Раскройте сущность понятия «агенты социализации». Назовите и охарактеризуйте составляющие процесса социализации.




Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Составляющие проц.социализации:

- стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями.

Является непрерывным и влияет на всех.

- относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера раз-

вития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

- относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

- более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

11.Раскройте сущность понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. Охарактеризуйте виды отклонений от нормы.

Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое».

Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации личности, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Виды отклонений: физические (болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двиг.аппарата), психические (ЗПР, умственная отсталость, нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, одаренность), педагогические (отклонения в получении общего образования, профессионального образования), социальные (сиротство, отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, бродяжничество, преступность).

 

12.Охарактеризуйте понятие «социальная норма», дайте определение понятию «социальное отклонение», представьте формы (виды) отклонений от социальной нормы.

Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Типы отклонений:

1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2) групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Отклонения могут носить как негативн., так и позитивный х-р. Напр., отклонениями от нормы в развитии реб-ка являются и умств. отсталость и талантливость. Такие негатив. отклонения в поведении, как преступность, алк-зм, нарк-ния и др., оказывают отриц. влияние и на процесс соц. становления чел-ка, и на развитие общ-ва в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к кот. можно отнести все формы соц. творчества: эконом. предприимчивость, научное и худож-ное тв-во и др., напротив, служат развитию соц. системы.

Типы отклонений: 1) Физич. отклонения от нормы связаны со здоровьем чел-ка и определяются мед. показателями. 2) Психич. отклонения. связаны с умств. развитием реб-ка, его психическими недостатками. (относятся ЗПР ребёнка и умств. отсталость детей, или олигофрения.) 3) Педагог. отклонения. В пед-кой дея-сти для реализации пед целей, стимулирования развития личности использ-ся различные нормы, с помощью кот. регулируется дея-сть обучаемых путём сопоставления норм с показателями, хар-щими процессы и результаты этой дея-сти, формируются оценки её успешности. 4) Соц. отклонения связаны с понятием «соц. норма». Соц. норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или дея-сти людей или соц групп, которое официально установлено общ-вом.

13.Раскройте сущность целеполагания в социально-педагогической деятельности (представьте алгоритм формулировки цели, основные условия реализации цели).

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Целеполагание имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: