Охарактеризуйте этапы социально-педагогического исследования, раскройте понятийный аппарат исследования.




Охарактеризуйте принципы социально-педагогической деятельности.

1)соц.политические: - принц законности и прав чел; - принц госуд-го подхода к задачам, которые реализ-ся в соц-пед деят.

2)соц-пед-ие(подчеркивает приоритет личности в соц-пед деят): - принц. Направления самореализ.детей и молодежи во всех сферах их жизнедеят.

3) организац-ые принц: - принц.компетентности кадров, - принц.интеграции.

4)специфические принц.: - принц.гуманизма, независимости, клиентоцентризма, опоры на потенциальные возможности чел., конфиденциальности, толерантности, максимизации соц.ресурсов.

 

5. Дайте определение понятию «научное исследование», раскройте сущность. Назовите источники социально­педагогического исследования. Представьте сравнительную характеристику эмпирического и научного исследования в социально-педагогической деятельности.

Научное исследование – процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Источники: общечеловеческие гуманистические идеалы, достижения всего комплекса наук о человеке теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, педагогический потенциал окружающей человека соц среды, творческий потенциал работников соц сферы. Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое, сравнительная характеристика которых представлена в таблице.

 

Эмпирическое познание (эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания) строится на изучении реальной действительности, практического опыта, а соответственно используют его в основном практики (учителя, психологи, социальные педагоги).Теоретическими исследованиями занимаются специально подготовленные для этого люди, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.Различаются эмпирическое и теоретическое исследования и методами познания. Кроме представленных в таблице можно назвать анализ – синтез, индукцию – дедукцию, которые используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности. Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, сформулировать законы, на основе которых можно проектировать развитие будущих событий.

Охарактеризуйте этапы социально-педагогического исследования, раскройте понятийный аппарат исследования.

Этапы: 1 этап - постановочный. На этом этапе осуществляется выбор области исследования, определение проблемы, уточнение темы исследования, определение объекта и предмета исследования, предварительная формулировка гипотезы и задач исследования. 2 этап - собственно исследовательский. Он прежде всего связан с выбором методов исследования. Метод - способ достижения цели. В процессе социально- педагогических исследований используются общенаучные методы. Это эмпирические (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент), теоретические (абстрагирование, моделирование и др.), а также методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, дедукция, сравнение, обобщение и др. 3. этап - оформительско-внедренческий; оформление результатов научного исследования. Это могут быть для студента - курсовая или дипломная работа. Для начинающего учёного - защита диссертации

Основные компоненты любого социально-педагогического исследования в процессе его проведения – это актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения. Названные компоненты обеспечивают методологический минимум требований, предъявляемых к ней. Опыт показывает, что этого необходимо и достаточно для обоснования методики, логики и программы планируемого научного исследования. Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга.

Различают два уровня педагогических исследований: эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; теоретический – выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты и предсказать их будущее развитие; В эмпирич.исслед.используют методы:наблюдение, описание, эксперимент. Результат эмпирич.исследования-утверждения,правила,рекомендации. Теоретическими исследованиями занимаются профессора,доценты,науч.сотрудники,работающие в науч.учреждениях. Результат теор.исследования-законы,открытия,изобретения. В теор.исследованиях используют методы абстрагирования,идеализации,аксиомизации, мормализации и т.д. В эмпирич.исслед. Познавательная деятельность не носит систематический и целенаправленный характер.Науч.деятельность носит систематический и целенаправленный характер. Научное соц-пед. Исследование-специально организованный процесс познания,в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о содержании сущности соц.педагогики,ее содержании,методах и формах деятельности соц.работника. Предметом соц-пед.исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой.

7. Охарактеризуйте социализацию как социально­педагогическое явление, представьте подходы к определению понятия «социализация». Назовите этапы социализации человека.

К сер. XX в. соц-ция превратилась в самост. междисциплинарную область исследований.

Почти до 60-х гг. XX в., говоря о соц-ции, почти все ученые имели в виду развитие чел-ка в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия изучение соц-ции распространилось на взрослость и старость.

Подходы к понятию соц-ции:

Первый подход – субъект-объектный (утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации). Социализация – процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.

Второй подход – субъект-субъектный (чел активно участвует в процессе социализации). Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Составляющие процесса соц-ции:

стихийной соц-ции чел-ка во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общ-ва, содержание, х-р и результаты которой определяются соц.-экон-ми и социокультурными реалиями;

относительно направляемой соц-ции, когда гос-во предпринимает определенные эконом., законодат., организационные меры для решения своих задач. (определяя обязательный минимум образ-ния, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д)

относительно социально контролируемой соц-ции (воспитания) – планомерного создания общ-вом и гос-вом правовых, организационных, матер. и духовных условий для развития чел-ка;

- сознательного самоизменения чел-ка, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствии с индивид-ми ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры).

Этапы: младенчество(до 1 года), раннее детство (до 3 лет), дошкольное детство (до 6 лет), младший школьный возраст (до 10 лет), младший подростковый (10-12), старший подростковый (12-14), ранний юношеский (15-17), юношеский (18-23), молодость (23-30), ранняя зрелость (30-40), поздняя зрелость (40-55), пожилой возраст (55-65), старость (65-75), долгожительство (свыше 70).

Условно были выдел. 3 группы задач, решаемых чел-ком на каждом возр. этапе или этапе соц-ции:

1. Естественно-кул-ные - достижение опред-го уровня физич. и секс. развития.

2. Соц.-культурные. Познав-ные, морально-нрав-ные, ценностно-смысловые - специфичны для кажд. возрастного этапа в конк-ом социуме в опр-ный период его истории.

3. Соц.-психологические. Это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение

 

. 8. Охарактеризуйте факторы социализации человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: