Тема: Предпосылки петровских преобразований.
Феодально-крепостнический строй России
- Слабое развитие мануфактурного производства.
- Использование труда крепостных крестьян.
- Отсутствие навыка геологоразведочных работ по добыче полезных ископаемых.
- Слабое развитие международной торговли.
- Отсутствие регулярной армии и флота.
- Недостатки управления.
Внутренние предпосылки реформ
- Необходимость переустройства армии
- Необходимость замены системы налогов
- Отсутствие собственной промышленности
- Несовершенство системы приказов
- Коррупция
- Необходимость развития образования
- Несовершенство управления
- Отсутствие единого суда
- Отсутствие годового бюджета
- Слабая разведанность полезных ископаемых
- Отсутствие добычи полезных ископаемых, в т.ч. золота и серебра.
Внешние предпосылки реформ.
- Отсутствие флота (торгового и военного)
- Отсутствие выхода к морям
- Отсутствие колоний как источника богатств
Усиление западного влияния на Россию
- Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России.
- Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
- Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
- Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польшей.
- При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
- Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
- Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.
Влияние Запада на Россию.
Неудачная Ливонская война | ||
Разорение России | ||
Смута | ||
XVII век – время учёбы России у Западной Европы | ||
Голландцы строят заводы и корабли. Создали первый корабль «Орёл». | «Немецкая слобода» - поселение иностранных специалистов в Москве. Кукуй – военные специалисты. Поляки располагались на территории Левобережной Украины и Киева. | В моде иностранные зыки, танцы, одежда. |
Не удалось вернуть побережье Финского залива, прекратить набеги крымчаков. | ||
Необходимость реформ |
Российские реформаторы XVII века.
Реформатор | Планы | Результаты реформ | Судьба реформатора и реформ |
Симеон Полоцкий. Просветитель, учёный, поэт. | - | - | - |
Афанасий Лаврентьевич Ордин – Нащокин (1605 – 1680 гг.). Политический деятель, возглавлял Посольский приказ. | - Союз с Речью Посполитой против Турции. - Создание постоянной армии (рекрутский набор - постоянная армия). -Введение выборного самоуправления в городах. Выборному посадскому населению были частично переданы судебные и административные функции. - Защита интересов русских купцов и ремесленников. Льготы русским купцам. - Введение новых мануфактур. - Судебные и административные функции необходимо передать выборным представителям посадского населения - Отменить привилегии иностранных компаний и предоставить льготы русским купцам - Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой. | - Введение почтовой связи. - Защита купцов и ремесленников (1667 г. – Новоторговый устав). | Реформы прекращены. Постригся в монахи в 1671 году. |
Василий Васильевич Голицын (1643 – 1714 гг.). | - Отмена крепостного права. - Введение подушной подати (с каждого работающего мужчины). -Распространение образования. - Отправка русских людей за границу на учёбу. - Создание наёмной армии. - Отмена смертной казни за возмутительные слова. - Поддержка торговли и ремесла. -Развитие инициативы подданных. - Развитие и поддержку торговли и ремесел. - Отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти. - Указы о европейских формах быта. - Освобождение крестьян от власти помещиков. - Введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств. - Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией. | Основал Славяно – греко – латинскую академию (1687 г.). | Отправлен Петром I в ссылку в 1689 г. |
Юрий Крижанич. | - Просвещение без слепого заимствования. - Введение в России европейской системы образования - Объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью». - Объединение православной и католической церкви под властью папы римского - Создать единое славянское государство под властью московского царя. - Реформирование самодержавной российской власти, убрав из нее жестокие методы правления, но сохранив силу государства. |
Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.
1) Мир и даже союз с Польшей;
2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;
3) завершение переустройства войска в регулярную армию;
4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной;
5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;
6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;
7) освобождение крепостных крестьян с землей;
8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.
Слабость России | ||
Необходимость реформ | ||
Реформы В. В. Голицына | Самодержавие | Реформы А. Л. Ордин - Нащокина |
Царь не участвует | ||
Неудача реформ | ||
Нужен царь- реформатор | ||
Петром I |
Вывод: К концу XVII века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны. Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России. На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований. Это и определило направление деятельности не только Петра I, но и всей дальнейшей истории России в XVIII веке.