Оглавление
Введение. 3
1 Выбор основных элементов судна методом последовательных приближений. 4
1.1 Первое приближение. 4
1.2 Второе приближение. 5
1.3 Третье приближение. 7
2 Построение теоретического чертежа и кривых элементов теоретического чертежа. 9
2.1 Разработка строевой по шпангоутам.. 9
2.2 Разработка ГВЛ.. 10
2.3 Разработка ТЧ.. 10
2.4 Расчет и построение кривых элементов ТЧ.. 11
3 Разработка схемы общего расположения. 11
3.1 Разработка схемы общего расположения. 11
3.2 Экспликация. 12
3.3 Проверка вместимости. 14
3.4 Расчет нагрузки и посторение схемы общего расположения. 14
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
Курсовой проект относится к учебной дисциплине «Проектирование морских транспортных судов» и базируется на сведениях, изучаемых в курсе «Теория проектирования судов».
Основная цель, достигаемая при выполнении курсового проекта, - ознакомление с практическим применением методик проектирования судов. В курсовом проектировании основные элементы судна определяются использованием метода последовательных приближений.
Темой курсового проекта является задание на проектирование грузового судна одного из двух традиционных типов: универсальный сухогруз и нефтеналивное судна. Темой моего проекта является танкер. Техническое задание на проектирование представлено на следующей странице.
Задание на проектирование судна
Исходные данные к проекту
Тип судна: танкер
Грузоподъемность,
: 29600 т
Плотность жидкого груза,
: 0,88 м3/т
Скорость хода, V: 15,7 уз
Дальность плавания, R:6500 миль
Автономность, А:35 суток
Численность экипажа, nэк: 20 чел.
2. Основные данные судна - прототипа
| Характеристика | Обозначение | Размерность | Танкер |
| Водоизмещение | D0 | т | |
| Грузоподъемность |
| т | |
| Плотность жидкого груза |
| м3/т | 0,84 |
| Мощность главного двигателя | N0 | кВт | |
| Скорость | V0 | уз | 15,0 |
| Дальность плавания | R0 | мили | |
| Длина между перпендикулярами | Lnn0 | м | 147,20 |
| Ширина | B0 | м | 24,50 |
| Высота борта | H0 | м | 13,40 |
| Осадка | T0 | м | 9,80 |
| Общий пропульсивный коэффициент |
| — | 0,70 |
| Масса корпуса с оборудованием | Pкоб0 | т | |
| — масса стального корпуса | Pсm0 | т | |
| — масса оборудования | Pоб0 | т | |
| Масса судовой энергетической установки | Pcэу0 | т | |
| Масса судовых энергетических запасов | Pсэз0 | т | |
| Масса снабжения | Pсн0 | т | |
| — масса экипажа, провизии и пресной воды | Pсн эк0 | т | |
| — масса инвентарного снабжения | Pинв0 | т | |
| Масса запаса водоизмещения | Pзв0 | т | |
| Аппликата центра масс судна в грузу | zg0 | м | 8,31 |
| Абсцисса центра масс судна порожнем | xgnор0 | м | -10,65 |
| Аппликата центр масс суда порожнем | zgnop0 | м | 8,92 |
| Объем машинного отделения | Wмо0 | м3 | |
| Коэффициент сухих отсеков | ксо0 | — | 1,06 | |
Выбор основных элементов судна методом последовательных приближений
3.1Первое приближение Определение главных размерений
3.1.1 Составление и решение уравнения масс, выраженных в функции водоизмещения
Уравнение масс, выраженных в функции водоизмещения:
,
где
.
Измерители масс, рассчитываемые с помощью данных судна-прототипа:
;
т/кВт;
т/кВт*ч.
При составлении уравнения в расчетных формулах для масс судовой энергетической установки Pсэуи судовой энергетических запасов Pсэз мощность главного двигателя выразим через формулу адмиралтейских коэффициентов:
где
=335,49. 
Тогда
,
Измеритель массы запаса водоизмещения pзвпримем равным pзв = Pзв/D= 140/27590= 0,005.
Массу снабжения Pснрассчитываем как сумму следующих составляющих:
Pcн = Pэк + Pпров+ Pпр.вода+ Pинв.
Определим неизвестные составляющие для нахождения Pcн:
Масса экипажа с багажом
Pэк = pэк
nэк = 2,4 т,
где pэк = 0,12— масса одного члена экипажа с багажом, т/чел.
Масса провизии
Pпров = pпров
nэк
A = 2,1 т,
где pпров= 0,003 — суточный расход провизии на одного члена экипажа,т/чел.сут.
Масса пресной воды
Pпр.вода = pпр.вода
nэк
A / = 60 т,
где pпр.вода = 0,15 — суточный расход пресной воды на одного члена экипажа, т/чел
сут.; A / =20 сут. — автономность по запасам пресной воды.
Масса инвентарного снабжения
Pинв = Pинв0 = 20 т.
Тогда
Pcн =Pэк + Pпров+ Pпр.вода+ Pинв= 84,5 т.
Таким образом
= 29747,88 т;
D=∑Pi(D)+ ∑Pi=
* D+
*(D^2/3*V^3)/С+
*(D^2/3*V^3)/С*R/V+0,005*D+
+ 
Получили:
D = 38990,95т.
3.1.2 Расчет нагрузки судна в первом приближении
Водоизмещение в первом приближении
D1 = 38990,95т.
Тогда мощность главного двигателя в первом приближении
=6555,377 кВт,
где C1 = C, V1 = V.
Произведем расчет составляющих нагрузки, зависящих от водоизмещения:
=9513,7918 т,
где
=
.
Pзв1 = pзв1
=389,9095 т,
где pзв1 = pзв= 0,01.
= 550 т,
где
.

где
,
, 
Сведем полученные результаты расчетов в Таблицу 1.
Таблица 1.
Нагрузка судна в первом приближении
| № п/п | Наименование раздела нагрузки | Обозначение | Прототип | Проект | ||
| Pi0, P0, т | %D0 | Pi1, P, т | %D1 | |||
| Корпус с оборудованием |
| 24,36 | 9513,7918 | 24,4 | ||
| Судовая энергетическая установка |
| 2,61 | 1,411 | |||
| Судовые энергетические запасы |
| 2,5 | 654,08 | 1,68 | ||
| Запас водоизмещения |
| 0,507 | 389,9095 | 1,0 | ||
| Экипаж, провизия, пресная вода, инвентарное снабжение |
| 0,6 | 84,5 | 0,217 | ||
| Груз перевозимый |
| 69,39 | 75,915 | |||
| Водоизмещение | D0 = 27590 | D1 = 38990,95 |
3.1.3 Определение главных размерений судна
Длина судна L1.
В первом приближении L1 определим с использованием безразмерной характеристики скоростных качеств судна – относительной длины
и водоизмещение D1:
с = 2,13 – для танкера.
м.
Тогда

Коэффициенты полноты теоретического чертежа
α.
Коэффициент общей полноты
= a–b
,
где для наливногосудна a = 1,05 и b = 1,40;
=0,189, g = 9,81.
Тогда
= a – b 
Коэффициент полноты площади ватерлинии
α = 0,96
= 0,851.
Уравнение плавучести.

гдеk=1,005 – коэффициент выступающих частей;
=1,025 т/м3– плотность морской воды.
Из уравнения плавучести получим выражение для осадки:

Уравнение вместимости:

где

Δδ= 0,035 для нефтеналивного судна;
- коэффициент полноты под палубного объема;
- коэффициент сухих отсеков;
- теоретическая грузовместимость;
- удельная плотностьжидкогогруза;
- теоретический объем помещений СЭУ;
- удельный объем СЭУ;
- теоретическая вместимость цистерн судовых энергетических запасов (топлива, смазочного масла, котельной воды);
- переходный коэффициент, учитывающий потери объемов на телесность набора, недолив, запас на температурное расширение, неудаляемые («мертвые») остатки и среднюю плотность судовых энергетических запасов;
- теоретическая вместимость цистерн пресной воды;
- переходный коэффициент;
- теоретическая вместимость балластных отсеков.
- переходный коэффициент, учитывающий плотность морской воды
и потери объемов на телесность набора на недолив и неудаляемые остатки.
Из уравнения вместимости получим выражение для высоты борта:

Уравнение остойчивости.

где
- относительная поперечная начальная метацентрическая высота;
- коэффициент;
- относительная аппликата центра масс судна в полном грузу.
Подставив в уравнение остойчивости найденные выше выражения для осадки и высоты борта и решим полученное уравнение относительно неизвестной
:

381,47
Получили:



1,42
| Соотношения главных размерений | Судно-прототип | Проектируемое судно |
| 6,008 | 6,843 |
| 2,5 | 2,572 |
| 1,37 | 1,42 |
Полученные соотношения главных размерений проектируемого судна близки к соответствующим показателям у судна-прототипа.
Проверка для первого приближения:



Главные размерения в первом приближении:
=179, 69
=26,26
=10,21
=14,53
=38990,95
3.2Второе приближение Уточнение массы корпуса и оборудования
3.2.1 Уточнение основных элементов судна и его нагрузки во втором приближении
Уточнение основных элементов судна и его нагрузки во втором приближении основано на более точном расчете массы корпуса, которая составляет значительную часть водоизмещения.
Уточнение массы корпуса и оборудования

где 
Масса оборудования:

где 
Масса корпуса:

Далее проверяется соответствие суммы масс, составляющих нагрузку судна, водоизмещению 
Сумма масс: 

Тогда



Следовательно, необходима корректировка водоизмещения и нагрузки судна, для чего применим прием, основанный на использовании дифференциального уравнения масс в форме Нормана.
Необходимое приращение масс, входящих в нагрузку судна:

Измененное в результате этого водоизмещение судна:

где коэффициент Нормана:

Водоизмещению
будут соответствовать откорректированные главные размерения:





Изменения главных размерений и водоизмещения повлекут изменения зависящих от них составляющих нагрузки судна.
Масса стального корпуса:

Масса оборудования:

Масса корпуса:

Масса судовой энергетической установки и судовых энергетических запасов:


Тогда:


Следовательно:

Проверка условия плавучести:



Главные размерения во втором приближении:
L2= 
В2= 
Т2= 
Н2= 
D2= 
Таблица 3.
Нагрузка судна во втором приближении
| № п/п | Наименование раздела нагрузки | Обозначение | Масса, т | ||
| Корпус с оборудованием |
|
| |||
| Судовая энергетическая установка |
|
| |||
| Судовые энергетические запасы |
|
| |||
| Запас водоизмещения |
|
| |||
| Экипаж, провизия, пресная вода, инвентарное снабжение |
| 84,5 | |||
| Груз перевозимый |
| ||||
| Водоизмещение | D2 | 41165,77 | |||
3.3Третье приближение Уточнение масс СЭУ и СЭЗ
3.3.1 Окончательноеуточнение основных элементов судна и его нагрузки в третьем приближении
В третьем приближении окончательно выберем элементы судна и уточним его нагрузки. Также определим сопротивление воды движению судна, буксировочную мощность и необходимую мощность главного двигателя.
Расчет буксировочной мощности произведен по ОСТ 5.0181-75.
Величины необходимые для расчета:

Величина площади смоченной поверхности находится по формуле Семеки для тихоходных и среднескоростных судов (


Число Фруда определяется выражением:

Число Рейнольдца определяется выражением:

- Кинематический коэффициент вязкости равный 1,57 
Таблица 4.
Таблица расчета EPS
| Скорость хода в узлах | Vs | уз. | ||
| Скорость хода | V | 7,712 | м/с | |
| Квадрат скорости | V2 | 59,476 | м2/с2 | |
| Число Фруда | Fr | 0,229 | ||
| ζ(δ)*103 | 1,7 | |||
| Kxc | ||||
| KΨ | 1,062 | |||
| KB/T*aB/T | 0,984 | |||
| Коэффициент остаточного сопротивления | ζr | 1,568*
| ||
| Число Рейнольдса | Re | 5,67*
| ||
| Коэф. сопр. трения эквивалентной пластины | ζf*103 | 1,687 | ||
| Корреляционный коэффициент | ζn*103 | 0,35 | ||
| Коэф. сопротивления выступающий частей | ζa*103 | 0,15 | ||
| Коэф. полного сопротивления | ζk*103 | 3,755 | ||
| Сопротивление судна | R | 33114,807 | ||
| Буксировочная мощность судна | EPS | 2505,492 | л.с |
Буксировочная мощность равна 2505,492 л.с. что соответственно равно 1844,042 кВт.
Требуемая мощность главного двигателя:

где
- общий пропульсивный коэффициент.
Выбирается двигатель с запасом по мощности не менее 15%:

По условному каталогу выбираем двигатель с 
После выбора главного двигателя с мощностью
уточняются массы судовой энергетической установки и судовых энергетических запасов:


Тогда:

Следовательно, необходима корректировка водоизмещения и нагрузки судна, для чего применим прием, основанный на использовании дифференциального уравнения масс в форме Нормана.
где коэффициент Нормана:


Необходимое приращение масс, входящих в нагрузку судна:

Измененное в результате этого водоизмещение судна:

Водоизмещению
будут соответствовать откорректированные главные размерения:





H3/T3 ≥ 1,3;
H3=1,3 
Изменения главных размерений и водоизмещения повлекут изменения только массы корпуса, т.к. после выбора главного двигателя массы
и
перешли в разряд постоянных масс.
Масса стального корпуса:

Масса оборудования:

Масса корпуса:

Тогда:

Следовательно:


Проверка соответствия мощности выбранного главного двигателя требуемой для судна с уточненным водоизмещением:

У выбранного главного двигателя мощность равна:

Разницу
можно считать удовлетворительной для окончания расчета.
Проверка условия плавучести:

По итогам трёх приближений получены следующие данные по проектируемому судну, согласованные с преподавателем:
Таблица 5
| Хар-ка | Таблич. Значение | Утв. Значение |
| D(т) | 10736,064 | |
| L(м) | 117,136 | |
| B(м) | 16,86 | 16,8 |
| T(м) | 7,467 | 7,5 |
| H(м) | 9,707 | 9,8 |
| 0,706 | 0,706 |
| 0,8 | 0,8 |
| N(кВт) |
Таблица 6
Нагрузка судна в третьем приближении
| № п/п | Наименование раздела нагрузки | Обозначение | Масса, т | |
| Корпус с оборудованием |
| 4292,699 | ||
| Судовая энергетическая установка |
| 425,04 | ||
| Судовые энергетические запасы |
| 850,08 | ||
| Запас водоизмещения |
| 73,44 | ||
| Экипаж, провизия, пресная вода, инвентарное снабжение |
| 94,8 | ||
| Груз перевозимый |
| |||
| Водоизмещение | D3 | 10736,064 |
Заключение
При выполнении курсового проекта была достигнута основная цель - ознакомление с практическим применением методик проектирования судов. Основные элементы судна были определены с использованием метода последовательных приближений. Так же в курсовом проекте было выполнено несколько задач, таких как:
1 Построение теоретического чертежа
2 Расчет и построение кривых элементов теоретического чертежа
3 Построение схемы общего расположения
Так же была выполнена проверка вместимости судна, расчет нагрузки и построение эпюры емкости. Конечным этапом курсового проекта был выполнен расчет посадки и начальной остойчивости судна.
Список литературы
1 Букшев А.В, Одегова О.В. Проектирование морских транспортных судов: учебн.-метод. пособие по курсовому проектированию/СПБГМТУ; СПб., — 2008. —36 с.
2 Конспект лекций