Формирование и актуализация инновационного и производственного потенциала России




 

Задача формирования предпосылок инновационного развития российских регионов относится к разряду стратегически важных, что связано с возрастанием роли инноваций как ключевого фактора современного социально-экономического развития. По мнению аналитиков, среди причин экономического роста высокоразвитых стран мира сегодня на долю научно-технического прогресса приходится 80-85%.

К сожалению, в России переход на инновационную модель развития недопустимо затягивается. В настоящее время в области технологий РФ отстает от развитых стран уже примерно на 45-50 лет. За двадцать лет реформ внедрено и освоено лишь 10% существенных нововведений в производстве, а доля России в мировом наукоемком секторе составляет всего 0,9% [16, С.16]. Хроническое недоиспользование научно-технического потенциала, невнимание к его нуждам, оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем. Наукоемкие и высокие технологии дают в США 85% прироста занятости, в Англии – 89%, а в Японии – 90%. Ежегодные же потери России от выполнения учеными зарубежных заказов составляют, по экспертным оценкам, порядка 600-700 млн. долл., от продажи технологий и ноу-хау – 3-4 млрд. долл. и еще примерно 30-50 млрд. долл. в год – от эмиграции научных кадров [18]. Это значительно больше, чем прямой вывоз капитала.

Современный мировой финансово-экономический кризис особенно отчетливо показал опасность чрезмерной сырьевой ориентации экономики страны и необходимость принятия государственных мер, направленных на создание в РФ конкурентоспособных обрабатывающих производств как важнейшего условия саморазвития страны. Между тем сегодня в России доля машиностроения и металлообработки в объеме промышленного производства снизилась до 19%, что ниже порога технологической безопасности страны, в то время как в развитых странах она составляет 30-50%. При этом срок службы более половины производственного оборудования промышленности РФ превышает 20 лет [7, С. 2-3]. Деградация обрабатывающего сектора экономики провоцирует углубление разрыва между наукой и производством, угасание инновационных процессов и ослабление научного потенциала страны.

Выход из этой ситуации видится, прежде всего, в создании специальных механизмов управления инновационным климатом, в целях создания необходимых предпосылок для переориентации российской экономики на использование в качестве основных ресурсов развития инновационных возможностей регионов.

Инновационный климат является важнейшей составляющей социально-экономического климата региона, отражающей способность территории к устойчивому развитию. При этом под формированием инновационного климата понимается целенаправленная деятельность по созданию благоприятных условий для осуществления и воспроизводства инновационных процессов в интересах обеспечения приоритетов социально-экономического развития территории.

Государство должно принять на себя роль лидера, способного накапливать и распространять знания по индустриальной стратегии, проводимой на всех уровнях, и вызываемых ею трансформациях, активно участвует в формировании и продвижении инновационных преимуществ территории.

Одной из серьезнейших системных проблем активизации инновационной деятельности в регионах является обеспечение рациональной, с точки зрения развития инновационных процессов, структуры производства. Основным потребителем инноваций является обрабатывающий сектор экономики, так как его конкурентоспособность, в отличие от сырьевого сектора, напрямую зависит от уровня применяемых технологий. Поэтому при управлении инновационным климатом этому сектору и, в первую очередь, машиностроительной базе как ключевому элементу, определяющему общий технологический уровень производства и способность страны успешно конкурировать на рынках наукоемкой продукции в долгосрочной перспективе, должно уделяться основное внимание.

К сожалению, в России в настоящее время возможности для развития обрабатывающих производств, а, значит, и инновационной экономики, сильно подорваны. Современный механизм государственного управления экономикой отрегулирован таким образом, что сальдированный финансовый результат деятельности организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, в расчете на 1 работающего примерно в 40 раз выше, чем в организациях, занимающихся производством машин и оборудования [25, С. 200-215.]. В результате за годы реформ доля машиностроения и металлообработки в общем объеме производства сократилась с 28% в 1990 г. до 18,9% в 2004 г. (последний год, когда государственный статистический учет в РФ велся по отраслевому принципу), а доля этого сектора в структуре производственных инвестиций снизилась почти втрое. В настоящее время в обрабатывающий сектор экономики направляется всего 15,8 % из общего объема инвестиций РФ, в том числе на производство машин и оборудования – 1%, на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 0,5% и 0,9% – на производство транспортных средств и оборудования.

По экспертным оценкам срок службы более половины производственного оборудования РФ превышает 20 лет [7, С. 2-3], при том, что значение индекса старения производственного оборудования (отношение доли оборудования старше 20 лет к доле оборудования возраста до 10 лет) на уровне 0,3-1,0 для инновационной экономики считается критическим [11, С. 154]. Почти полностью прекратилось производство металлорежущих станков, обрушился выпуск экскаваторов, сельскохозяйственной, бытовой техники. Высокотехнологичный комплекс (ВТК) страны оказался отброшенным по уровню развития на 10-25 лет [5, С.9.] и практически вытеснен не только с внешнего, но и с внутреннего рынков. Сегодня Россия отстает от развитых стран уже на целое поколение техники.

Таким образом, создание условий для восстановления обрабатывающего сектора экономики является первостепенной задачей государства по созданию благоприятного инновационного климата в регионах РФ.

ВТК является центральным звеном, активно вбирающим в себя все последние достижения в области науки и инноваций, где бы они ни возникали. Его потенциал является определяющим фактором инновационного развития, экономического роста и поддержания обороноспособности страны. Создание условий для успешного развития и устойчивого функционирования ВТК – приоритетная задача управления инновационным климатом как на уровне регионов, так и страны в целом.

Сокращение государственных расходов на вооружение вкупе со снижением спроса на высокотехнологичную продукцию внутри страны и монополизацией прав на экспорт вооружений федеральными структурами («Рособоронэкспорт»), которые зачастую проводят политику, ущемляющую интересы предприятий-производителей военной техники, спровоцировало сильный обвал российского ОПК. Для этих предприятий сегодня характерна низкая рентабельность (в среднем – порядка 5%). Производство военной техники по государственному заказу РФ убыточно на каждом шестом предприятии [17, С. 42]. Загрузка мощностей ОПК в настоящее время не превышает 20%, износ основных фондов составляет 70%. Хроническое недофинансирование на протяжении более чем 15 лет привело к тому, что в настоящее время комплекс работает на научных разработках, созданных еще в советское время. Принципиально новой продукции практически не создается. Только 1% предприятий ОПК РФ имеют международный сертификат качества. Ухудшается качество продукции, увеличивается число рекламаций со стороны покупателей [12, С. 40]. В результате сегодня в России не осталось ни одной высокотехнологичной отрасли, которая бы стабильно работала и интенсивно развивалась [2, С. 68.].

Кроме ультра-инноваций, разработка которых – дело престижа страны и залог укрепления ее позиций на мировых рынках наукоемкой продукции в будущем, современная Россия остро нуждается в так называемых инновациях «среднего уровня», направленных на решение проблем модернизации гражданских производств.

Острейшей проблемой управления инновационным климатом в регионах РФ является сохранение накопленного научного потенциала и его адаптация к требованиям инновационной экономики. Если на Западе при переходе к инновационной экономике остро стояла проблема форсированного развития фундаментальной и прикладной науки до уровня, способного обеспечить ускоренный технологический рост, то в России необходимый потенциал пока еще есть. Надо только уметь его сохранить и направить в русло, соответствующее инновационной парадигме развития.

Резкое снижение платежеспособности предприятий и населения, общая нестабильность ситуации, переход значительной части предприятий в руки неэффективных собственников, не заинтересованных в модернизации производства, при одновременном открытии границ для ввоза зарубежных высокотехнологичных товаров привели к катастрофическому сжатию спроса на продукцию отечественного высокотехнологичного сектора [19].

Если в Германии доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, в настоящее время составляет 66 % от общего числа промышленных предприятий, в Бельгии – 59 %, Франции – 46 %, Японии – 33 %[36], то в РФ – всего 8,6 %. При этом затраты на технологические инновации российских предприятий добывающих и обрабатывающих производств, а также предприятий, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, составили в 2006 г. всего 1,4 % от объема отгруженной продукции (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 - Показатели инновационной активности промышленности РФ в 2006 г. [21, С. 342-348.]

  Виды экономической деятельности
Организации добывающих, обрабат. производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды Организации связи
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, % 9,4 13,7
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, % 5,2 7,1
Затраты на технологические инновации, млн. руб.:    
в фактически действовавших ценах 188492,2 16935,8
в постоянных ценах 73802,7 6631,1
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, % 1,4 2,7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: