МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОЛОЖЕНИЕ
Внутривузовского тура
Всероссийской студенческой олимпиады
В Тюменской области «Интеллект-2016»
По педагогике (группа Б)
Тюмень 2016
Цель олимпиады: повышение интереса студентов к глубокому и творческому овладению педагогическими знаниями; совершенствование качества подготовки специалистов; выявление наиболее подготовленных и одарённых студентов.
Участники олимпиады: студенты 1-5 курсов (кроме педагогических специальностей) вузов Тюменской области, а также магистры 1 курса (после окончания бакалавриата).
Задания и критерии оценки.
Участникам будут предложены 2 блока заданий. Максимальное количество баллов – 27.
Состав жюри.
Чехонин А.Д. – председатель жюри, доцент кафедры ОиСП ИПиП ТюмГУ.
Патрушева И.В.– доцент кафедры ОиСП ИПиП ТюмГУ
Микулина Т.С. – доцент Кафедры ОиСП ИПиП ТюмГУ
Подведение итогов олимпиады. Все выполненные студентами задания проверяются каждым членом жюри, оценки заносятся в специальный бланк протокола. Победителями признаются участники, набравшие наибольшее число баллов (призовыми считаются первые три места).
Олимпиада «Интеллект-2015»
Техническое задание
Задание блока №1.
Название задания: Конкурс «Работа с терминами» (письменно-устный)
Содержание задания: Участникам будет предложено устно объяснить смысл двух терминов из области педагогики и убедить аудиторию в необходимости и важности дальнейшего изучения вопросов, связанных с содержанием термина. Время на подготовку - 2 минуты.
Ответ строится по примерному плану:
1.Что означает термин ***…?
2.Почему необходимо изучать вопросы, связанные с ***?
3.Как исследование*** может повлиять на образование?
Критерии оценки:
1. Точность в толковании термина, современность трактовки термина.
2. Понимание актуальности изучения явления, обозначаемого данным термином, в современной социально-педагогической ситуации.
3. Грамотность и ясность речи.
Максимальная оценка по каждому критерию - 3 балла. Максимальное количество баллов – 9 за каждый термин. Общее – 18 баллов.
При составлении перечня терминов используется педагогический словарь – Педагогический словарь: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений; под редакцией В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 352 с.
РАЗДЕЛЫСЛОВАРЯ:
· Общие основы педагогики и образования (раздел 1);
· Теория обучения (раздел 3);
· Теория воспитания (раздел 4).
Требования к содержанию задания:
1. Термин должен представлять собой одно слово, а не быть дву- и более – составным.
2. Термин должен иметь непосредственное отношение к педагогической науке, иметь актуальное педагогическое значение.
Термин не может являться понятием смежных с педагогикой дисциплин (например – «жертва», «клиент», «вакансия», «депривация» т.д.)
Термин не может быть чрезмерно сложен для толкования студентом не педагогической специальности (напр. – «герменевтика», «изоморфизм», «синектика» и др.)
На карточке с терминами необходимо указать страницы словаря – источника, где данные понятия были взяты.
Процедура проведения: Карточки с двумя научными педагогическими терминами студенты вытягивают по принципу экзаменационных билетов. В течение 2 минут участники должны будут написать свои ответы. По истечению предлагаемого времени, они зачитывают свои ответы и сдают их в письменном виде. *
Методические материалы: карточки с двумя научными педагогическими терминами. Размер карточек с терминами – половина листа А 4, термины на данных карточках печатаются в 14-м размере шрифта Times New Roman
* Очередность выполнения и сдачи устных заданий определяется членами жюри.
Задание блока №2 «Педагогические мнения ».
Время на подготовку – 2 минуты. Время для ответа – макс. 5 минут.
Участник участнику выдается на выбор (по жребию) листок с одним педагогическим фактом (в широком смысле этого понятия), или же мнением, мыслью классика, политика и т.д. о педагогике, сфере образования, который он должен по истечению одной минуты подготовки прокомментировать, выразить свое отношение к прочитанному факту, согласие или несогласие, оценку актуальности и важности данной информации и т.д.. Педагогический факт (мнение) должен быть выражен разработчиками задания максимально лаконично и иметь отношение либо к общей теории педагогики, либо к современным общественно – политическим реалиям, связанным с педагогикой и её категориями. Педагогический факт или мнение, изложенное на карточке, может подтверждаться студентом, оспариваться и т.д., т.е. фактически, материал этого конкурса, – основа для живого рассуждения на педагогические темы.
Каждый член жюри может задать один вопрос по изложенному студентом мнению
Критерии оценки комментария и ответов на вопросы членов жюри:
1. Общая и научная эрудиция (знание педагогических теорий, концепций, идей и умение применить их к анализу факта).
2. Способность делать педагогические выводы.
3. Грамотность речи и ораторские данные (рациональное построение речи, логика, убедительность, выразительность).
Максимальная оценка по каждому критерию – 3 балла. Максимальное количество баллов – 9.
Примеры педагогических фактов:
· « По признанию многих учителей, групповая форма работы используется обычно тогда, когда нужно давать открытые уроки. На обычных же уроках используются фронтальные формы работы »
· « Современные учителя стараются на каждом уроке использовать мультимедийные презентации »
Методические материалы: карточки с текстом педагогического факта. Размер карточек с терминами – половина листа А4, текст на данных карточках печатается в 14-м размере шрифта Times New Roman. Количество предлагаемых карточек с фактами – 20.
Ответственный: к.п.н., доцент кафедры общей и социальной
педагогики ИПиП ТюмГУ
А.Д. Чехонин
(3452) 36-96-42 р.
Сот.