Тесты к теме “История социологии”.




 

1. Первым в истории трудом по общей социологии считают:

а) ”Государство” Платона; б) “Курс позитивной социологии” О. Конта; в) “Самоубийство: социологический этюд” Э. Дюркгейма.

2. Этот человек прославился как основатель социологии:

а) Аристотель; б) О. Конт; в) Э. Дюркгейм.

3. О влиянии географических и климатических факторов на “дух народов” писал:

а) Бокль; б) Монтескьё; в) Кондорсе.

4. Какой закон, по мнению О. Конта, лежит в основе прогресса общества:

а) закон естественного отбора; б) закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества; в) закон единства и борьбы противоположностей.

5. Этот социолог на семь лет раньше Ч. Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире:

а) Г. Спенсер; б) К. Маркс; в) М. Вебер.

6. Г. Спенсер ввел в научный оборот следующий термин:

а) социальный институт; б) социология; в) аномия.

7. Г. Спенсер придавал особое значение некоему социальному институту:

а) социального контроля; б) семьи; в) религии.

8. Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связи между религией и капитализмом:

а) М. Вебер; б) К. Маркс; в) Ф. Тённис.

9.Этот американский социолог использовал театр как метафору для описания интеракции при помощи понятия “управление своими впечатлениями”:

а) Э. Гофман; б) Дж. Мид; в) Р. Парк.

10.Представители этого направления утверждают, что человек реагирует не столько на стимулы, сколько на значения и символы:

а) этнометодология; б) символический интеракционизм; в) позитивизм.

11. Этот американский социолог разработал теорию этнометодологии:

а) Г. Гарфинкель; б) А. Шюц; в) Г. Маркузе.

12.Он выделил в структуре личности три компонента: Оно, Я и Сверх-Я:

а) Г. Тард; б) З. Фрейд; в) Э. Фромм.

13.Этот социолог считал, что уровень солидарности социальной группы, влияет на уровень самоубийств:

а) К. Маркс; б) Э. Дюркгейм; в) Г. Спенсер.

14.Этот социолог главным для развития общества считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата:

а) М. Вебер; б) К. Маркс; в) В. Парето.

15.Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий, полагал:

а) Н. Макиавелли; б) К. Маркс; в) Э. Дюркгейм.

16.Естественное состояние догражданского общества, по Т. Гоббсу, характеризуется как:

а) мирное сосуществование; б) война всех против всех; в) анархия.

17. Этот социолог считал, что главной задачей социологии является понимание смысла и значений социальных человеческих действий:

а) Г. Зиммель; б) М. Вебер; в) Г. Тард.

18. Для него общество это процесс социального взаимодействия людей, устойчивыми формами взаимодействия являются мода, соревнование, конфликт и т.д.:

а) Г. Зиммель; б) М. Вебер; в) Г. Тард.

19. “Идеальный тип” – метод исследования предложенный:

а) Э. Дюркгеймом; б) М. Вебером; в) О. Контом.

20. Англия – пример органической модернизации, Россия – неорганической, по мнению:

а) Г. Спенсера; б) Э. Дюркгейма; в) Ф. Тённис.

21. Он предлагал опираться на социальны факты и изучать их статистически, утверждая, что именно они являются “элементами социальной реальности и их совокупность есть общество”:

а) К. Маркс; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт.

22. Его учение состоит из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества:

а) Аристотеля; б) О. Конта; в) Г. Спенсера.

23. Этот ученый считал, что причина социального поведения человека во врожденных гормических инстинктах:

а) З. Фрейд; б) У. Мак-Дугалл; в) К. Юнг.

24.Он рассматривает цивилизацию как продукт интеллектуальной, творческой элиты, которая в современных условиях оттесняется толпой:

а) Г. Лебон; б) В. Парето; в) З. Фрейд.

25. Исходным пунктом социальной теории, по его мнению, является закон “подражательности”:

а) Г. Тарда; б) Г. Лебона; в) Э. Фромма.

26. Этот американский социолог считается автором теории социального обмена:

а) Т. Парсонс; б) Дж. Хоманс; в) Р. Мертон.

27. Кто из русских социологов отрицал позитивистскую линейно-эволюционную концепцию истории:

а) Н.Я. Данилевский; б) Л.И. Мечников; в) М. А. Бакунин.

28. Способность к кооперации у людей развивается под воздействием среды, а точнее водного фактора, считал:

а) Л.И. Мечников; б) М.М. Ковалевский; в) Н.К. Михайловский.

29. Этот социолог считал личность единственным активным элементом общества, а условием развития общества является мораль:

а) С.Н. Южаков; б) Н.К. Михайловский; в) П.Л. Лавров.

30. Этот русский социолог обосновал законность женской эмансипации:

а) В.М. Хвостов; б) М.М. Ковалевский; в) П.А. Сорокин.

31.Социология указывает на постоянное в историческом процессе считал:

а) Н.И. Кареев; б) П.Л. Лавров; в) Е. де Роберти.

32.Кому принадлежат эти слова: “Скажите каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир”.

а) Н.К. Михайловский; б) П.А. Сорокин; в) С.Н. Южаков.

33.Этот социолог раскрыл роль позитивных и негативных санкций в осуществлении социального контроля:

а) П.А. Сорокин; б) Г. Спенсер; в) Э. Дюркгейм.

34.В объяснении причин прогресса решающую роль отводил биосоциальному фактору – росту населения, его объему и плотности:

а) М.М. Ковалевский; б) Л.И. Мечников; в) Н.Я. Данилевский.

35.М.М. Ковалевский назвал социологию:

а) историческая социология; б) генетическая социология; в) позитивистская социология.

36.Е. де Роберти считал, что социология необходима для:

а) оптимизации процессов управления поведением людей; б) вскрытия причин социальной солидарности; в) установления взаимосвязи между социальными, физическими и биологическими причинами преступлений.

37.В какую историческую эпоху понятие общество и государство не различали и употребляли их в качестве синонимов:

а) средневековья; б) античности; в) возрождения.

38.Вначале социологию называли:

а) социальной физикой; б) социальной статикой; в) социальной статистикой.

39.Первая кафедра социологии в России открылась:

а) в Петербургском университете; б) в Московском университете; в) в Психо - неврологическом институте.

40.Это направление изучает деятельность людей в малых социальных группах, фиксирует внимание на мотивах поведения:

а) символический интеракционизм; б) структурализм; в) неоэволюционизм.

41.В традиции современной русской социологии преобладает подход, выделяющий в качестве ключевой категории социологического анализа категорию:

а) социальная общность; б) социальный факт; в) социальная система.

42. Представители этих направлений считали “социальное” разновидностью законов природы:

а) натурализм; б) марксизм; в) психологизм.

43. Это направление связывает деление общества на классы с разделением труда:

а) субъективизм; б) марксизм; в) натурализм.

44.Социоэкономическая структура общества формирует социальный характер своих членов таким образом, что им хочется делать то, что они делают, - так считает:

а) Э. Фромм; б) К. Маркс; в) М. Вебер.

45. Социологическая парадигма, исследующая способ классификации людьми окружающего мира, чтобы придать смысл социальной жизни называется:

а) феноменология; б) этнометодология; в) функционализм.

46.Установите наличие преемственности между социологическими системами теория эволюционизма Г. Спенсера:

а) структурный функционализм Т. Парсонса; б) марксизм; в) понимающая социология.

47.Установите наличие преемственности между социологическими системами символический интеракционизм и:

а) понимающая социология; б) этнометодология; в) функционализм.

48. Кто является основоположником социально - философской теории об общественно - экономических формациях, классовой борьбе и социальной революции:

а) Г. Гегель; б) Ф. Энгельс; в) К. Маркс.

49. В споре с каким социологическим направлением сформировались теории социального конфликта:

а) эволюционизма; б) этатизма; в) эгалитаризма.

50. Социология - это наука

а) об обществе; б) изучающая нравы больших групп людей; в) об общественных явлениях, их функционировании и развитии.

52. “Идеальный тип” представляет собой:

а) искусственно сконструированное понятие социального феномена, отвечающая интересам человека в современной ему эпохе; б) общее и специфическое в социальных фактах; в) идеально-типическое, включающее все элементы реального социального факта.

53. Структурный функционализм основывается на:

а) изучении последствий деятельности, способствующих адаптации социальной системы; б) изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы; в) изучении приспособления общества к социальной среде.

54. Феноменологическая социология исходит из следующего положения, что:

а) восприятие действительности зависит от того, как человек её интерпретирует; б) сознание воздействует на чувственный опыт с целью получения знания; в) источник наших познаний чувственный опыт.

55. Объектом социологии является:

а) современное общество; б) общество в целом, общественные явления, их функционирование и развитие; в) социальная реальность, в которой живет человек.

56. Предметом социологии является:

а) жизнь людей, их потребности и интересы; б) общество, общественные явления; в) стороны и характеристики объекта, которые влияют на его состояние.

57. Познавательная функция позволяет социологии:

а) разрабатывать и внедрять социальные технологии; б) обнаруживать рост социальной напряженности и социального неблагополучия в обществе; в) расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его структуре, закономерностях.

58. Практическая функция социологии связана:

а) с разработкой методов исследования общественных процессов; б) с объективным отражением социальной реальности; в) с выработкой предложений и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни.

59. Идеологическая функция социологии выражается в:

а) воспитательно – идеологической работе, которую играют социологические исследования и их результаты; б) в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам; в) в защите классовых и иных социально – групповых целей и интересов.

60. Установите наличие связи между теоретико – социологическими воззрениями русских социологов:

а) Н.Я. Данилевский а) субъективистское направление,

б) Л.И. Мечников б) марксистская социология,

в) Г.В.Плеханов в) психологическое направление,

г) М.М. Ковалевский г)теория культурно – исторических типов,

д) Н.К. Михайловский д) многофакторная теория,

е) Е. Де Роберти е) географическое направление.

61. Конфликтные парадигмы подчеркивают:

а) неоднородность в обществе; б) необходимость вооруженных столкновений; в) ни чего из предложенного.

62. Какое из действий можно назвать социальным:

а) пошел дождь и люди открыли зонтики; б) проехала машина и облила прохожих грязью; в) кавалер приглашает даму на танец.

63. П. А. Сорокин в социологии решал проблему:

а) социального равенства; б) выплаты долгов; в) разрешения социальных противоречий.

64. Впервые научное определение “маргинал” сформулировал:

а) Р. Парк; б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс.

65. С точки зрения основателя позитивизма, основными этапами развития человечества являются:

а) общественные формации; б) стадии интеллектуального развития; в) культурно-исторические типы.

66. Для позитивизма неприемлем в качестве познавательного принципа:

а) принцип откровения; б) принцип терпимости; в) эти принципы не приемлемы для позитивистов.

67. В структуре социологического знания выделяют следующие уровни:

а) общесоциологические теории; б) сущностные теории; в) специальные социологические теории; г) конкретные социологические теории; д) специфические социологические теории.

68. Этот русский социолог создал учение о двуединой правде:

а) М. Бакунин; б) Н. Михайловский; в) В. Хвостов.

69. Социальный институт – это:

а) процесс упорядочивания и формализации социальных связей; б) специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества;

в) спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий.

70. В современной социологии общности выделяются по следующим критериям:

а) сходство условий жизнедеятельности людей, общность потребностей, социальная идентификация; б) общность потребностей, мобилизация, анонимность; в) культура, наличие системы самоуправления, вседозволенность.

71. П. Лавров считал, что ведущей силой общественного прогресса является:

а) партия, способная привести к революции; б) развитие техники и науки; в) критически, мыслящая личность.

72. Ч. Кули характеризовал личность как:

а) сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей; б) проявление определенных функций индивида; в) проявление индивидуальных и социально-типических свойств в процессе жизнедеятельности.

73. Идея иррационального нелогического действия была главным элементом социологической теории для:

а) З.Фрейда; б) В. Парето; в) Г.Тарда.

74. К макросоциологической парадигме современной западной социологии относятся:

а) теория обмена; б) феноменология; в) функционализм.

75. Т. Парсонс считал, что существуют специальные подсистемы, обеспечивающие решение следующих проблем:

а) адаптации, интеграции, снятие напряжения, воспроизводство структуры; б) снятие напряжения, воспроизводство структуры; в) адаптации, интеграции.

76. Кто из социологов, в качестве путей выхода из кризиса предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе альтруистической любви, как главной и абсолютной ценности:

а) О. Конт; б) Г. Спенсер; в) П.А. Сорокин.

77. Понятие “аномия” ввел в социологию:

а) Р. Мертон; б) Э. Дюркгейм; в) ни один из них.

78. Кто является автором работы “Протестантская этика и дух капитализма”?

а) О. Конт; б) М. Вебер; в) К. Маркс.

79. Понятие “дисциплинарное пространство” ввел в научный оборот:

а) П. Сорокин; б) М. Фуко; в) А. Щюц.

80. Социолог, который выделил две специфические формы социальной организации: общину и общество

а) К. Маркс; б) Г. Спенсер; в) Ф. Тённис.

 

Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. Социологические исследования в зависимости от уровня знания делят на теоретические и эмпирические. Кроме этого, существует деление социологии на “фундаментальную" и прикладную в зависимости от того, решает ли она coбствeннo нaучныe или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель – построение теории, то оно относится к - фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель - выработка практических ориентаций, то оно относится к прикладной социологии. Существует еще один критерий разделения социологии: методологические знания (знания о знании) и не методологические (знание о предмете). К методологическим знаниям относятся знания о средствах социологического исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии: знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относятся способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, и другие специализированные процедуры.

Видами конкретных социологических исследований являются: пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, описательное социологическое исследование, аналитическое социологическое исследование. Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; процедурная часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов сбора первичной социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику социального процесса. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности, о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного, целенаправленного, заранее запрограммированного диалога интервьюера с респондентом.

Наблюдение - один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Тестирование (или тест) – метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.

Измерение социальных установок – определение общей ориентации человека на определенный социальный объект и измерение установок с помощью шкалирования.

Методы социометрии - методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Анализ документов позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Метод анализа документов - документ это источник, содержащий информацию о социальных факторах и явлениях общественной жизни. Этот метод открывает возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Контент – анализ - метод количественного изучения содержания социальной информации, исследовательскаятехника для получения выводов путем анализа содержания текста документа о состояниях и свойствах социальной реальности.

Метод “Фокус-групп”- используется для изучения “оценки” новых явлений на уровне “подсознательного”, чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие нововведений, была очищена от идеологических штампов, стандартов общественных норм.

Социологические методы позволяют изучать объективные отношения, через их отражение в сознании их носителей.

 

Литература.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М., 1985.

Дрегало А.А. Социология: прикладное исследование. Архангельск, 1999.

Рабочая книга социолога. М., 1983.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: