Предмет философии, ее место и роль в культуре человечества




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

Для студентов очного обучения

Всех направлений

Пенза 2014


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет» (ПГУ)

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Методические указания

для студентов очного обучения

всех направлений

 

 

Под редакцией В.П. Кошарного, В.Н. Бабиной

 

Пенза

Издательство ПГУ


 

УДК 1 (075)

ББК 87я7

Ф 56

 

Рецензент

Кандидат философских наук, доцент кафедры «История и философия»

Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

Погодин М.В.

 

 

Составители:

В.Н. Бабина, В.П. Кошарный, О.А. Мартынова, В.И. Носов, А.А. Парменов, О.В. Попова, Е.В. Хлопотова

 

Философия: методические указания для студентов очного обучения всех направлений / под общ. ред. д.ф.н., проф. В.П. Кошарного, к.ф.н., доц. В.Н. Бабиной. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 175с.

 

Содержатся все дидактические единицы, необходимые для успешного освоения дисциплины «Философия». Вместе с рабочей программой методические указания определяют содержание и структуру дисциплины, последовательность изучения отдельных тем курса, а также необходимые материалы для подготовки и работы на семинарских (практических занятиях), выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, подготовки к зачету и экзамену.

Методические указания подготовлены на кафедре философии и предназначены для студентов очного обучения всех направлений.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Постоянное освоение философии – необходимое звено современного образовательного процесса в высшей школе. Актуальность изучения бакалаврами философии обусловлена нарастанием сложности общественной жизни, развитием и усложнением методов научного познания и практической деятельности. Философия формирует мировоззренческую и методологическую культуру будущих специалистов, дает им наиболее обобщенные представления о мироздании и месте в нем человека, является фундаментом всех других общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин, вооружает методологией познания и практически-преобразовательной деятельности.

Решая вопросы бытия, познания, смысла жизни человека, природы общественной жизни и общественного идеала, профессиональной морали, философия дает возможность студентам не только сформировать основы научного мировоззрения и профессиональной культуры, но также позволяет обрести основу для осознанной жизненной позиции и практического действия. Таким образом, изучение философии – это освоение ее содержания, формирование ценностно-ориентирующего мировоззрения и методологической культуры, обеспечивающих успех в последующей профессиональной деятельности. Выполняя в пространстве духовной культуры социума две главные функции – мировоззренческую и методологическую, – философия, в конечном счете, выступает незаменимой «школой жизни» и «школой мышления».

Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Работа студентов по изучению философии складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в семинарских (практических) занятиях, самостоятельная работа с учебной и научной философской литературой, выполнение творческих заданий. Семинарские занятия могут проводиться с использованием активных методов обучения, в частности, в форме деловых, эвристических игр, дискуссий, конференций, круглых столов и т.п. Каждый студент должен готовиться к каждому семинарскому занятию на основе указаний преподавателя и в соответствии с настоящим учебно-методическим пособием. Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения философии, важнейшим путём приобретения и углубления знаний, незаменимым средством развития мышления. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются: регулярность, целенаправленность, последовательность, практичность, критицизм. Для успешного выполнения самостоятельной внеаудиторной работы рекомендуется обращаться к методическому пособию: Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. «Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин». Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009. Творческие задания предназначены для развития творческого, нестандартного мышления, для углублённого освоения отдельных тем курса.

Планы семинарских занятий призваны способствовать успешному и эффективному изучению студентами предмета, углубленному его пониманию. Широкий круг источников, предлагаемый студентам, позволяет не только расширить эрудицию, но и проникнуть в содержание философских проблем во всей их специфичности.

С учетом требований, предъявляемых ГОС к организации учебного процесса, пособие включает в себя задания разного уровня сложности. Освоение базового уровня обеспечивает получение студентами знаний, умений и навыков, соответствующих обязательному минимуму содержания по дисциплине «философия». Усложненный уровень отличается повышенными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам студентов. Он не ограничивается простым воспроизведением знаний, а предполагает самостоятельное продумывание заданий, применение полученных теоретических знаний к конкретным ситуациям, решение нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинаций методов решения, в непредсказуемо изменяющейся ситуации.

Вопросы и задания усложненного уровня отмечены знаком *.

Для более успешного освоения материала студентам предлагается следующая последовательность подготовки темы:

1. Внимательно ознакомиться с содержанием плана семинарского занятия.

2. Прочитать конспект лекции.

3. Познакомиться с соответствующими разделами учебных пособий.

4. Прочитать рекомендуемую по теме литературу и составить конспект прочитанного.

5. Провести самоконтроль через соответствующие вопросы.

6. Составить план изложения ответа на каждый вопрос плана занятия.

Во избежание механического переписывания материала рекомендованной литературы необходимо: представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; провести сравнение различных философских концепций по каждой проблеме; отметить практическую ценность данных философских положений; для усложненного уровня - аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: владеть наличием целостного представления о картине мира, ее научных основах; владеть знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире, способности ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт; способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владение культурой мышленияи т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.


Тема 1

Предмет философии, ее место и роль в культуре человечества

Теоретические вопросы семинара

1. Понятие мировоззрения, его структура. Социально-исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

2. Предмет, основные разделы и функции философии.

3. Философские направления, течения, школы, учения: виды классификаций.

4. Проблема соотношения философии, науки, религии, искусства. Место философии в системе знаний.

Методические указания

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо обратить внимание на определение основных понятий темы. Раскройте содержание понятия мировоззрение, отметьте, что оно имеет не врожденный характер, а приобретается человеком в течение жизни. Перечислите наиболее значимые факторы, влияющие на формирование мировоззрение человека. Ответьте, кто является субъектом мировоззрения, кратко охарактеризуйте каждого из них. Проанализируйте структуру мировоззрения, уделив внимание уровням и элементам мировоззрения. Затем разберитесь в различных подходах к классификации типов мировоззрения: по субъекту, по полноте, по генезису и т.д. Подробно рассмотрите социально-исторические типы мировоззрения. Дайте определение мифологии, религии и философии, покажите причины возникновения каждого типа мировоззрения, его характерные черты и значение для человечества. В заключение покажите, что появление философского мировоззрения носило закономерный характер.

Второй вопрос начните с определения философии как универсальной и целостной формы человеческого духа и рационально-теоретической формы самосознания эпохи, ее культурно-духовных ценностей. Выделите «вечные проблемы» в содержании философии.

Покажите особенности, выражающие специфику философского знания. Дайте определение предмета философии и расскажите об историческом изменении предмета (круга вопросов) философии, а затем переходите к современному представлению о предмете философии.

Выделите структуру (сферы, или области) философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия, история философии. Охарактеризуйте каждый из разделов, выделив основные вопросы и способы их решения.

Раскройте суть основных функций философии: мировоззренческой, методологической, гносеологической, аксиологической, этической, эстетической, логической, прогностической, праксиологической, критической (критически-рефлексивной), гуманистической, воспитательной.

В третьем вопросе укажите основные принципы классификации философских учений. Проведите различие между философским направлением, философским течением, философской школой, философским учением. Обратите внимание на то, что философия как развивающаяся целостность знания, включает в себя многообразие системных образов мира.

Далее рассмотрите рационально-духовное единство и культурно-историческое многообразие философских учений. Теизм, деизм, пантеизм, атеизм, натурализм как метафизические ориентиры философского мышления. Монизм, дуализм, плюрализм как онтологические принципы построения философских систем и как формы самоорганизации знания.

Охарактеризуйте основные направления философии: материализм и идеализм как отражение в формах философских систем основного противоречия между миром идеальным, умопостигаемым и миром материальным. Объективный и субъективный идеализм: теоретические трудности на пути их обоснования. Объективный и субъективный материализм. Наивный реализм, естественнонаучный и философский материализм. Стихийный материализм, вульгарный материализм. Метафизический и диалектический материализм.

Проведите различия между диалектикой и метафизикой как философским отражением противоречий вечного и временного, статичного и динамичного в универсуме. Диалектика объективная и субъективная, идеалистическая и материалистическая. Критическая и негативная диалектика. Трагическая и экзистенциальная диалектика. Диалектика метафизики и метафизика диалектики.

Познакомьтесь с основными гносеологическими течениями: рационализмом и эмпиризмом как логическими ориентирами философского сознания. Иррационализм как внелогическая ориентация философии. Объективизм и субъективизм как формы гносеологической ориентации философии.

В заключении дайте определение другим философским течениям, школам: реализм, номинализм концептуализм, догматизм, релятивизм, скептицизм, агностицизм, экзистенциализм, сциентизм, позитивизм, механицизм, технократизм, экономизм и др.

В четвертом вопросе необходимо показать место философии в системе знаний. Для этого установите соотношение философии, религии и искусства; философии, здравого смысла и обыденного сознания.

Покажите, что философия является особой формой общественного сознания. Расскажите об исторических типах взаимоотношений философии и науки. Идеал научной философии в европейской философии. Философия как наука логики (Аристотель, Гегель). Философия как учение о методе.

Далее определите соотношение философии, образования, политики, права, морали. Покажите на примерах, что философия является формой самовоспитания целостной личности и логическим средством развития теоретических способностей человека. Образы мудреца, философа, ученого, специалиста в философии. В заключение сделайте вывод о месте и роли философии в жизни отдельного человека и в духовной культуре человечества.

Практические задания

1. В повседневной жизни слово «философия» употребляется в самых разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания, взятые из художественной, публицистической литературы. Определите, в каких значениях употреблено слово «философия» в каждом из этих контекстов.

а) «У меня философия такая: жить, никому не мешая».

б) «Брось заниматься самоанализом, все это - философия!»

в) «Наша философия — это философия мира и международного сотрудничества».

г) «Все это - философия, а нам нужны конкретные предложения».

д) «Развели здесь философию, а вопрос-то простой и ясный...».

е) «Граф - человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать».

2. Какие из перечисленных вопросов являются философскими? Ответ аргументируйте.

а) В чем смысл существования человека?

б) Каковы пути разрешения экологического кризиса?

в) Возможны ли небелковые формы жизни?

г) Что есть истина?

д) Как решить продовольственную проблему человечества?

е) В чем сущность гравитации?

ж)Возможно ли создание искусственного интеллекта?

з) Расширяется ли Вселенная?

и) Что такое свобода?

к) В какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

3. Какие из приведенных ниже суждений относятся к философским?

а) Всякое явление причинно обусловлено.

б) Вечный двигатель невозможен.

в) Цель оправдывает средства.

г) Количество энергии в замкнутой системе сохраняется.

д) Все элементарные частицы должны иметь структуру.

е) Жизнь есть способ существования белковых тел.

ж)Мир познаваем.

з) Бог существует.

и) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.

к) Все материальные объекты имеют энергию.

4. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж)конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

5. Какие из приведенных суждений могут принадлежать только материалисту? *

а) Законы природы создаются мышлением человека.

б) Бог не существует.

в) Мир существует вне сознания людей.

г) Тела состоят из атомов.

д) Сознание есть свойство, продукт материи.

е) Основой мира является мировой разум.

ж)Бытие определяет сознание.

з) Все действительно разумно.

и) Материя существует независимо от какого бы то ни было сознания.

к) Материя и сознание — две основы бытия.

6. Выделите в упражнении № 5 суждение, которое может принадлежать только дуалисту*.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений правильны.

а) Если мысль истинная, то она материалистическая.

б) Если мысль материалистическая, то она истинная.

в) Если мысль идеалистическая, то она ложная.

г) Если мысль ложная, то она идеалистическая.

д) Истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук - это различные приборы, у кибернетиков, математиков - это вычислительные устройства, у социологов - это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой.

Найдите ошибку в этом рассуждении*.

9. Верно ли, что философия изучает общее, а другие науки частное?

10. Верно ли, что философия изучает абстрактное, а другие науки конкретное?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: