Цели и формы межбюджетного регулирования в РФ




Содержание

Введение

1. Цели и формы межбюджетного регулирования в РФ

2. Система межбюджетных трансфертов в РФ: формы; федеральные, территориальные фонды межбюджетных трансфертов

3. Особенности и основные характеристики межбюджетных отношений на очередной финансовый год

Заключение

Литература

Приложения


Введение

 

Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения это означает обеспеченность бюджетными услугами.

На сегодняшний день в Российской Федерации выстроена достаточно эффективная система межбюджетных отношений: сформированы её основные принципы и механизмы, определена роль всех участников этих отношений, закреплены соответствующими нормативными документами полномочия органов власти, есть всё, что связано с финансовым обеспечением разграниченных полномочий - Бюджетным кодексом РФ на долгосрочной основе закреплены и доходные источники, и принципы формирования финансовой поддержки.

Актуальность выбранной темы обусловлена сложившейся ситуацией в межбюджетных отношениях в Российской Федерации. Имеющиеся на настоящем этапе межбюджетные отношения, являются достаточно слаженными и отработанными, но все еще имеются некоторые недостатки в различных видах трансфертов.

Проблема межбюджетных отношений в России является одной из наиболее сложных задач экономического развития страны. Несмотря на определённые достижения в регулировании финансовых взаимоотношений федерации и регионов, практика бюджетного регулирования субъектов РФ и муниципальных образований нуждается в дальнейшем совершенствовании. Межбюджетное регулирование регионов служит обеспечению бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения возложенных на них расходных полномочий.

межбюджетное отношение российская финансовый

Современное государственное устройство требует создания новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования являются объектом пристального внимания, как в теоретическом плане, так и при практической реализации принципов бюджетного федерализма в России.

Целью настоящей работы является исследование финансовых особенностей межбюджетных отношений на очередной финансовый год. В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

. рассмотреть межбюджетное регулирование в Российской Федерации.

2. изучить формы межбюджетных трансфертов.

. рассмотреть особенности межбюджетных отношений на 2011 год и плановый период 2012 и 2013.


Цели и формы межбюджетного регулирования в РФ

В федеративном государстве необходимо обеспечить баланс интересов между федерацией, её субъектами и местным самоуправлением. Такой баланс достигается за счёт разграничения полномочий, доходов и расходов между бюджетами разных уровней, а также обеспечение самостоятельности бюджетов разных уровней, т.е. бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование - воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных и устранение имеющихся диспропорций в развитии субъектов РФ и муниципальных образований путём перераспределения финансовых ресурсов бюджетной системы РФ. Выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, оно охватывает следующие явления:

. структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев.

2. принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами.

. порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.

Цель бюджетного регулирования - обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал.

В бюджетном регулировании используют следующие методы:

· распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему.

· установление собственных (постоянно закреплённых) доходов для каждого звена бюджетной системы.

· сбалансирование нижестоящего бюджета путём оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия).

· межбюджетное кредитование в виде бюджетного кредита.

Использование перечисленных методов зависит от конкретной модели, применяемой в целях бюджетного регулирования. Выделяют три основные модели бюджетного регулирования:

· "равенство условий"

· "равенство социальных стандартов"

· "равенство подхода"

 

Рисунок 1. Модели бюджетного регулирования

 

. "Равенство условий" - либеральная модель, которая базируется на том, что все территории независимо от каких-либо факторов, характеризующих их, находятся в равных условиях, т.е. имеют равные нормативы отчислений от регулирующих налогов и не получают трансферты из вышестоящего бюджета.

Данная модель наиболее проста в организации и дает наибольшие экономические стимулы для развития территорий - сверхдоходы не изымаются, плохое управление на местах наказывается низкими доходами, разграничение ответственности между уровнями власти предельно прозрачно.

. "Равенство социальных стандартов" - модель нормативного подхода. Обеспечение социальных стандартов является основной целью в нормативном подходе. Единые нормативы отчислений от налогов и стимулирование развития доходной базы на местах выступают как задача второстепенная, а потому зачастую вообще исчезают из модели. Для целей выравнивания не имеет значения, какие доходы получает территория, важно, чтобы расходные возможности оказались одинаковыми. Нормативный метод обладает набором недостатков, главный из которых - неспособность бюджета (ни федерального, ни региональных) обеспечить даже минимальные социальные стандарты.

. "Равенство подхода" - модель на базе индекса налогового потенциала. Она является средней между крайними вариантами: либеральной и нормативной моделями. С одной стороны, выравнивание бюджетной обеспеченности как цель здесь сохраняется. С другой стороны, равнозначной целью определено "равенство условий" для субъектов межбюджетных отношений. Равенство условий в отличие от либеральной модели обеспечивается не только и не столько едиными нормативами отчислений от налогов, сколько единством и объективностью подхода к определению размера финансовой помощи для конкретной территории.

Право выбора модели бюджетного регулирования остается за государством и его субъектами. Каждый регион самостоятельно определяется с целесообразностью форм и методов организации доходов, расходов и финансовой помощи.

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения опосредуют движение денежных средств в бюджет, выражая процессы его формирования, или, напротив, из бюджета, выражая процессы его распределения. Соответственно этому межбюджетные отношения могут быть двух видов:

· связанные с формированием бюджета - доходные бюджетные отношения.

· связанные с распределением бюджета - расходные бюджетные отношения.

1. Доходные бюджетные отношения. Государство, выступая в целом, является стороной всех доходных отношений бюджета, т.е. в тех бюджетных отношениях, которые возникают по поводу формирования доходной части бюджета.

В числе отношений можно назвать налоговые отношения: налоги поступают в бюджет, который является денежным фондом. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами собственных доходов являются:

. налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательствам Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

. неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

. доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

2. Расходные бюджетные отношения. Государство является участником (стороной) и тех меж бюджетных отношений, которые возникают в процессе распределения бюджета Российской Федерации. Они представляют собой расходные отношения этого бюджета и возникают между субъектом Российской Федерации, представленном в целом, и получателями бюджетных ассигнований и иных бюджетных средств (дотаций, субсидий, субвенций, кредитов, ссуд и т.п.)

Впервые понятие "расходные обязательства" было введено в бюджетное законодательство Российской Федерации Федеральным законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

Поскольку подавляющее количество расходных обязательств носит длящийся характер, т.е. без ограничения времени их действия либо при наличии конкретных сроков их исполнения, то это обстоятельство создаёт надёжную основу для бюджетного планирования не только на один финансовый год, но и на несколько лет вперёд.

С помощью законодательно установленного понятия "расходные обязательства" созданы понятные для правоприменения правовые основы формирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При разграничении доходов бюджета действуют:

. принцип территориального соответствия, предполагающий закрепление предоставления конкретной бюджетной услуги за тем уровнем власти, который может наиболее эффективно её обеспечить.

. принцип субсидиарности - означает долевое участие в финансировании услуг стимулирует общую заинтересованность в их получении.

Бюджет Российской Федерации финансирует расходы, связанные с выполнением функций и задач государства, направленных на укрепление обороноспособности страны, финансирование органов государственного управления, реализацию крупных стратегических программ.

 

Таблица 1. Распределение отдельных функциональных направлений расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Направление расходов   Бюджет  
  федеральный региональный местный
Общегосударственные вопросы + + +
Судебная система + + -
Национальная оборона + - -
Жилищно-коммунальное хозяйство - + +
Образование + + +
Сельское хозяйство и рыболовство + + +
Национальная экономика + + +
Высшее профессиональное образование + - -
Пенсионное обеспечение + - -
Транспорт и дорожное хозяйство + + +
Дошкольное, общее, начальное профессиональное образование, молодёжная политика и оздоровление детей   + +

 

За бюджетами субъектов Федерации закреплены в первую очередь расходы на социальную сферу. Региональные власти отвечают за общее среднее и дополнительное образование, осуществление учебного процесса и выплату заработной платы учителям в общеобразовательных школах, выплату адресных жилищных субсидий населению, организацию оказания специализированной медицинской помощи, обеспечение платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования, социальную защиту и социальное обслуживание населения.

Местные бюджеты согласно действующему законодательству обеспечивают решение вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования.

Но часть расходов (пенсионное обеспечение, здравоохранение) осуществляется из нескольких источников: бюджетов разного уровня и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов. Поэтому объем социальных расходов, финансируемых из нескольких уровней бюджетной системы, а также из государственных внебюджетных фондов, необходимо определять с учётом всех источников.

К одной из форм финансирования бюджетных расходов относится бюджетный кредит.

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита - проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Они проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: