I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА




Долгое время считалось, что дислексии - один из признаков слабоумия. Хотя в дальнейшем эта точка зрения не подтвердилась, ряд исследователей обнаруживали у де­тей с нарушением чтения недоразвитие многих высокодиф­ференцированных сторон психической и моторной деятель­ности: неполноценность зрительного восприятия, трудно­сти усвоения оптического образа букв и слов, моторную недостаточность, нарушения пространственной ориентиров­ки и пространственных представлений, недостатки слухо­вой и зрительной памяти, задержку речевого развития и нарушения устной речи, аффективную незрелость. Эти же особенности психического недоразвития обнаруживаются и у детей, страдающих олигофренией.

Олигофрения - это клинически разнородная группа, название состояния, возникающего после различных ви­дов поражения центральной нервной системы в период до развития речи.

По мнению Г.Е.Сухаревой, "к олигофрении относят формы психического недоразвития, характеризующиеся двумя особенностями: 1) преобладанием интеллектуально­го дефекта; 2) отсутствием прогредиентности".

Причины, вызывающие олигофрению, разнообраз­ны, однако для нее остаются характерными определенные общие признаки. Вследствие раннего срока поражения цен­тральной нервной системы и последующего прекращения заболевания (отсутствия прогредиентности) психическое развитие происходит на дефектной основе. Несмотря на различный характер заболевания, вызвавшего поражение мозга, психическое развитие осуществляется в сходных ус­ловиях, поскольку поражение мозга произошло до разви­тия речи и мышления.

Изучение высшей нервной деятельности умственно отсталых детей показало слабость замыкательной функции коры головного мозга. Формирование условных связей у этой категории детей происходит гораздо медленнее, чем у нормальных. Только что сформировавшиеся новые услов­ные связи у детей-олигофренов хрупкие, непрочные, быс­тро исчезают без достаточного подкрепления. Особенно замедленно формируются сложные условнорефлекторные связи. Если формирование новых условнорефлекторных связей характеризуется замедленностью, то старые услов­ные связи отличаются большой инертностью, косностью. В связи с этим сформировавшиеся старые условные связи с большим трудом видоизменяются, перестраиваются. Замедленность формирования новых условных связей объяс­няется слабостью процесса возбуждения, что является след­ствием нарушения функционального состояния нервных клеток коры головного мозга.

Другой важной особенностью высшей нервной дея­тельности умственно отсталого ребенка является трудность в выработке дифференцировок, неспособность к быстрому и точному отличию одного явления от другого. В процессе обучения и воспитания усвоение нового навыка предпола­гает не только закрепление определенной системы условнорефлекторных связей, но и отграничение, дифференци­ацию явлений. Так, например, при усвоении новой буквы в процессе овладения чтением необходимо прежде всего отдифференцировать начертание этой буквы от графически сходных букв. В то же время нужно отличить соответству­ющий этой букве звук от всех других, особенно от сходных по звучанию, оппозиционных звуков речи. Только при этих условиях можно сформировать навык соотнесения опреде­ленной буквы с соответствующим звуком.

В основе всякого разграничения, различения лежат дифференцировочные условные связи. У умственно отста­лых детей эти связи формируются очень медленно, с большими трудностями, быстро и легко угасают, т.е. являются очень непрочными, нестойкими. Формирование их предполагает не только нужную силу процесса возбуждения, но и достаточную силу процесса активного внутреннего тор­можения, чтобы затормозить иррадиацию нервного возбуж­дения, избежать обобщения условного рефлекса. Так, при усвоении новой буквы необходимо затормозить связь звука со сходными графически буквами, с одной стороны, а с другой - затормозить образование условных связей опреде­ленной буквы со сходными фонетически звуками.

Умственно отсталым детям свойственна склонность к частому охранительному торможению. Охранительное тор­можение является следствием ухудшения функционального состояния клеток коры головного мозга. Состояния охранительного торможения могут наблюдаться и у здоровых людей при утомлении, недосыпании, после сильных эмо­циональных реакций, стрессов. Эти явления у нормальных взрослых людей были изучены академиком И.П.Павловым и его учениками и описаны под названием "фазовых" со­стояний. У умственно отсталых детей такие состояния на­блюдаются довольно часто, что снижает возможность формирования новых условных связей, усвоения навыков. Эти состояния, хотя и являются временными, преходящими, несомненно, ухудшают умственную работоспособность де­тей.

Следующей важной особенностью высшей нервной деятельности умственно отсталых детей является недораз­витие у них второй сигнальной системы, нарушение взаи­модействия первой и второй сигнальной систем. В про­цессе овладения навыками и умениями умственно отсталые дети опираются в большей мере на наглядный показ и вос­приятие, чем на словесную инструкцию.

Таким образом, особенностями высшей нервной де­ятельности умственно отсталых детей являются слабость за­мыкательной функции коры головного мозга, слабость про­цессов активного внутреннего торможения, нарушение вза­имодействия первой и второй сигнальной систем.

К основным особенностям психического развития детей-олигофренов относятся несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обоб­щения, абстракции), конкретность и поверхностность мыш­ления, замедленное развитие речи, незрелость эмоционально-волевой сферы (А.Р. Лурия, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева и др.).

Мыслительные процессы этих детей характеризуют­ся туго подвижностью и инертностью. У них нет легкости в переходе от одной логической связи к другой, они подолгу застревают на одном образе действия. Связи между явле­ниями, основанные на наглядном опыте, доступны ум­ственно отсталым. Понимание же отвлеченных зависимос­тей, не основывающихся непосредственно на восприятии, а также понимание последовательности событий для них представляет большие трудности.

Таким образом, высшие формы мышления, абстрак­тное, отвлеченное мышление является у олигофренов наи­более дефектным. Форма деятельности, в основе которой лежит установление конкретных связей, наименее дефект­на и является ведущей в их познавательном акте.

Так, сравнивая предметы и явления, умственно от­сталый ребенок устанавливает различие только по внешним признакам, определение же сходства предметов и явлений представляет для него большие трудности. Недостаточность процессов обобщения и отвлечения обнаруживается и в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями, в неумении понять переносный смысл пословиц, метафор.

Слабость отвлеченного мышления оказывает влияние на все познавательные акты умственно отсталого ребенка: восприятие, представления, память.

Внимание олигофрена неустойчивое, рассеянное. Восприятие характеризуется узостью, недифференцйрованностью, слабостью анализа и обобщений воспринятых впе­чатлений.

Как показали исследования И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, П.Г.Тишина, М.М.Нудельмана и др., обобщенное узнавание, которое опирается на значительные отличия между различно обобщаемыми предметами, доступнее умственно отсталому, чем специфическое узнавание, т.е. уз­навание индивидуальных черт в объекте. Однако и обоб­щенное узнавание для этих детей имеет свои особенности. Так, предметы разного рода дети часто относят к одному и тому же роду. Еще более сложной задачей для них является различение вида.

Новый материал дети усваивают с трудом, только после многочисленных повторений.

Отмечаются слабость познавательной ориентировоч­ной деятельности и недостаточная познавательная актив­ность.

У детей в норме в психическом развитии важную роль играет потребность в новых впечатлениях. Развиваясь, она становится познавательной потребностью и в дальнейшем является побудительной силой всего психического разви­тия ребенка. "Сила этой потребности, по-видимому, связана с тем, что к моменту рождения, когда кора вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (анатомическом), ни тем более в функцио­нальном отношении. А так как развитие органа совершает­ся в процессе его функционирования, то и развитие голов­ного мозга происходит в процессе восприятия им все новых и новых раздражителей, вызывающих реактивную деятель­ность коры больших полушарий" (Л.И.Божович).

У умственно отсталых детей потребность в новых впе­чатлениях, а затем и познавательная потребность значи­тельно ослаблены.

Таким образом, для психики умственно отсталых де­тей характерно глубокое своеобразие, резко отличающее их от нормальных детей. Психическое развитие умственно отсталого ребенка является качественно иным, аномаль­ным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: