Алгоритм реализации цели по Моррис-сеем.




- конкретизировать требуемый конечный результат;

- конкретизировать заданный срок достижения цели;

- конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;

- давать там, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

- оговаривать только то, что и когда необходимо сделать, не вдаваясь в детали, как и почему это должно быть сделано;

- отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного специалиста.

Цель должна:

- быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;

- быть реальной и достижимой, но не легкой;

- быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюд­жета времени;

- обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

- исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

- должна соответствовать основным принципам и методам на­учной организации труда;

- совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конф­ликтов в организации;

- фиксироваться в письменном виде;

- быть согласованной в личной беседе с соисполнителями.

14.Дайте определение понятиям «социально-педагогическая технология», «методика социально-педагогической деятельности», соотнесите понятия «технология» и «методика». Охарактеризуйте типы социально-педагогических технологий.

Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Технология понимается как совокупность форм, методов, приемов, средств преобразования объекта деятельности, а также определенная последовательность применяемых в деятельности операций и процедур.

Под педагогическими технологиями понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения.

Методика социально-педагогической деятельности – совокупность содержания, форм, методов, средств и контроля социально-педагогической деятельности.

Типы технологий:

- субъектные технологии - индивидуальные, групповые, сферные и массовидные.

- деятельностные технологии:

- направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;

- направленные на улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);

- оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.п.);

- улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.);

- средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т.п.).

- «кабинетные», «лабораторные» (искусственно созданные вовременных условиях), «полевые» (в реальной среде);

Технология социальной работы — это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

15. Назовите и охарактеризуйте этапы технологической деятельности в социально-педагогической работе.

1. Диагностико-прогностический - этап диагностики объекта, определения его социально-педагогических проблем, построение прогноза вероятного развития. Это начальный этап получения информации.

2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологи: определение цели работы с клиентом; выбор одной из имеющихся технологий с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов.

3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии. Необходим для выявления математических, технических, организационных и методических аспектов.

4. Основной этап - реализационный.

5. Экспертно-оценочный - оценка результатов реализации.

16. Дайте определение понятию «семья», назовите и охарактеризуйте основные функции семьи.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. общностью быта, взаимн. моральн. ответственностью и взаимопомощью; в ней выраб-ся совокупность норм, санкцийи образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между род-ми, супругами и детьми.

Семьей также называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Функции:

1)Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

2) Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.

3) Функция первичной социализации.

4) Воспитательная функция.

5) Рекреационная и психотерапевтическая функция.

Семья явл. источником и опосредующим звеном передачи реб-ку соц.-истор. опыта, опыта эмоц. деловых взаимоотнош. между людьми.

Значимость семьи: - глубоко эмоц. интимный х-р семейн. воспитания; - постоянство и длительность воспит. воздействий матери, отца и всех близких; - семья наиболее полно соотв. требованиям постепенного приобщения реб-ка к соц. жизни.

Семья - основанная на браке или кровн. родстве малая группа, члены кот. связаны

Осн. ф-ции семьи: 1) репродуктивная; 2) экон-кая и хоз.-бытовая; 3) ф-ции первичной социализации (обучение реб-ка соц. быту, нравств. нормам, традициям); 4) воспит-ная (разумная опека, сознательная забота старших о младших.)

17. Охарактеризуйте основные функции, задачи и принципы социально-педагогической работы с семьей.

Функции:

- диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияниямикросреды);

- прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учѐтом диагностики семьи);

- организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

- правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальныхгарантий);

- предупредительно - профилактическая (профилактика девиантного поведения);

- социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной

помощи);

- организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Задача - разрешение кризисных ситуаций.

Принципы:

- Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.

- Каждая семья может и имеет право нуждаться в необходимой ей помощи.

- Всегда искать в семье позитивные стороны и ресурсы.

- Контролировать получение семьей помощи.

- Методическая помощь семье: обучение членов семьи различным навыкам, семейное консультирование.

- Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено.

- Составление индивидуального плана, МЕТОДИКИ каждой семьи.

Д-сть соц. пед-га с семьей включ. 3 составляющих соц.-пед. помощи: образовательную, психол-кую, посредническую.

Образ-ная составляющая включ. в себя 2 направления дея-сти соц. педагога: 1) Помощь в обучении, направлена на предотвращение возникающих сем. проблем и формир-ние пед. кул-ры род-лей. 2) Помощь в восп-нии проводится соц. пед-гом с род-ми - путем их консультирования, а также с реб-ком посредством создания воспитывающих ситуаций.

Псих-кая составляющая соц.-пед. помощи включ. в себя 2 компонента: 1) Соц.-псих. поддержка направлена на создание благопр. микроклимата в семье в период кризиса. 2) Коррекция межличностных отношений (псих. насилия) - запуг. детей, униж. чести и достоинства.

Посреднический компонент соц.-пед. помощи включ. в себя 3 составляющие: 1) Помощь в организации (семейн. досуг). 2) Помощь в координации - привлечение различ. ведомств и служб для совместного разрешения проблем семьи. 3) Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи инф-цией по вопросам соц. защиты.

18. Охарактеризуйте методику диагностики семьи. Представьте составляющие «Карты семьи». Укажите отличие «Паспорта семьи» от «Карты семьи».

Диагностика семьи – постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа соц.-пед. информ. о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность соц.-пед. мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе, непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную “карту семьи”, куда желательно включить:

· список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);

· краткие характеристики членов семьи;

· наиболее важные для каждого члена семьи события;

· сплочённость и раздельность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат;

· описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, коммуникативная ситуация);

· сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;

· анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);

· оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. “Паспорт” выступает одной из форм “карты семьи”, позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от “карты” он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемых социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

19. Охарактеризуйте методику работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, методику социального патронажа и надзора.

Одна из форм работы социального педагога с семьями - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. С оциальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 -- 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях: - диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; - контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; - адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Этапы работы в рамках патронажа: 1-й этап. Знакомство. Договор с семьей. Работа с семьей. 2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. 3-й этап. Сбор информации о семье. Выходу семьи из кризиса. 4-й этап. Анализ информации о семье. 5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. Одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа, который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления.. 6-й этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор -- это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов, в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный социальный контроль представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.

20. Охарактеризуйте методику социально-педагогического семейного консультирования.

Семейное консультирование представляет собой оказание со­циально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в дан­ном случае супружеские проблемы и психология семейных взаи­моотношений не являются предметом анализа.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предме­тами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфек­ция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здоро­вого образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алко­гольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дез­адаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевти­ческой, юридической помощи, педагогическая неинформирован­ность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстанов­ление старых или построение новых позитивных социальных свя­зей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семей­ном консультировании социальный педагог работает либо с се­мьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

21. Охарактеризуйте систему государственного попечения детей-сирот (временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат) и деятельность социального педагога в этих учреждениях.

Соц. сиротство — соц. явление, обусловленное наличием в общ-ве детей, род-ли кот. умерли, детей, оставшихся без попечения род-лей вследствие лишения их род. прав, признания род-лей не дееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, род-ли кот. юридич. не лишены род. прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Понятие «соц. сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи. Рост разводов, когда реб-ка воспитывает один из род-лей — отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака, безработица род-лей.

Причины соц. сиротства: — Рост числа род-лей, лишенных род. прав; — Обнищание населения; - Рост наркомании и алк-ма; - Увеличение числа семей, где род-ли по сост. здоровья, физ-го или психич-го, не способны воспитывать детей; - Несовершеннолет. матери бросают детей.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения род-лей: 1) усыновление (удочерение), 2) опека (попечительство), 3) передача в приемную семью, 4) устройство в учр-ния для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения род-лей всех типов (детский дом семейн. типа, лечебные учр-ния, учр-ния соц. защиты и др. аналогичные учр-ния).

22. Дайте определение понятию «отклоняющееся поведение». Укажите общее и отличительные признаки девиантного, делинквентного и криминального поведения людей.

Термин «девиация», «девиатный» (от лат. отклонение) - Отсюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей. Его рассматр. в широком и узком смыслах. 1) В шир. смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, кот. не соответствуют сложившимся в общ-ве нормам и соц. стереотипам. В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негатив. и неодобряемые отклонения от соц. норм.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классиф-тся по следующим хар-кам: - видам преступления (уголовные, админист-вные) и аморальных поступков (пьянство, проституция); - уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивид. или массовом отклонении; - внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной соц. группе, половозрастными особенностями; - ориентированности отклонения на внешн. среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алк-зм и др). Одна из клас-ций -В.Н.Липника, кот. сгруппировал девиации подростков: 1) по хар-ру взаимоотношений подростков с коллективом; 2) по отклонению в нравств. развитии личности, по отношению к интересам общ-ва; 3) по отклонениям в понимании обществ. интересов; 4) по вхождению подростков в систему общ-но полезной дея-сти с учетом нравств. развития; 5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе ведущих мотивов; 7) по патологии в психике и медико-пед. отклонениям.В другой клас-ции за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы: 1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые); 2) по образу жизни детей, семьи, по соц.-быт. условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные); 3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (пед. запущенные); 4) по уровню развития нрав. качеств (дети с отклонениями в нрав. развитии); 5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершен. правонарушители) (А. Ф. Никитин). Причины: - недост. надзор; - отсутствие со стор. блихких; - тревога и страх за наказание; - фантазёрство и мечтательность; - желание устраниться от опекивоспитателей и род-лей; - жестокое обращение товарищей; - немотивированная тяга изменить скучную обстановку. Особенности подр. возраста: эмоц. незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собств. поведение, соразмерять желания и возможности в удовл-нии своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подр. возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. В подр. возрасте серьезно изменяются условия жизни и дея-сти подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимод-вия между сверстниками. У подростка меняется общ-ный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. В этом возрасте происходит временное психолог. отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в кот. он чувствует себя комфортно. Это может быть и спорт. секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Типичными проявлениями девиаций явл. уклонение от учебы, агрессия, пьянство, секс. антисоц. действия....

23. Раскройте сущность профилактики девиантного поведения людей (дайте определение понятию «профилактика», охарактеризуйте основные подходы к профилактике девиантного поведения людей, укажите виды и уровни социально-педагогической профилактики).

Профилактика – это компл. мер соц.-психол., мед. и пед. характера, напр. на нейтрализацию возд. отриц. факторов соц. среды на личность с целью предупр. откл. в ее поведении. Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевр. предпринимаемые действия, напр. на предотвр. Возм. физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохр., поддержание и защиту норм. Ур. жизни и здоровья людей. Основой проф. мер является деятельность, направленная: – на созд. оптимальных психолого-пед. и социально-психол. Усл. для нормального осуществления процесса социализации личности; – осуществл. психолого-пед. и соц. помощи семье и подросткам; – обеспечение в случае необходимости мер социальноправовой защиты ребенка (принудит. изъятие ребенка из семьи, лишение родителей род. прав и т.п.). Выделяют несколько уровней профилактической деятельности: а) государственный уровень;б) муниципальный в) индивидуальный уровень –В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупр. преступности среди несовершеннолетних, принятых в 1990 г. в Эр-Рияде, предусм. несколько уровней осуществл. мер по профилактике преступности несовершеннолетних:•1 уровень профилактики, т.е. общие меры по обесп. Соц. справедливости и равенства возможностей, что, в свою очередь, содействует устр. таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации несовершеннолетних;• 2 уровень профилактики, т.е. меры по оказанию пом. детям, относящимся к группам повышенного риска, например, тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родит. обязанностями;• 3 уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной сист. правосудия, а также меры по предупр. Повт. правонарушений.В иды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика – это комплекс мер, напр. на предотвр. негативного возд. биологических и соц.-псих. факторов, влияющих на формир. отклоняющегося поведения. Осн. направления: совершенств. Соц. жизни людей; устран. Соц. факторов, способствующих формир. и проявл. девиантного поведения; формир. условий, способств. ресоциализации и реабилитации; восп. социально позитивно ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных инт. несовершеннолетних и т.д. Вторичная профилактика – это комплекс медиц., соц.-психол., юридических и прочих мер, напр. на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускают уроки, систематически конфликтуют со сверстн., имеют пробл. в семье и т.п.). Осн. задачами вторичной профилактики выст. недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступл. оказание своевр. социальнопсихологической поддержки подростку, нах. в сложной жизн. ситуации.Вторичная профил. включает в себя направления: определ. факторов риска и выдел. групп "проф. учета" по разл. формам девиантного поведения; раннее и активное выявл. лиц с нервно-псих. нарушениями; психол. и мед. коррекцию выявл. заболеваний, осложненных нарушениями поведения.Третичная профилактика – это комплекс мер соц.- психол. и юрид. характера, имеющих целью предотвр. Возобновл. девиантного поведения человеком, его прекратившим Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс меропр. всех трех уровней. Она наиболее эффективна в форме возд. на усл. и причины, вызыв. девиантное поведение, на ранних этапах.Принято различать:а) общую профилактику, б) специальную профилактику,

24. Охарактеризуйте алкоголизм как социально-педагогическую проблему (укажите причины и последствия алкоголизма, детерминанты детского алкоголизма, уровни развития алкогольной зависимости у детей).

Медики определили: каждый второй случай алкоголизации и наркомании – родом из детства. Все начинается с попытки познать новое, показать себя взрослым или «проявить» характер. Затем напиваются в коллективе. Именно здесь набирает обороты детский алкоголизм. Алкоголизм хар-ся патологическим влечением к спиртному и последующей соц.-нрав. деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алк-ля, кот. наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее соц. адаптацию. Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алк-лю — через членов семьи. В семьях, где традиц-ное употребление спир-го по праздникам еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязат. явление. Факторы способствующие алкоголизации: - наследственность, - хар-р, - индивид. свойства личности и особенности окруж. среды, - низкий уровень матер. положения и образ-ния, - усиленные притязания на взрослость, - пример сверстников.

Понятие "алкоголизм" включает себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как - заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией. Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому. Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии - формирование абстинентного синдрома. Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю - всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении. Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности. У части подростков наблюдаются судорожные припадки. Происходит процесс ослабоумливания, только уже необратимый. Для подростков характерны: апатия, безынициативность, выраженный эгоизм, психическая, физическая слабость. Аппетит и половое влечение отсутствуют или резко снижены. Профилактика пьянства и алкоголизма должна быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер. Последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

 

25. Раскройте особенности подростковой наркомании, причины и последствия.

Наркомания - тяжелейшее заболевание, возникающее в результате злоупотребления специфическими средствами, получившими условное название «наркотики». Болезнь характеризуется неудержимым влечением к постоянному их употреблению во все возрастающих дозах.

Наркотики - это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызвать изменения психических систем, а их применение приводит к зависимости: психической, а затем физической зависимости от наркотиков. Исследователи выделяют 10 наиболее значимых причин, которые могут спровоцировать развитие наркомании у подростков: 1.Алкоголизация одного или обоих родителей; 2.Воспитание по типу гипо или гиперопеки, безнадзорности; 3.Девиантное поведение в анамнезе; 4.Низкий общеобразовательный уровень семьи;5.Высокий уровень конфликтности в семье; 6.Конфликтный характер взаимоотношений с окружающими; 7.Неполная семья; 8.Низкий авторитет родителей и, особенно отца, отстраненность его от воспитания; 9.Особенности психофизического развития (акселерация, инфантилизм); 10.Биологические изменения конституции (характерологические аномалии. Основными причинами злоупотребления наркотиками несовершеннолетними, по мнению врача-нарколога Ф.Б.Плоткина может быть: 1. Социальная согласованность - если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, то он, скорее всего, почувствует необходимость принять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к данной группе; 2.Удовольствие – то есть, сопутствующие и приятные ощущения от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории;3.Доступность - нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны. Например, в крупных городах;4.Любопытство - в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики;5.Враждебность- принятие наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающее чувство бессмысленности жизни, изоляции и неадекватности делает его предрасположенным к употреблению наркотиков;6.Материальный достаток, избыток свободного времени могут привести к скуке и потере интереса к жизни и развлечением становятся наркотики.7.Уход от физического стресса – большинству людей удаётся справиться с наиболее стрессовыми ситуациями в их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь. Наркомания имеет многоаспектные последствия: 1.Физические последствия, т.е. причинение вреда здоровья.2.Психические последствие.3.Социальные последствия. Здесь могут иметь место следующие проблемы:* финансовые (неумение распоряжаться деньгами, использование их на приобретение наркотиков);* эмоциональные: люди, имеющие зависимость, могут испытывать чувство вины, подавленности и страдать нервно-психическими заболеваниями, что утяжеляет социальные последствия;* физическое и сексуальное насилие;* разлад в семье из-за проявления насилия;* изоляция от общества, поведение члена семьи с химической зависимостью, которое не укладывается в общепринятые рамки, может быть причиной изоляции всей семьи, в том числе от своих родственников.4. Родственники больных алкоголизмом и наркоманией также страдают серьезными психологическими проблемами.

26. Назовите социальные и психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего осужденного. Представьте систему специальных учебно-воспитательных учреждений для правонарушителей, цели, задачи и особенности их работы.

Неспособность адекватно оценить себя, свое место в обществе, совершенное преступление, назначенное наказание, жизнь и отношения людей проявляется в безответственности, равнодушии, беспечности, беззаботности, социальном инфантилизме; иждивенчество, которое сопровождается проявлениями грубости, скрытности, зазнайства, лживости, нечестности: Узкогрупповой (неофициальный) характер общения, что не способствует процессу исправления, позитивному социальному развитию личности осужденных. В среде осужденных подросткового возраста доминирующую роль играет фактическое общение (общение ради общения). Отношение осужденных подросткового возраста к друзьям, малой группе является доминирующим. Именно друзья являются той малой группой, на нормы, правила и ценности которой в условиях изоляции ориентируется осужденный. Особое место занимает отношение к родителям. Одни осужденные проявляют доброжелательность, чуткость, сердечность, другие, наоборот, черствость, враждебность. Перестройка системы отношений подростка имеет трудности как внешнего, так и внутреннего порядка и во многом зависит от поддержки их родственниками. В отн. к совершенному преступлению и наказанию осужденных подр. возраста проявляется беспринципность, индивидуализм, безответственность по отношению к другим людям. Отсутствие вины у осужденных подр. возрас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: