К. Дислексия и аффективные нарушения




При дислексии часто отмечаются различные аффек­тивные нарушения (М.Рудинеско, М.Трела, Ж.Обри, Б.Хальгрен и др.). При этом по отношению к дислексия: различают первичные и вторичные аффективные нарушения, В одних случаях аффективные нарушения, являясь первичными, рассматриваются в качестве фактора, вызывающей дислексию. В других случаях аффективные нарушения возникают у ребенка в связи с его неудачами при обучении; чтению. Если ребенка рассматривают как отсталого и не способного, он начинает чувствовать себя неполноценным; Если его обвиняют в лени и безволии, он часто становится агрессивным и недисциплинированным.

М.Рудинеско и М.Трела объединяют все аффективные реакции при дислексии в три типа:

1) чувство неполноценности,

2) чувство тревоги, страха, неуверенности,

3) негативные реакции, сопровождаемые агрессивностью, гневом, резкостью.

Ж.Обри выделяет несколько иные типы аффективных нарушений у детей с дислексиями.

1. Активные негативные реакции возникают в том слу­чае, когда поступление в школу связывается у ребенка с чем-то малоприятным вследствие изменения обстановки, среды, конфликта с детьми, строгости учителя. Когда негативные реакции наблюдаются только в школе, можно искать причину в изменении обстановки в связи с поступ­лением в школу. Когда же негативная реакция распространяется и на семью, необходимо искать причину ее и в тех отношениях, которые складываются у ребенка в семье.

2. Аффективная незрелость возникает тогда, когда дома не приучили ребенка к самостоятельности. Такие дети инфантильны, плохо переносят изменение обстановки, в школе у них не устанавливаются контакты со сверстниками. Они уединяются, не играют с другими детьми, дер­жатся изолированно, иногда открыто выражают свой страх перед школьной жизнью и хотят оставаться маленькими.

3. Пассивные реакции протеста возникают у пассивных и вялых детей, которые действуют только под стра­хом. Их надо заставлять не только работать, но и одевать­ся, есть.

Б.Хальгрен обнаруживает у некоторых детей с дис­лексиями нарушения в поведении. Но автор не находит никакой связи между нарушениями поведения и возникновением дислексии. Он рассматривает нарушения поведе­ния как фактор, который сопровождает течение дислек­сии.

Закономерно встает вопрос: как следует рассматри­вать аффективные нарушения - как один из этиопатогенетических факторов или как следствие нарушений чтения?

Выделение аффективных нарушений в качестве этиопатогенетических факторов является недостаточно обосно­ванным, так как чаще всего аффективные нарушения - след­ствие, а не причина дислексии. В тех случаях, когда неус­воение чтения происходит по причине негативных реакций ребенка, педагогической запущенности, трудностей пове­дения, ошибки чтения не будут специфическими, повто­ряющимися, стойкими, характерными для дислексии.

Таким образом, в настоящее время существуют раз­личные точки зрения на происхождение дислексии. Это говорит прежде всего о том, насколько сложна проблема механизмов дислексии. Вместе с тем, анализируя все вы­шеприведенные данные, можно сделать некоторые выво­ды.

В качестве этиопатогенетических факторов дислек­сии у детей следует рассматривать нарушения высших пси­хических функций, которые осуществляют процесс чтения в норме. В связи с этим дислексии могут вызываться на­рушением зрительного анализа и синтеза, пространствен­ных представлений, нарушением фонематических функций, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Следовательно, нарушения чтения могут быть обус­ловлены, во-первых, недоразвитием сенсомоторных фун­кций (агностико-апрактическими нарушениями). Так, не­доразвитие зрительного анализа и синтеза, пространствен­ных представлений вызывает у ребенка трудности в овладе­нии зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться не­доразвитием высших символических функций, недоразви­тием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения яв­ляется наиболее распространенной. Нарушения чтения в этом случае - один из признаков нарушения языкового раз­вития.

Происхождение дислексии связано с недоразвитием многих функциональных систем. В определении же фор­мы дислексии решающее значение приобретает недоразви­тие ведущей в данном случае функциональной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: