессиональный. Основанием для выявления названных уровней является степень овладения студентами психолого-педагогическими знаниями, сформированности у них соответствующих обобщенных умений и навыков применения психолого-педагогических знаний и опыта для решения социально-профессиональных задач.
Б а з о в ы й уровень свидетельствует о том, что студент знает:
o понятия и категории, место педагогики в системе наук о человеке и обществе;
o основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
o индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
o социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
o образовательные тенденции, функции и модели образования; структуру и направления развития национальной системы образования, способы организации образовательного процесса;
|
o принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;
o основы семейной педагогики.
Вовлечение студентов в решение обобщенных задач л и ч н о с т н о- с о ц и а л ь н о г о уровня способствует развитию у них на основе ранее сформированных психолого-педагогических знаний следующих умений:
• определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей разных возрастов;
• учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе общественной и образовательной практики;
• осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания;
• обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.
Решение студентами задач п р о ф е с с и о н а л ь н о г о уровня способствует развитию у них на основе уже сформированных (указанных выше) психолого-педагогических знаний и умений следующих обобщенных умений:
o организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;
o использовать психолого-педагогические знания, принципы, методы и современные технологии обучения и воспитания для решения
o профессиональных, управленческих, воспитательных задач, проведения обучающих занятий с персоналом;
o осуществлять проекты профессионального самосовершенствования, обеспечивающие готовность к исследовательской, инновационной деятельности в сфере профессии, разработке межотраслевых проектов.
Важнейшей особенностью обобщенных задач по педагогике является соответствие их уровней (базовый, личностно-социальный, профессиональный) уровням освоения деятельности по В. П. Беспалько [3]
Таблица 2 – Сравнительный анализ уровней обобщенных задач и уровней освоения деятельности
№/п | Обобщенные задачи | Освоение деятельности |
1 уровень | – | по узнаванию |
2 уровень | базовый | по воспроизведению |
3 уровень | личностно-социальный | эвристическая |
4уровень | профессиональный | в нестандартной ситуации |
Для итоговой оценки освоения студентом умений решать обобщенные педагогические задачи можно использовать условные баллы:
1-2 балла - студент решает некоторые задачи базового уровня и не решает задачи личностно-социального и профессионального уровней;
3-4 балла - студент решает большинство задач базового уровня, решает некоторые задачи личностно-социального уровня и не решает задачи профессионального уровня;
5-6 баллов - студент уверенно решает задачи базового уровня, решает большинство задач личностно-социального уровня, решает некоторые задачи профессионального уровня;
7-8 баллов - студент свободно решает задачи базового и личностно-социального уровней, решает большинство задач профессионального уровня,
9-10 баллов - студент свободно решает задачи всех уровней.
Критериями при выставлении баллов за решение обобщенных задач могут выступать:
o научность – оперирование педагогическими понятиями, категориями; опора при ответе на научные положения педагогической науки, методологические подходы и педагогические закономерности, принципы;
o опора на опыт – при построении ответа использование не только личного (в смысле житейского) опыта, но и опыта, обогащенного научными смыслами; при этом допускается подкрепление ответа примерами из жизни;
o четкость, аргументированность, полнота ответа; при этом учитывается уровень доказательства личной точки зрения студента с опорой на данные и факты из статистических сборников, положения правовой базы и т. д.; использование дополнительной литературы Интернета с обязательной ссылкой на источник.