Поучения Кирилла Туровского




Выполнила: Вяйселева Алина 19ИПД2

Тезисные планы.

Особенности развития ДРЛ в период феодальной раздробленности.

Период второй трети XII – первой половины XIII в. Это литература периода феодальной раздробленности, когда «лоскутная империя Рюриковичей» распалась на ряд самостоятельных феодальных полугосударств. Развитие литературы приобретает областной характер. На основе литературы Киевской Руси создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут источником формирования литературы трех братских славянских народов – русского, украинского и белорусского.
Центральной темой оригинальной литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности. Духовными светочами Русской земли, идеалом нравственной красоты выступают ее подвижники. Своим «трудом и потом» созидают отечество грозные князья – «добрые страдальцы за Русскую землю». Вершиной литературы этого периода является «Слово о полку Игореве», созданное в Киево-Черниговской Руси. Начинается интенсивный процесс формирования областных литератур. Этот процесс проявляется прежде всего в развитии местного летописания и агиографии.

Произведения в Новгороде в конце XII – начале XIII в. в Новгороде:

С середины XI в. значительное место в развитии русской культуры занимает Новгород. С 1036 г. в Новгороде ведется местная летопись. Краткость и простота становятся характерными ее особенностями. Главное внимание летописцы уделяют хозяйственной жизни города и области, внутренним «гражданским интересам».

На основании местных устных преданий в Новгороде пишется первое агиографическое произведение — житие Варлаама Хутынского.

· - «Сказание о Софии в Царьграде»

· - «Книга паломник» – о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200 – 1204 гг.

· «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами) в 1204 г.

Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений.

Крупным политическим и культурным центром становится в XII в. Смоленск. О характере его духовной жизни позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича. Перу Климента принадлежит послание священнику Фоме.

Литература южной и юго-западной Руси

Традиции «Повести временных лет» были продолжены Киевской летописью, которая много внимания уделяет княжеским междоусобным распрям.

В ее составе находится:

А) Повесть об убиении Игоря Ольговича во время восстания в Киеве в 1147 г.

Б) Повесть об убиении Андрея Боголюбского 1175 г.

В) Под 1185 г. помещена историческая повесть о походе на половцев Игоря Святославича Новгород-Северского

В XII — первой половине XIII в. политическая роль Киева падает. Выдвигаются новые культурные центры — Чернигов, Переяславль Южный, Владимир Волынский, Холм, Галич.

Из литературных памятников этой области до нас дошла лишь Галицко-Волынская летопись.


Поэтический героический стиль Галицкой летописи оказал большое влияние на повествовательный стиль северо-восточной Руси, в частности на стиль жизнеописания Александра Невского.

Литература северо-восточной Руси

С середины XII в. на северо-востоке Руси крупным политическим и культурным центром становится Владимир. Деятельный «властодержец» Андрей Боголюбский превращает его в столицу Суздальской земли, противопоставляя боярскому Ростову. Он участвует в составлении летописи, создании культа иконы Владимирской Богоматери, идеологически обосновывая права Владимиро-Суздальской земли на политическую и религиозную самостоятельность.

Пропаганде идей небесного покровительства владимирскому князю служили:

А) «Слово о милости божией к Андрею Боголюбскому»

Б) «Сказание о победе над болгарами 1164 года и празднике Спаса»

В) «Сказание об обретении мощей Леонтия Ростовского»

Г) «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» - фактографическая основа сочетается с публицистичностью.

«Киево-Печерский патерик»

В первой половине XIII в. было положено начало формирования «Киево-Печерского патерика».

Основу патерика составила переписка между суздальским епископом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину.


Основное содержание патерика составляют рассказы-новеллы о «подвигах» благочестия печерских монахов — этих «храбрых божиих».


Созданы на основе устных монастырских легендарных преданий. Патериковая легенда сохраняет ряд интересных исторических подробностей и касается вопросов политических.

В условиях феодальной раздробленности, когда Киев утратил значение политического центра, патерик напоминал о матери градов русских, о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря —символа единства Русской земли.

Поучения Кирилла Туровского

Скудные сведения о Кирилле дает проложное его житие. Сын богатых родителей, уроженец города Турова, Кирилл стал монахом-затворником, после чего был поставлен епископом Туровским. Говоря о литературной деятельности Кирилла, житие отмечает: «..много божественная писания изложив и славен бысть по всей стране той». «...Другой златословесный учитель нам в Руси восия паче всех», – так оценивалось современниками его творчество.

Главным жанром, снискавшим туровскому епископу особую известность, явилось эпидиктическое красноречие.

Торжественные проповеди Кирилла Туровского посвящены, как правило, самым значительным церковным праздникам.

Красноречие Кирилла Туровского унаследовало важнейшие особенности восточно-христианской ораторской культуры, богословскую глубину, владение приемами экзегезы (искусства толкования текстов), устойчивые риторические средства и формулы.

«Слова» Кирилла Туровского необычайно четки по композиции, в них три части: вступление, изложение и заключение.

Задача вступления — привлечь внимание слушателей, создать определенное эмоциональное настроение, подготовить к восприятию последующей, основной «речи». С этой целью автор прибегает к анафористическим «зачинам».

Нередко вступительную часть «слова» Кирилл начинает развернутым сравнением, позволяющим автору использовать его образы в Дальнейшем изложении содержания.

 

Вторая часть торжественных поучений Кирилла представляет собой, как правило, своеобразную эпическую вставку. Само «повествование» центральной части (средника) служит наглядной иллюстрацией того или иного праздника.

 

«Слова» Кирилла Туровского были рассчитаны на большое число верующих, собравшихся в храме. Приходилось рассказывать о фактах священной истории так, чтобы люди живо представили себе события прошлого, стали бы свидетелями и участниками великого действа.

 

Заключительная часть «слов» Кирилла — похвала или молитва празднику — звучала как мощный финальный аккорд праздничной симфонии.

 

Кирилл Туровский уделял особое внимание смыслу и задачам церковного ораторского искусства. Кирилл подчеркивает принципиальную особенность церковного "ветийства". Достижение художественного эффекта здесь не выступает в качестве главной и самодовлеющей цели словесного творчества.

 

В проповедях Кирилла Туровского огромную роль играют символы. Символическими картинами (аллегорезами) насыщены "слова" проповедника.

 

Любимым видом ритмизации текста у Кирилла Туровского была анафора. Единоначатие преобладает в большинстве "тирад".

 

Риторика Кирилла Туровского подчинена своеобразной драматизации проповеди. В поучениях используется прием многоголосия. Автор изображает весь созданный Богом мир, который по-своему откликается на события вселенского масштаба.

 

Диалоги и монологи нередко связаны у Кирилла цельным риторическим повествованием

 

В сочетании перечисленных риторических фигур и поэтических средств состоит своеобразие "поучений" Кирилла Туровского, который развил и преумножил достижения ораторского искусства Киевской Руси

 

«Эпидиктическая» традиция Кирилла повлияла на развитие средневековой литературы восточных славян, в том числе и на старорусскую словесность.

Кириллу Турковскому принадлежит:

· Обличение ростовского епископа Федорца

· Послание к Андрею Боголюбскому (до нас не дошло)

· Восемь торжественных «слов»

· Два поучения

· Около двадцати двух молитв

· Один канон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: