Различают три традиции в объяснении маргинальности:
Культурная маргинальность - в ее основе - взаимодействие двух ценностно-нормативных систем культур, нередко конфликтующих между собой результате у индивида возникает неадаптированность, неопределенность статуса и роли, двусмысленность ситуации.
Маргинальность социальной роли - возникает: в случае неудачной попытки вхождения в положительную референтную группу; членство в группах, определяемых как маргинальные (некоторые профессиональные группы, например, целители) пребывания в роли, которая находится между двумя смежными ролями, социальные группы, которые функционируют за пределами социальной организации (например, цыгане, бездомные и т.д.).
Структурная маргинальность - социальные группы, которые потеряли свои права и возможность их реализации или находятся в несколько худших условиях, вследствие политического, экономического и социального неравенства.
Рассмотрим более подробно структурную маргинальность, основы исследования которой заложены европейской традицией.
Структурная маргинальность характеризует две разные позиции индивида или социальной группы в социальной структуре общества Это или промежуточная позиция между структурным элементами, или низкая в социальной и иерархии В структурной маргинальности различають маргинальность - переходность и маргинальность – периферийность.
Маргинальность, которая понимается как переходность - это состояние на грани, возникающее в процессе перехода индивида из одного социального статуса к другому Обязательно предусматривается, что это не просто переход, а состояние незавершенности этого перехода, пребывания на границе двух статусов При этом индивид остается полноправным элементом социальных отношений. Маргинальность - переходность возникает как следствие:
- процессов социальной мобильности, не связанных со структурными изменениями в обществе;
- процессов перехода от сложившейся социальной структуры общества к новой.
Этот тип структурной маргинальности можно характеризовать как с деструктивной, так и конструктивной позиции.
Маргинальность - периферийность характеризует пребывания в низкой позиции в социальной иерархии или за пределами (на границе) функционального центра системы социальных связей, предполагает потерю социальных связей. Нисходящая социальная мобильность образует социальные группы "на краю" социальной структуры. Для таких элементов в социологии используют понятие: "низший класс "," аутсайдеры", «деклассированные».
Процесс маргинализации сопровождается потерей личностью идентификации с определенной социальной группой и изменением социально-психологических ориентаций. Это предопределяет социальные перемещения определенной части индивидов. Однако "вхождение" в новую социальную группу происходит не мгновенно, иногда - это долговременный процесс. У индивида формируется субъективная самооценка собственных возможностей в зависимости от самооценки ситуации; определяется стратегией поведения. Исследование разнонаправленных стратегий поведения позволило выделить три типа потенциальной маргинальности.
Первая группа - консервативная (и, стабилизируется). Члены этой группы ориентируются на сохранение собственного социального статуса, в частности профессионального. Такой группе присуща нулевая потенциальная маргинальность.
Вторая группа - ориентированная вниз. Индивиды готовы к понижению статуса, к выполнению менее квалифицированного труда Такая потенциальная маргинальность отмечается минусовым значением.
Третья группа – прогрессивная. Индивиды ориентированы на позитивные изменения, на повышение социального статуса. Они выбирают новую профессию более квалифицированную и высокооплачиваемую. Это - потенциальная маргинальность с положительным значением.
Каждой группе соответствует своя стратегия поведения. Первой - стратегия стабилизации, а второй и третий - противоположно направленные стратегии. Соответственно - стратегия снижения и повышения статуса, влияют на всю социальную структуру общества и на общее направление и интенсивность социальных перемещений, характер стратификации и степень маргинализации общества.
В маргинальности различают естественную, связанную со спонтанной социальной мобильностью. Она присуща всем обществам и, как правило, не затрагивает основы существующей стратификационной системы. В отличие от нее, искусственная маргинальность имеет принудительный характер и сопровождается снижением социального статуса целых социальных групп и слоев, вызывает значительные разрушения традиционных социальных сообществ, дезинтеграционные процессы в социальной структуре превращают общество в аморфную массу, "атомизированных" индивидов, в основе которой радикальные общественно-экономические и политические изменения. Такой тип можно определить как экстремальный, когда индивиды или группы лишаются своих традиционных социальных позиций, вызвано войной, революцией, структурными сдвигами в экономике и технологии и т.п.
В зависимости от объекта маргинализации различают: этномаргинальность, что возникает вследствие миграций в чужую этническую среду; социомаргинальность, связанную с незавершенностью перемещения социальных групп; экономическую маргинальность, вызванную потерей работы и бывшего материального благополучия; политическую маргинальность, обусловленную потерей общепринятых политических норм и ценностей политической культуры; религиозную маргинальность как следствие отказа от традиционных конфессий.