Дихотомия «человек-природа» на примере конфуцианского канона «Чжун Юн»




 

«Чжун юн» ' 中庸 - один из самых известных конфуцианских трактатов, входящий в «Четверокнижие», до 1905 г. составлял основу китайского образования, а ныне считается «наиболее философским среди всего текстуального наследия конфуцианства» (en: Wing-tsit Chan). Данный трактат выбрался в качестве базы исследования взаимосвязи человека с природой в конфуцианских памятниках, так как в нем наиболее ярко прослеживается данное структурно-семантическое поле.

Выявление собств. «небесной природы» и совершенствование методов управления объединены операцией фань шэнь («обращение к телу / личности / себе»). Этот идущий от Мэн-цзы тезис в «Чжун юне» выражает идею преимущества направленности внимания на индивидуума, на анализ и ориентацию его сознания. Практика осуществления дао освещается сначала в социальной сфере на основании слов Конфуция, а затем переносится в политич. сферу посредством изложения взглядов якобы самого Конфуция на методы управления первых государей династии Чжоу (XII/XI-III вв. до н.э.) - Вэнь-вана и У-вана. Социальная сфера осуществления дао отображается в следующих выдержках из канонического текста: 率性之谓道 - «Согласие с природой есть Дао » или 人道敏政,地道敏树 - «Дао человека - успешно управлять, Дао земли - успешно выращивать деревья», 圣人之道!洋洋乎,发育万物,峻极于天 - «великое Дао святых, оно создал все вещи, небо полнится величием Дао ».

诚者,天之道也 - «Правда (целостность) - это небесное Дао »,

Эти определения напоминают фразеологию «Дао дэ цзина». 诚 (искренность, целостность) - это активно меняющаяся реальность. Ведь подлинная реальность неистощима, бесконечна, неограниченна. Это начало и конец всего, это активное начало, которое движет все во Вселенной, не только основа бытия, но и основа непрерывного становления (Ли Чэньян).

Когда Путь Неба начинает действовать в человеке, тот обретает гуманность. Процесс самосовершенствования человека, как и процесс развития всех вещей во Вселенной, является частью космического явления чэн.

Согласно «Чжун юну», со смертью человека гибнет и его искусство управлять. Поэтому всякое совершенствование в сфере управления должно начинаться с самосовершенствования. Людей для управления следует подбирать не по умению, опыту, положению, а исключительно по личностному признаку. Правильно отобранные смогут следовать «срединным и неизменным» путем. То есть истинный правитель отличается «искренностью неба».

故曰配天 - «достижение равенства с небом» (в контексте про царя, живущего согласно середине и постоянству);

宪宪令德,宜民宜人,受禄于天 - «добродетельный человек удостоится похвалы неба»;

思修身,不可以不事亲;思事亲,不可以不知人;思知人,不可以不知天 - «заботящийся о себе должен служить предкам (родителям), желающий служить родителям не может не знать людей, желающий познать людей должен познать небо».

Добродетельный человек должен жить «согласно с небом и порядком земли» 上律天时,下袭水土.

В «Чжун Юне» рассматривается не только соотношение человека с природой, как таковой, но и с природой самого человека. Так, например, Конфуций говорил, что невозможно познать Дао, не познав себя самого, а «способный помочь всему сущему достигнуть его назначения будет участвовать в жизни неба и земли» 可以赞天地之化育,则可以与天地参矣.

Небо в китайской идеологии - это высшее безличное божество, или духовная реальность. В каждом человеке таится небесное дао, которое и является сутью его природы. Так из текста: 天命之谓性 - «То, что дано (человеку) небом, называется природой человека», 率性之谓道 - «Согласие со своей природой есть Дао ». Надо также сказать, что в «Чжун юне» утверждается, что человек является частью космической (небесной) реальности. Таким образом, конфуцианство является не антропоцентрическим, а антропокосмическим учением.

Хотя человек изначально по природе добр, его добродетель необходимо постоянно поддерживать, вскармливать. Таким образом, самосовершенствование, достижение морального идеала - это не только способ научиться достойно жить в обществе и не только путь сохранение мира в обществе. Это нечто большее - средство достичь самореализации, полностью выявить собственную природу, выполнить свое высшее предназначение. (Ли Чэньян).

 


Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Путь неба и Путь человека в китайской картине мире неразделимы, что просматривается на примере ряда древних литературных памятников и на примере китайского национального мышления. Антропокосмичность конфуцианства привела нас к выводу, что единство Человека (Человеческой Природы) и Природы (Неба, Космоса) неразделимо и тесно взаимосвязано.

Развиваясь в виде своего рода социально-этической и космологической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и приобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию.

Китайская языковая картина мира характерна не только антропоцентрическим подходом к рассмотрению, но и антропокосмическим, т.е. человек находится в единстве не только с собой, но и с космосом (Небом).

Необходимо так же отметить, что человеческое отношение к природе обуславливается актом свободной воли, а не инстинктами и в конфуцианских памятниках, как ни в чем другом, прекрасно показано трепетное и уважительное отношение к природе, которая является создателем всего живого на земле, которая заслуживает той самой «сыновней почтительности».

И наконец, с уверенностью утверждать, кто кого копирует нельзя. Природа - человека или человек - природу, но через анимистической и антропоморфной интерпретаций явлений природы мы видим, как природа соединяется с человеком в языковой картине мира, проникает в обыденное и научное знание, растворяется в человеке.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: