Задачи регионального содержания в образовательной программе ДОО




Логоритмика

Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, физического обучения и развития.
Логоритмику музыкальный руководитель может использовать как самостоятельное направление в своей работе или как часть занятия.

Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
• Нормализация темпа и ритма речи
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха
• Развитие моторики, мимики, пантомимики
• Развитие дыхания
• Формирование правильного звукопроизношения и др.

Логоритмические занятия:
• способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств:
• развивают неречевые процессы — координацию движений, правильное дыхание, музыкальность;
• содействуют развитию: эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, общему физическому, сенсомоторной координации.

В занятия могут быть включены:
• пальчиковые игры
• речевые игры
• чистоговорки
• дыхательные упражнения
• упражнения на развитие зрительной памяти и слухового внимания
• упражнения на развитие внимания и чувства ритма
• упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
• пение
• игра на музыкальных инструментах
• музыкальная самостоятельная деятельность
• упражнения для развития творческой инициативы.

Педагог должен соблюдать основные педагогические принципы: последовательность, а также постепенное усложнение и повторяемость материала.

Игры для развития дыхания:
• Предложить детям подуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки, пускать мыльные пузыри.
• Игра на музыкальных инструментах: дудки, губная гармошка.
• Предложить поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками.
• На выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: «А! О! Ах! Ох! Ух!» и т. д.
• Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку.

Упражнения, активизирующие внимание и развивающие все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную):
• Под звучание бубна, погремушки или других муз. инструментов предложить: «На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно». Опираясь на этот пример, можно давать задания на движения и смену темпа, силу звучания и др.

В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Это позволяет создавать ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном.

Упражнения на ритмичность движений (дробный шаг):
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Упражнения на координацию речи с движением:
«Щетки»
Этой щеткой чищу зубы (имитация чистки)
Этой щеткой башмаки (наклоны вниз)
Этой щеткой чищу вещи (наклоны в стороны)
Все три щетки мне нужны (2 приседания).
«Кошка»
Кошка мышку увидала (дети становятся парами)
Подошла и так сказала (протягивают друг другу руки)
-Одиноко у старушки (хлопки)
Жить одной мне без подружки.
Знаешь что? Давай дружить! (кружение парами)
В гости будем мы ходить (хлопки).

Пальчиковые игры:
«Очки»: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
«Бабочка»: руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях.

Зарядка для губ:
«Веселый пятачок»:
1) губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка
2) сомкнутые вытянутые губы («пятачок») двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево,
3) «пятачок» делает круговые движения сначала в одну, затем в другую сторону.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Зарядка для шеи и челюсти:
«Удивленный бегемот» — отбросить резко вниз нижнюю челюсть.
«Зевающая пантера» — нажать двумя руками на обе щеки и произносить: «Вау. Вау», подражая голосу пантеры, затем зевнуть и потянуться.

Зарядка для языка:
«Жало змеи» — рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
«Конфетка» — губы сомкнуты, языком перемещаем конфетку, вправо-влево.
«Колокольчик» — рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ.

Упражнение для тренировки диапазона звучания:
«Чудо-лесенка»
Чудо-лесенкой шагаю, высоту я набираю
Шаг на горы, шаг на тучи
А подъем все выше-круче.
(Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса).

Сказка про Язычок
(Из книги: А. С. Анищенковой «Артикуляционная гимнастика»)
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка.
На лошадке по дороге
Скачет Язычок
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок.
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:»И – у! И – у! И – у!»
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Ля – Ля – Ля – Ля – Ля – Ля
Отдыхаем все, друзья!

Задачи регионального содержания в образовательной программе ДОО

При реализации задач регионального содержания необходимо:
- обеспечить взаимодополнение образовательных областей;
- применять деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. дети должны сами выбрать ту деятельность, в которой они хотели бы отобразить свои представления;
- создавать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры.

«Познавательное развитие»
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к родному городу (поселку).
2. Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Методы:
- Рассказывание сюжетных историй о жизни города (поселка), об архитектурных сооружениях.
- Стимулирование любознательности, самостоятельного поиска информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Вовлечение в игры-путешествия по родному городу, проведение экскурсий.
- Побуждение к творчеству на содержании освоенного краеведческого материала.

«Речевое развитие»
Задачи:
1. Овладение речью как средством культуры.
2. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
3. Ознакомление с региональным фольклорным творчеством.
Методы:
- Знакомство с произведениями национальных (местных) писателей, поэтов, с образцами национального (местного) фольклора.
- Формирование у детей опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе (селе), о достопримечательностях родного города (села).
- Творческое придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
- Использование народных игр со словами, инсценировок, игр-драматизаций регионального характера.
- Обследование игрушек и предметов народного быта.
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы:

- Беседы в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине.
- Организация различных видов музыкальной деятельности на региональную тематику.
- Создание мини-музеев, организация выставок изделий народных промыслов и ремесел родного края.

Самоанализ педагога

Для определения эффективности своей педагогической деятельности очень важен самоанализ этой деятельности. Проведение подобного исследования – обязательный этап в профессиональном совершенствовании педагога. Это нужно для изучения состояния и результатов педагогического процесса, а также для определения путей дальнейшего совершенствования.
Основными направлениями обследования образовательного процесса являются:
- обследование уровня развития детей (диагностика);
- анализ форм взаимодействия с точки зрения оценки деятельности детей;
- анализ форм взаимодействия с точки зрения оценки деятельности педагога;
- анализ предметно-развивающей среды в группе детского сада;
- самоанализ профессиональной деятельности педагога.
Следует помнить, что одноразовая процедура диагностики на может претендовать на исключительную роль. Необходима диагностика-процесс, потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации.
При документальном оформлении диагностических материалов указываются автор диагностики, цель, оборудование, материалы, ход обследования. По результатам обследования детей формулируются выводы (общая оценка развития воспитанников в группе, причины преобладания высокого или низкого уровня, состояние развивающей среды, затруднения в планировании, влияние семьи, состояние здоровья и т.д.)
Анализируя формы взаимодействия с точки зрения оценки деятельности детей, ориентируются на три главных критерия:
- сохранение интереса и внимания к деятельности при взаимодействии с педагогом и другими детьми;
- активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач;
- усвоение программного содержания.
При анализе собственной деятельности при взаимодействии с детьми, особое внимание уделить:
- умению точно формулировать задания;
- подбору материала и оборудования;
- удовлетворению двигательной активности воспитанников;
- использованию разнообразных форм организации детей (работа по подгруппам, в парах, индивидуальная, коллективная).
При создании предметно-развивающей среды в группе компетентность педагога выражается в наличии разнообразного оборудования для игр и занятий, соответствии его возрасту детей. Немаловажное значение имеет умение педагога объяснить, для чего и с какой целью представлены те или иные игры и пособия.
В структуре самоанализа можно выделить два этапа:
- собственно самоанализ, в процессе которого необходимо разложить имеющийся педагогический опыт на составные части и отдельно их проанализировать;
- самообобщение, в ходе которого формулируются обобщающие, итоговые выводы по результатам сделанного анализа.
На первом этапе необходимо собрать факты, которые следует подверг-нуть первичному обобщению, и лишь после этого сделать итоговые выводы. При этом свой опыт нужно соотнести с основными задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период.
Пригодятся факты и информация по методической теме, дидактическое обеспечение к занятиям, методические разработки, рефераты, пособия, а также материалы по кружковой работе, материалы выступлений на методических объединениях, семинарах, конференциях и др.
На втором этапе необходимо произвести проблемный анализ. Нужно описать те направления деятельности, которые были успешно решены за истекшее время. Указывается, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (методические, семинары, лектории для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.). Затем необходимо описать существую-щие проблемы в работе и имеющиеся ресурсы для их устранения.
В заключительной части анализа указываются ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности, т.е., те задачи, которые
предстоит в ближайшее время усовершенствовать и развить.
Не забудьте, что в самоанализе должны быть отражены работа с детьми, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и социумом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: