Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)




 

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и


различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

 

Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

 

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

 

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

 

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

 

Урок 20-21. Звать через прошлое к настоящему. (2ч)

 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

 

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

 

Урок 22-23. Музыкальная живопись и живописная музыка (2ч)

 

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

 

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души


человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

 

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

 

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

 

Народные истоки русской профессиональной музыки.

 

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

 

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

 

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

 

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

 

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

 

Урок 27. Образы борьбы и победы в искусстве. (1ч)

 

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

 

Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

 

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

 

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

 

Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)


Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

 

Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи (1ч)

 

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

 

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

 

Урок 31. О подвигах,о доблести и славе... (1ч)

 

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

 

Урок 32. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)

 

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

 

Урок 33. Музыкальная живопись Мусоргского (1ч)

 

Урок 34. Мир композитора.С веком наравне. (1ч)

 

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

 

Урок 35. Заключительный урок–обобщение. (1ч)

 

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.


При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» основными формами организации учебных занятий являются индивидуальные,

 

групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а также следующие виды организации учебной деятельности:

 

экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие, исследовательский проект, работа по карточкам, самопроверка, взаимопроверка.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ урока Разделы и темы Кол-
    во
    часов
  Раздел I. Музыка и литература  
     
Характеристика Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки  
основных видов и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость,  
деятельности личностное отношение к музыкальным произведениям.  
ученика Исполнять народные песни,песни современных композиторов,  
(на уровне учебных понимать особенности музыкального воплощения  
действий) стихотворных текстов. Находить ассоциативные связи между  
  художественными образами музыки и других видов искусства.  
  Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах  
  изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном  
  произведении, высказывать суждение об основной идее.  
  Находить жанровые параллели между музыкой и другими  
  видами искусства. Рассуждать об общности и различии  
  выразительных средств музыки и литературы. Определять  
  характерные признаки музыки и литературы. Самостоятельно  
  подбирать сходные и(или)контрастные литературные  
  произведения к изучаемой музыке. Определять характерные  
  черты музыкального творчества народов России и других  
  стран. Участвовать в коллективной исполнительской  
  деятельности. Передавать свои музыкальные впечатления в  
  устной и письменной форме. Использовать образовательные  
  ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и  
  литературы.  
  Что роднит музыку с литературой  
  Вокальная музыка  
  Фольклор в музыке русских композиторов  
  Жанры инструментальной и вокальной музыки  
  Вторая жизнь песни  
  Всю жизнь мою несу родину в душе…  
7-8 Писатели и поэты о музыке и музыкантах  
9-10 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.  
11-12 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.  
  Музыка в театре, кино, на телевидении  
14-15 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл  
16-17 Мир композитора  
  Раздел II. Музыка и изобразительное искусство  
     

Характеристика Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки  
основных видов с литературой и изобразительным искусством. Находить  
деятельности ассоциативные связи между художественными образами  
ученика музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за  
(на уровне учебных процессом и результатом музыкального развития, выявляя  
действий) сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях.  
  Участвовать в совместной деятельности при воплощении  
  различных музыкальных образов. Самостоятельно подбирать  
  сходные и (или) контрастные произведения изобразительного  
  искусства к изучаемой музыке. Владеть музыкальными  
  терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.  
  Проявлять эмоциональную отзывчивость,личностное  
  отношение к музыкальным произведениям при их восприятии  
  и исполнении. Использовать различные формы творческих  
  заданий в освоении содержания музыкальных произведений.  
  Исполнять песни отечественных композиторов. Различать  
  виды оркестра и группы музыкальных инструментов.  
  Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,  
  литературы и изо искусства. Импровизировать в пении, игре,  
  пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку,  
  видеотеку, коллекцию произведений изобразительного  
  искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной  
  информации в сети Интернет. Оценивать собственную  
  музыкально-творческую деятельность и деятельность своих  
  сверстников. Защищать творческие исследовательские  
  проекты.  
  Что роднит музыку с изобразительным искусством  
  Небесное и земное в звуках и красках  
20-21 Звать через прошлое к настоящему  
22-23 Музыкальная живопись и живописная музыка  
  Колокольность в музыке и изобразительном искусстве  
  Портрет в музыке и изобразительном искусстве  
  Волшебная палочка дирижёра  
  Образы борьбы и победы в искусстве  
  Застывшая музыка  
  Полифония в музыке и живописи  
  Импрессионизм в музыке и живописи  
  О подвигах, о доблести, о славе…  
  В каждой мимолётности вижу я миры…  
  Музыкальная живопись Мусоргского  
  Мир композитора. С веком наравне  
  Заключительный урок-обобщение  
Итого    
     

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

В результате изучения музыки ученик должен:

 

Знать/понимать:


• специфику музыки как вида искусства;

 

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

 

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

 

• основные формы музыки;

 

• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

 

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

 

• имена выдающихся композиторов и исполнителей;

 

Уметь:

 

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

 

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

 

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

 

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

 

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

 

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

 

• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

 

• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: