ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: пять категорий




Этические проблемы можно поделить на пять общих категорий: взяточничество, принуждение, обман (введение в заблуждение), воровство и несправедливая дискриминация. Эти категории охватывают наиболее тревожащие и достойные самого строгого осуждения приемы ведения бизнеса, которые были упомянуты менеджерами в ходе четырёх независимых друг от друга эмпирических исследований. Они же дают основу для упорядочения нашего обсуждения этических проблем бизнеса.
Взяточничество
Взятку используют для манипулирования людьми посредством приобретения влияния. Взяточничество определяют как «предложение, дачу, получение или вымогательство чего-то ценного с оказания влияния на действия лиц, выполняющих долж­ностные государственные или юридические обязанности». Упомянутой ценностью может быть прямая выплата в денежном или натуральном выражении. Та же ценность может принимать форму «смазки» или «отката», выплачиваемого после завершения сделки. Мануэль Веласкес говорит о коммерческой взятке как об «учете интересов служащего компании посторонним лицом, основанном на понимании того, что при ведении сотрудником бизнеса компании тот благоприятствует сделкам, совершаемым с этимпосторонним или с компанией, где он работает». Взятки порождают конфликт интересов взяткополучателя и организации, в которой он служит. Это лицо несет фидуциарную ответственность перед своей компанией (Лица, несущие фидуциарную ответственность, занимают должности, требующие доверия другого лица, в данном случае — организации. Фидуциар должен осуществлять все права и полномочия, принадлежащие организации, во благо этой организации.). Взятки создают частный интерес, который, вполне вероятно, вступит в конфликт с интересом организации. Чаще всего взятки используют для того, чтобы обеспечить сбыт, проникнуть на новые рынки, изменить государственную политику или избежать ее воздействия. Мы говорим не о взятках, предлагаемых сотрудникам таможенных служб, чтобы облегчить таможенный досмотр ввозимых товаров. Такие «смазочные» платежи являются формой благодарности за выполнение услуг, которые в ряде стран по традиции остаются платными.
Хотя в приглашении проституток и платежах наличными легко усмотреть взятки, порой бывает крайне трудно установить намерения людей, делающих подобные подарки. Иногда подарки являются знаками обычной вежливости. Иногда их преподносят, чтобы оказать влияние на деловые решения, которые могут быть приняты когда-нибудь в будущем. По всей вероятности, ключевое значение имеют вопросы о намерении стороны-дарительницы и реакции, ожидаемой ею от принимающего подношение лица. Если подарок сделан с целью воздействия на чье-то поведение — это взятка. Если подарок, независимо от намерений дарителя, оказывает влияние на поведение того, кто его принял, то он также действует как взятка. Если же подарок не влияет на будущее поведение принявшего его человека, то он не срабатывает как взятка. Впрочем, отсутствие воздействия или влияния порой трудно доказать.
На основе известной нам информации о деле Goldenberg Company можно предположить, что одно или несколько должностных лиц кенийского правительства имели от этой компании «откаты». Компания получала деньги, не предоставив документов, которые подтверждали бы факты отгрузок золота или драгоценных камней ее контрагентам. Кроме того, стимулирующая продажи премия в размере 35% представляется необычайно высокой. А то, что ее одобрил вице-президент Саитоти, делает его главным подозреваемым.
Принуждение
Принуждение — это управление людьми и компания посредством силы или угрозы. Это понятие определяют как «принуждение силой, оружием или угрозой... Принуждение может быть физическим, или реальным, — в тех случаях физическую силу применяют, чтобы вынудить человека совершить какие-то действия против его воли, либо имплицитным, или легальным, — например, когда одну сторону средством ее подчинения другой стороне, заставляют сделать то, что она по своей доброй воле отказалась бы делать»
Силой зачастую является угроза применения административных мер в отношении более слабой стороны, например угроза отказа в продвижении по службе, увольнения или очернения лица, работающего в определенной сфере. Человека могут принуждать совершать действия, которые противоречат его личным убеждениям. Принуждение может быть применено и по отношению к компаниям — например, фирму, занимающуюся розничной торговлей, могут заставить продавать определенные продукты, для того чтобы получать другие, более нужные ей продукты.
В литературе описан случай с отравлением больных лекарственным средством тайленол. Этот случай представляет собой, по-видимому, пример принуждения. Тайленол отравили, чтобы нанести ущерб компании путем подрыва ее репутации и принуждения ее к дополнительным огромным расходам, с которыми было сопряжено решение этой проблемы. Конкретный виновник случившегося и его подлинные мотивы остаются неизвестными. Следует отметить, что впоследствии предпринято несколько подобных отравлений с целью причинения вреда конкретным лицам.
Специфической формой принуждения можно считать вымогательство. Веласкес дает следующее определение вымогательства:
Обман (введение в заблуждение)
Обман — это манипулирование людьми и фирмами посред­ством предоставления им ложной информации. Обман — это «акт введения в заблуждение, умышленное введение в заблуж­дение лживыми словами или обманными действиями…Сознательно сделанное заведомо ложное заявление либо демонстрация, прямо или косвенно относящиеся к имеющимся или к прошлым фактам.» Введение в заблуждение включает в себя искажение либо фальсификацию данных исследований или отчетности, недобросовестную рекламу или заведомо ложное представление продуктов. Обманом также является предоставление искаженных данных об издержках, не соответствующие реальности оценки эксплуатационных качеств продукта и ложные сведения о финансовом состоянии компаний. Понятие «обман» охватывает широкий круг деяний компаний – от мелкой лжи, которая, возможно, не причинит особого вреда, до изощренных схем обмана, способных привести к крупному экономическому или физическому ущербу, включая гибель людей.
Случаи с ремонтными работами в автосервисе – классический пример введения в заблуждение. Работавшим в компании автослесарям были предложены такие экономические стимулы, которые способствовали бы увеличению продаж запасных частей. Поэтому они настоятельно рекомендовали производить многочисленные замены частей, которые на самом деле не нуждались в ремонте. Клиентов вводили в заблуждение, и они соглашались на выполнение большего объема ремонтных работ, чем требовалось их автомобилям.
Воровство
Воровство – это присвоение человеком того, что ему не принадлежит на правах собственности. Д. Нолан и Ж. Нолан-Хейли определяют воровство как «акт кражи; присвоение собственности без согласия её владельца». Определение не относится к собственности, потерянной вследствие конкуренции, когда игру ведут с укорененными в культуре экономическими правилами. Однако, если собственность утрачена в результате изменения правил, её потерю считают воровством при соблюдении одного из следующих условий:


  • не было возможности предпринять действия, которые со­ответствовали бы новым правилам;

  • было невозможно своевременно предвидеть возникнове­ние новых правил, с тем, чтобы подчиниться им до утраты собственности.

Понятие «воровство» также охватывает широкий круг нарушений этики. Собственность может быть материальной или интеллектуальной. К воровству относятся и такие сделки, при которых какое-либо лицо использует информацию, полученную благодаря своему привилегированному положению, как собственность. Воровством следует считать и подделку продуктов, и манипулирование ценами, и использование информации, являющейся собственностью какой-либо компании, в интересах другой фирмы. Такую информацию можно получить через несанкционированный доступ к компьютерам и программам компании, владеющей информацией на правах собственности. Сговор нескольких сторон в отношении цен приводит к во­ровству, потому что поддерживает сильно завышенные цены и таким образом лишает покупателей денег, которые они не должны были платить для совершения конкретных покупок. Нечестность при заключении и соблюдении контрактов также приводит к воровству. Обманутая сторона теряет нечто ценное, причём этой ценности ее лишают без ее согласия. Аналогично обман покупателей или продажа им несуществующих товаров лишает их какой-то ценности, так же как и несправедливое установление цен.
Несправедливая дискриминация
Несправедливую дискриминацию определяют как «необъективное отношение к людям из-за их расовой принадлежности, возраста, пола, национальности или вероисповедания либо отказ людям в предоставляемых другим привилегиях по указанным причинам... Это неспособность относиться ко всем людям одинаково в случаях, когда между теми, кому благоприятствуют, и теми, кому отказывают в благожелательном отношении, нельзя найти обоснованного различия». Мы называем такое явление несправедливой дискриминацией, которая отличается от дискриминации, обоснованной рациональными критериями, совершенно приемлемыми для большинства. Людей принимают на работу на основании их квалификации и платят им заработную плату в соответ­ствии с тем вкладом, который они вносят в деятельность организации. Несправедливая дискриминация имеет место, когда одному человеку или категории лиц отдают предпочте­ние перед другими на основании критериев, не имеющих отношения к деятельности. Ключевым фактором при определении несправедливой дискриминации являются применяемые критерии. Имеют ли они непосредственное отношение к требованиям, предъявляемым конкретной работой или функцией?
Веласкес отмечает, что несправедливая дискриминация в области занятости включает три основных элемента.
1. Решение, принятое против одного или нескольких ра­ботников (или потенциальных работников), не основано на личных достоинствах этих лиц.
2. Решение обосновано исключительно или отчасти расовы­ми или половыми предрассудками, ложными стереоти­пами либо какими-то иными морально неоправданными убеждениями.
3. Решение (или ряд решений) оказывает вредное или от­рицательное воздействие на интересы работников.

Несправедливая дискриминация имеет место в тех случаях, когда человеку отказывают в работе, продвижении по службе или в иных благах из-за его расовой принадлежности, пола ни вероисповедания. Эти критерии не имеют отношения к принятию решений, касающихся найма, продвижения по службе или распред-я благ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: