Ожидаемые результаты освоения учебного модуля




В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: гносеология, эпистемология*, познание, обыденное познание, научное познание, агностицизм*, скептицизм*, знание, субъект познания, объект познания, предмет познания, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, мышление, язык, иррациональное познание, интуиция, воображение, относительная истина, абсолютная истина, объективная истина, практика.

2. Структуру познавательного процесса.

3. Основные проблемы гносеологии.

4. Основные гносеологические учения по проблеме познаваемости мира?

5. Диалектику субъектно-объектных отношений в процессе познания?*

6. Виды познания.

7. Специфику объекта и субъекта познания в социальном и естественнонаучном познании?*

8. Основные этапы познавательного процесса.

9. Средства познания и их роль в познавательной деятельности человека.

10. Соотношение рационального и иррационального в процессе познания.

11. Значение мышления, языка, интуиции и воображения для познавательного процесса.

12. Особенности чувственного и рационального познания.

13. Формы чувственного и рационального познания.

14. Основные концепции истины*.

15. Основные критерии истинности знания.

16. Роль практики в познании.

17..Основные формы практики.

УМЕТЬ:

1. Выделять субъект и объект познания.

2. Сравнивать чувственное и рациональное знание.

3. Анализировать понятия «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина».

4. Подтверждать примерами критерии истины.

5. Применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям.

6. Использовать знания модуля в дальнейшей учебно-теоретической, научной и профессиональной деятельности.

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Навыком аргументации своих предположений и умозаключений.

3. Навыком решения нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинаций методов решения, в непредсказуемо изменяющейся ситуации.


Тема 12

Философия науки

Теоретические вопросы семинара

1. Понятие науки. Периодизация истории науки.

1.1. Существенные черты и признаки науки. Научное и вненаучное знание.

1.2. Основные периоды в развитии науки. Научные революции и смены типов рациональности.

2. Уровни, формы и методы научного познания.

2.1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их особенности.

2.2. Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания.

2.3. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания.

3. Этические проблемы науки.

Методические указания

Приступая к изучению первого вопроса, обратите внимание на специфику научного познания. Дав определение науки, подчеркните, что оно многозначно (наука как деятельность, знание, академическая система, социальный институт и НТР). Внимательно рассмотрите вопрос о критериях науки, имея в виду, что последние видоизменяются в ходе исторического развития науки. Назовите черты, свойственные современному научному познанию. Укажите, что необходимым признаком науки является наличие теоретического базиса и направленного систематического эксперимента. Далее остановитесь на структуре (естественнонаучное и гуманитарное знание) и основных функциях науки (описание, объяснение, предсказание). Особое внимание уделите вненаучному знанию, сравнив его с научным. Охарактеризуйте лженаучное, паранаучное, квазинаучное, псевдонаучное знание. В заключении сделайте вывод о роли научного знания в системе мировоззренческих ориентиров человека.

Затем переходите к характеристике основных этапов исторического развития науки. Укажите, что в развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и науки в собственном смысле слова. Покажите, что исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии науки стало формирование технических наук как своеобразного опосредствующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем – становление социальных наук. Отметьте что, как социальный институт наука начала оформляться в эпоху Нового времени. А затем выделите этап становления науки как особого типа производства научных знаний, включающего многообразные объединения ученых, в т. ч. и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. Далее рассмотрите концепцию развития науки Т. Куна. Расскажите об этапе «нормальной науки» и научной революции. Выявите причины, которые способствуют нарушению «нормальной науки» и приводят к научной революции. Выясните, в каком отношении, с точки зрения Т. Куна, находятся между собой научные знания, разделенные научной революцией. Назовите наиболее общие виды научных революций в истории науки. Определите хронологические рамки научных революций. Рассмотрите понятие научной рациональности. Охарактеризуйте каждый из типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический) и укажите, как связаны между собой научные революции и смена типов научной рациональности.

При подготовке второго вопроса отметьте, что в структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни, которые различаются между собой по целому ряду параметров. Выделите основные черты эмпирического и теоретического познания, покажите их взаимосвязь. Укажите, что основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. К знанию теоретического уровня, прежде всего, относится теория. Обратите внимание на то, что на эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур.

Особое внимание обратите на специфику форм научного познания (факт, проблема, гипотеза и теория). Характеризуя факт, укажите разницу между фактами действительности и научными фактами. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. Этап зарождения новых знаний, который имеет активный, поисковый характер, связан с гипотезой. Это также начальный этап становления научной теории. Гипотеза должна удовлетворять определенным требованиям. К числу таких требований относятся релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота. Выдвижение новых гипотез и их обоснование представляют очень сложный творческий процесс, в котором решающую роль играют интуиция и научная квалификация ученого. Какого-то определенного алгоритма в этом деле не существует. Общеизвестно, что большая часть научного существует в форме гипотез.

Наиболее адекватной формой научного познания, системой достоверных, глубоких и конкретных знаний о действительности, которая имеет строгую логическую структуру и дает целостное, синтетическое представление о закономерностях и сущностных характеристиках объекта является теория. Теория дает возможность понять объект познания в его внутренних связях и целостности, объясняет многообразие существующих фактов и позволяет предвидеть новые, еще неизвестные, прогнозировать поведение систем в будущем. Различают описательные теории, в которых осуществляется описание и систематизация обширного эмпирического материала, математизированные теории, в которых объект выступает в виде математической модели и дедуктивные теоретические модели. По степени точности предсказаний теории бывают детерминистские и стохастические. Первые отличаются точностью и достоверностью предсказаний, но, в силу сложности многих явлений и процессов в мире и наличия значительной доли неопределенности, применяются редко. Стохастические теории дают вероятные предсказания, основанные на изучении случайностей. Теории естественнонаучного типа называют позитивными, поскольку их задачей является объяснение фактов. Если же теория ставит своей целью не только объяснение, но и понимание объектов и событий, её называют нормативной. Она имеет дело с ценностями, которые не могут быть научными фактами в классическом смысле этого слова. Поэтому часто высказываются сомнение в научном статусе философских, этических, социологических теорий.

Продолжая знакомство со структурой научного знания, дайте определение методологии и изучите методы эмпирического и теоретического познания. Изучите основные подходы к классификации научных методов. Покажите ограниченность и преимущества тех или иных групп методов. Выясните, чем должен руководствоваться исследователь при выборе научных методов для своего исследования.

Изучая структуру научного познания, следует познакомиться с основаниями науки, которые включают идеалы и нормы исследования, научную картину мира, философские основания.

Рассматривая третий вопрос, необходимо почему в современной науке возрастает роль ценностных и этических оснований научной деятельности. Необходимо отметить, что во второй половине XX века ставится под сомнение безусловность и восходящего к просветителям представления о научном знании как о социальном благе, и столь значимой для европейской культуры ценности, как свобода научного поиска (во многих государствах, включая Россию, соответствующая норма закреплена в Конституции). Проследите исторические этапы становления и развития этики науки, начиная с 1947 года. Обозначьте основные направления этических исследований, связанных с научной деятельностью. Подчеркните также, что к проблематике этики науки относится и моральная оценка собственно познавательной деятельности, ее мотиваций и организации в науке. Для характеристики этой проблематики принято использовать термин «этос науки», введенный Р. Мертоном. Он понимал под этосом тот комплекс ценностей и норм, который воспроизводится в науке и принимается учеными. Обратите внимание что, в последнее время объектом исследований этики науки стали моральные проблемы, касающиеся не только проведения исследований, но и других сторон деятельности ученого – публикации результатов, консультирования и участия в экспертизах и т. п.

В заключении сделайте вывод о том, что в современном мире возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный этических проблем мира искусственного.

Практические задания

1. Каковы специфические особенности науки, отличающие её от обыденного познания, искусства, философии, религии?

2. Рассматривая критерии научности знания, В. В. Ильин выделяет среди них универсальные критерии – непротиворечивость, проверяемость, рациональность, интерсубъективность, воспроизводимость опытных данных; исторически преходящие критерии или нормативы, которые задают рациональные образцы и требования к гипотезам,картинам мира, логическим допущениям, способам доказательства и т. п., которые ориентированы на принятые в исследовательских культурах и программах идеалы знания, стиль мышления ученых и т. п.; и наконец, третью группу критериев, относящуюся к узкодисциплинарным областям знания, в которых выделены специфические требования для логико-математических, естественных, технических, гуманитарных и т. д. наук. Приведите примеры, иллюстрирующие эту типологию критериев, опираясь на изученные вами науки.

3. Рассмотрите предложенные ниже определения науки. Дайте оценку каждому из них и укажите, какой аспект науки на­шел внем отражение.

а) Наука – это система знаний, накопленных человечеством.

б) Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленнаяна познание и преобразование объективной реальности.

в) Наука – это форма духовного производства знаний.

г) Наука – это совокупность организаций и учреждений, в которых осуществляется познание действительности и практическое воплощение полученных знаний.

д) Наука – это форма общественного сознания.

е) Наука – это одна из производительных сил общества.

4. О какой науке идёт речь в приведённом ниже отрывке? Вставьте пропущенное слово, обозначающее эту науку.

Рождение _________принято связывать с именем Норберта Винера. Она рассматривает управляемые системы не в статистическом состоянии, а в их движении и развитии. Рассмотрение систем в движении коренным образом меняет подход к их изучению. _______рассматривает не изолированные системы, а системы, взаимодействующие друг с другом.

5. Сколько этапов выделяют в развитии науки? К какому этапу развития науки относятся слова немецкого физика В. Гейзенберга: «Энергия может превращаться в движение, теплоту, свет и электрическое напряжение, ее можно считать причиной всех изменений в мире»?

6. Из предложенного списка выделите науки о человеке и обществе:

а) экономическая география;

б) археология; геология;

в) логика; филология;

г) физическая география;

д) языкознание;

е) ботаника;

ж) культурология;

з) океанология;

и) эргономика;

к) гигиена.

Что вы знаете об этих науках?

7. О каком научном открытии идёт речь? Вставьте пропущенное слово, означающее новый научный термин.

8. Современник великого И. Ньютона и его соотечественник физик Р. Гук, интересуясь оптикой, однажды решил рассмотреть под микроскопом тонкие срезы растений. Первый же взгляд открыл ему ажурные структуры, поразившие своей красотой и изяществом. В 1665 г. Гук представил в Королевское общество книгу «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших тел посредством увеличительных стекол» В ней он впервые употребил термин ________.

9. Как соотносятся между собой понятия «эмпирический» и «теоретический» и соответственно «чувственный» и «рациональный»?Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем,а рациональное – теоретическим?

10. «Поверхность Фобоса изрыта кратерами», покажите, что в этом суждении, которое констатирует эмпирическое наблюдение, содержатся элементы теоретического уровня познания.

11. Что является главной целью науки:

а) получение знаний о мире;

б) развитие техники;

в) повышение эффективности производства;

г) совершенствование нравственности.

12. Объявлялись ли в науке моратории на проведение опасных исследований*?

13. Кто стал впервые широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории*?

а) Ньютон

б) Галилей

в) Эйнштейн

14. Что означает термин «экстраполяция»*?

а) процедуру переноса знаний с одной предметной области на другую еще не изученную;

б) мысленное объединение составляющих элементов объекта;

в) фиксация информации;

г) мысленное расчленение целого объекта.

15. Опасность техники, по Хайдеггеру. Заключается в том, что она:*

а) создает ложное представление о мире;

б) закрывает другие пути усмотрения истины;

в) вытесняет человека из его онтологической ниши;

г) противоречит сущности.

16. Какое из приведенных ниже определений понятия «факт» правильно?

a. Факт – это предложение, фиксирующее эмпирическое знание.

б) Факт – это фрагмент действительности, попавший в сферу познания субъекта.

в) Факт есть относительно целостная система элементов бытия.

г) Факт – это группа относительно устойчивых ощущений и восприятий субъекта.

д) Факт – это явление материального или духовного мира, ставшее достоверным достоянием нашего сознания.

17. Является ли гипотеза формой научного знания? Ведь гипотеза – это только предположение, а это значит, что она не есть истинное знание. Но наука – это система объективно истинного знания. Таким образом, гипотеза– это не форма научного знания.Согласны ли вы с таким рассуждением?

18. Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории?

а) системность; б) непротиворечивость; в) обоснованность; г) целостность; д) простота; е) проверяемость; ж) принципиальная опровержимость; з) способность к предсказанию новых явлений; и) объективная истинность; к) рациональность; л) объяснительная сила; м) формализованность; н) строгость; о) завершенность.

19. Выделите среди указанных ниже методов познания такие, которые

а) относятся только к теоретическому уровню;

б) применяются только на эмпирическом уровне;

в) используются как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании.

а) наблюдение; б) индукция; в) дедукция; г) измерение; д) сравнение; е) эксперимент; ж) анализ; з) идеализация; и) абстрагирование; к) формализация; л) аксиоматизация; м) системный анализ; н) моделирование; о) аналогия; п) синтез; р) восхождение – от абстрактного к конкретному.

20. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 суток. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеванием сердечно-сосудистой системы.

Какой метод научного познания использован в данном исследовании? Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.

21. Как вы понимаете следующее высказывание К. Поппера: «Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана до последних штрихов в лаборатории?*

22. Начиная с Ф. Бэкона и И. Ньютона наука в течение более чем трех столетий была источником силы и прогресса человечества. С ней связывали надежды на решение социальных, продовольственных и других проблем человечества. Однако во второй половине XX века все чаще возникают обвинения в адрес науки. В одном из докладов ЮНЕСКО наука представлена как «раковая опухоль на теле культуры», как главная опасность для материального и духовного существования людей, поскольку она разрушает традиции, опыт, глубоко укоренившиеся в культуре. М. Хайдеггер утверждает, что все, к чему прикасается наука, дегуманизируется, поскольку перманентная цель науки – покорение природы.

В какой мере оправданы эти обвинения по адресу науки? Аргументируйте свой ответ.

23. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987. С. 35).

Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: