Г. Динамика нарушений чтения




Симптоматика и течение дислексии во многом зави­сят от вида дислексии, степени выраженности, а также от этапа овладения чтением.

На аналитическом этапе овладения чтением (на сту­пени овладения звуко-буквенными обозначениями и послогового чтения) нарушения чтения чаще всего проявляются в заменах звуков, нарушении слияния звуков в слоги (по­буквенном чтении), искажении звуко-слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного. На этом эта­пе наиболее распространенной является фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фоне­матической системы (фонематического восприятия и фо­нематического анализа).

На этапе перехода к синтетическим приемам чтения симптоматика дислексии чаще всего выражается в искаже­ниях структуры трудных слов, заменах слов, аграмматизмах, нарушении понимания прочитанного предложения, текста.

На этапе синтетического чтения у детей с дислексиями наблюдаются замены слов, аграмматизмы, нарушения понимания прочитанного текста. Чаще всего наблюдается грамматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности дислексии.

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на фор­мирование личности ребенка. Неудачи при овладении чте­нием могут вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во всех этих случаях аффективные реакции являются следствием дислексии.

В ряде других случаев аффективные нарушения не­посредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровож­дают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-пси­хических заболеваний, например, при некоторых органи­ческих поражениях головного мозга.

В литературе отмечаются попытки систематизировать проявления нарушений чтения.

Так, например, Р.Е.Левина (1940) выделяет следую­щие основные виды проявлений дислексии: 1) недостаточ­ное усвоение букв, 2) недостаточное слияние букв в сло­ги, 3) неправильное прочитывание слова, фразы.

Гранжон останавливается на двух видах: неправильное узнавание букв и неправильное объединение букв в сло­ве.

Д. Механизмы дислексии

Одним из наиболее сложных вопросов дислексии яв­ляется ее патогенез, т.е. вопрос о механизмах данного на­рушения.

Современные исследования нарушений чтения явля­ются многосторонними, углубленными и систематически­ми. Они показывают, что патогенетические механизмы нарушений чтения сложны и разнообразны. Пытаясь выя­вить механизмы дислексии, ученые проводят неврологи­ческие, электроэнцефалографические, аудиометрические, психологические, лингвистические исследования.

Неврологическое исследование не выявляет ясной патологии у детей с дислексиями, однако часто у них обна­руживается некоторая неточность, недостаточная дифференцированность движений, чаще всего при выполнении произвольных, сознательно контролируемых движений, в то время как спонтанная, непроизвольная моторика нор­мальна.

Какого характера это нарушение моторики? Идет ли речь в этих случаях о каких-то тонких, скрытых нарушениях праксиса, т.е. произвольных, целенаправленных дви­жений, или следует говорить о недоразвитии моторики, несоответствии моторики ребенка его возрасту, о неподго­товленности к выполнению многих тонких ручных движе­ний? Более соответствует истине вторая точка зрения, так как многие дети, неточно выполняя какие-то движения в процессе учебной деятельности, становятся удивительно точными и живыми в играх и внешкольной деятельности.

Таким образом, у детей с дислексиями часто наблю­дается незрелость, недоразвитие моторики, которое ска­зывается и на формировании пространственных ориенти­ровок.

Аудиометрические исследования слуха у детей с дис­лексией показывают, что острога слуха у них, как прави­ло, нормальна, чаще всего аудиограммы без отклонений. В то же время отмечаются довольно часто предшествую­щие отиты. С помощью электронной аппаратуры удавалось обнаружить незначительные нарушения в области речевых зон, особенно когда в устной речи преобладали смешения звуков. Все это не исключает возможности существования дислексии у детей с нарушением остроты слуха, т.е. у сла­бослышащих.

Проведено много исследований зрительных функций у детей, страдающих дислексиями. Первые работы по дислексиям принадлежали офтальмологам Гельмгольцу и Жавалю. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что дислексия не является следствием нарушения или сни­жения остроты зрения. У детей со сниженным зрением могут наблюдаться ошибки при чтении, но они не будут иметь того специфического характера, который наблюдается при дислексии.

Изучение движения глаз показало, что при дислек­сии фиксации глаз являются очень короткими и нерегуляр­ными, часты регрессии, возвращения налево. Но эти сим­птомы - следствие дислексии, а не ее механизм. Если хо­рошо читающие схватывают несколько слов во время одной фиксации, остановки глаз, то дислексик читает только часть слова за одну фиксацию, часто делает регрессии, чтобы проконтролировать чтение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: