Формы взаимодействия весьма разнообразны и определяются такими факторами,




Пермский институт ФСИН России

Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права

 
 
УТВЕРЖДАЮ Начальник учебного отдела полковник внутренней службы __________________ П.Ю.Ефимов   ²_____² 2010 г.  

 


Уголовно-исполнительное право

Лекция:

Тема: № 5 Учреждения и органы, исполняющие наказание.

       
 
Полковник внутренней службы Гаманенко Л.И.
 
   
Обсуждена на заседании кафедры ²23. ² ноября 2010 г   Протокол № 3

 

 


Пермь 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебные вопросы:

1. Понятие и социальное назначение системы учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, и их классификация.

3. Уголовно-исполнительная система. Ее структура и функции.

4. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с судом, правоохранительными и иными государственными органами и общественными объединениями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993. Ст. 32.

2. Уголовный кодекс РФ. М.: Юрид. лит., 2004. Ст. 1, 2, 15, 18, 19, 44-59, 72, 73, 74, 79-86.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: Юрид. лит., 2005. Ст. 16. 19-23, 142.

4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. № 33. Ст. 1316, 1317 (в ред. от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ).

5. О судебных приставах: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3590.

6. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 28 июля 1997 г. № 30 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3591.

7. Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части: Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 23. Ст. 2697.

8. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 // Собрание законодательства РФ.1997. № 25. Ст. 2947.

9. Об утверждении Перечней должностей предприятий, учреждений, организаций УИС, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях: Приказ МЮ РФ от 5.10.2005 № 233.

10. Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими: Приказ Минобороны России от 27 июня 1997 г. № 302.

11. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 3ноября 2005 г. № 205

12. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 06. 11 2006 г. №311.

13. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мерах уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ МЮ РФ от 20.05.2009. № 142.

14. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний в виде ограничения свободы: Приказ МЮ РФ от 11.10. 2010 г. № 258.

15. Уголовно-исполнительное право. Учебник том 1: Общая часть/ Под общ. ред.Ю.И.Калинина.-М; Рязань: Логос, 2006 г. Академия права и управления ФСИН. Гл.10.

16. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. С. 141-152

17. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра. М - Норма, 1997. С. 1-39, 49-60, 89-127, 240-253, 351-362.

18. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2000. Гл. 4. § 1, 2.

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

Наглядные пособия: ___________________________________________

 

Технические средства обучения:_________________________________

 

Приложения:_________________________________________________

(при необходимости)

ВВЕДЕНИЕ

Для понимания работы пенитенциарной системы, необходимо хорошо представлять какие, органы исполняют уголовные наказания, и знать их общую характеристику.

 

Первый учебный вопрос: Понятие и социальное назначение системы учреждений и органов, исполняющих наказания.

Принцип индивидуализации наказания, относящийся к принципам уголовного и уголовного – исполнительного права, и обусловливает наличие разветвленной системы уголовных наказаний. Чем разнообразнее составляющие эту систему виды наказания, чем ширедиапазон мер, находящихся в распоряжении суда, тем с большей точностью им может быть избрана та из них, которая наиболее соответствует тяжести совершенного преступления и личности преступника, и, следовательно, эффективнее будет наказание. Перечень видов уголовных наказаний, установленный в ст. 44 УК РФ, представляет собой единую систему мер государственного принуждения, применяе­мых по приговору суда к лицам, совершившим преступления.

Результативность наказания и достижение поставленных перед ним целей будет, зависят и от того, как оно будетисполнено. Поэто­му имеющейся системе наказаний создается кор­респон­дирующая ей система государственных органов, исполняющих эти наказания. Наличие последней предусматривает и закрепляет не только Уголовный, но и Уголовно-исполни­тель­ный кодекс Российской Федерации, призванный урегулировать порядок и условия исполнения и отбывания наказаний.

Система учреждений и органов, исполняющих наказания, с одной стороны, входит как составная часть в структуру систему правоохранительных органов, а с другой – включает в себя в качестве одного из элементов как подсистему уголовно-исполнительную систему.

Система правоохранительных органов, являясь родовой для входящих в нее подсистем, представляет собой совокупность специально созданных государственных органов, противодействующих преступности, в которую входят органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры, таможенной службы и юстиции куда входит и уголовно – исполнительная система.

Каждый входящих в систему правоохранительных органов элемент обладает специфическими функциями,обусловленными особенностями сферы его деятельности. В то же время каждый из них обязан решать единую для всех и объединяющую их в систему главную задачу – сдерживать преступность. Так,

· в ст. 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня 2003 г.) одним из основных направлений деятельности названа борьба с преступностью;

· согласно ст. 2 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями от 23 декабря 2003 г.) одними из главных ее задач являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

· в соответствии со ст. 1 УИК РФ важнейшей целью уголовно-исполни­тель­ного законодательства (а следовательно, учреждений и органов, исполняющих наказания) является предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами;

· в ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации » (с изменениями от 30 июня 2003 г.) подчеркивается, что прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Кроме того, поскольку составляющие систему органы являются государственными, постольку их общая цель и обязанность в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Если обратиться к перечисленным нормативным правовым актам, то практически каждый из них так или иначе в числе основных целей и задач воспроизводит данное конституционное установление. Следовательно, главное предназначение этих органов (охрана законности, правопорядка, прав и свобод граждан) и предопределяет их наименование – «правоохранительные органы». В равной мере названная общая цель стоит и перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, как составном элементе системы правоохранительных органов. В то же время учреждения и органы, исполняющие наказания, имеют конкретные цели и задачи, вытекающие из занимаемого ими места в системе правоохранительных органов и их социального назначения.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, наряду с органами прокуратуры, внутренних дел и другими входят в систему правоохранительных органов в качестве ее составного, однако достаточно автономного элемента.

Система правоохранительных органов функционирует в непо-средственной взаимосвязи с судебной системой, для которой противодействие преступности также является одной из приоритетных задач. Однако было бы неправильным утверждение о том, что судебная система входит как составная часть в систему правоохранительных органов. Несмотря на тесное взаимодействие, они, согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, относятся к разным ветвям государственной власти: правоохранительные органы – к исполнительной власти, суды – к судебной.

Социальное назначение учреждений и органов, исполняющих наказания,определяется, местом, занимаемым ими в системе правоохранительных органов.

Во-первых, учреждения и органы, исполняющие наказания, являются неотъемлемым атрибутом государственного механизма.

Во-вторых, они завершают процесс непосредственной борьбы с преступностью, участниками которого выступают:

· на первом этапе, при предупреждении и пресечении преступлений, – аппараты милиции, федеральной службы безопасности, таможенной службы;

· на втором этапе, при расследовании преступлений, которые не удалось пре­дотвратить, установлении и изобличении преступников – следственные органы;

· на третьем этапе, при осуществлении судебного разбирательства и вынесении приговора, – суд.

В-третьих, в целях успешной ресоциализации преступников и предотвращения рециди ва названные учреждения взаимодействуют с другимы государствен­ны­ми органами и общественными объединениями как в период исполнения наказания, так и после его завершения.

В процессе исполнения наказания реализуются правоограничения, выражающие его сущность, что всегда связано с ограничением прав, свобод и законных интересов граждан. Поэтому данная деятельность должна не только осуществляться государственными органами, но и быть урегулирована государством. Это подчеркивается в ст. 71 Конституции Российской Федерации, уголовно-испол­нительное законодательство, регламентирующее данную функцию государства, относится исключительно к прерогативе Российской Федерации, то есть является законодательством федеральным.

Цели уголовно-исполнительного законодательства изложены в ст. 1 УИК РФ. Они не выходят за рамки целей наказания, закрепленных в ст. 43 УК РФ, но и не идентичны им. Важнейшей является цельисправление осужденных, которая опосредует задачи и принципы уголовно-исполнительного законодательства, а также порядок и условия исполнения наказания, то есть при законодательном закреплении средств и методов воздействия на осужденных, определении их правового положения и условий исполнения наказаний учитывается, насколько они соответствуют цели исправления и способствуют ее достижению. Указанной целью предопределены и задачи, изложенные в ст. 1 УИК РФ.

Вывод: Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, входят в систему правоохранительных органов в качестве ее составного элемента.Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства являются общими и для системы учреждений и органов, исполняющих наказания.

Второй учебный вопрос: Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, и их классификация.

Структура системы учреждений и органов, исполняющих наказания, в том виде, в каком она закреплена в ст.16 УИК РФ, сложилась под воздействием ряда объективных факторов.

1. Прежде всего, ее создание зависело от общественного строя государства и формируемой им социальной, судебной, уголовной и уголовно-исполни­тельной политики. На всем протяжении развития России система государственных органов, исполняющих наказания, подвергалась изменениям и реорганизации. В зависимости от того, какой из видов наказания признавался наиболее приоритетным в тот или иной период, пропорционально увеличивалось или уменьшалось внимание, уделяемое государством развитию исполняющих этот вид наказания органов.

2. Не менее важное влияние на содержание системы оказывает экономика. Нередко создание или упразднение определенных учреждений и органов, исполняющих наказания, непосредственно связано с экономической ситуацией в стране. Например, такие учреждения, как спецкомендатуры, исполнявшие уголовно-правовую меру в виде условного осуждения к лишению свободы (условное освобождение из мест лишения свободы) с обязательным привлечением осужденного к труду, были созданы в период, когда экономическая ситуация в стране требовала значительного количества организованных рабочих на многочисленных стройках крупных промышленных объектов. И как только явно обозначился дефицит рабочих мест, отпала экономическая необходимость, и вид наказания, и исполнявшие его учреждения были упразднены.

3. Трудно переоценить значение науки и законодательства, определяющих перспективы развития системы и закрепляющих ее структуру, цели, принципы, задачи и другие непременные атрибуты посредством правовых норм. Именно наука, занимаясь изучением национального и международного опыта в сфере исполнения наказаний, анализирует деятельность системы и ее составляю­щих, прогнозирует перспективы ее развития и предлагает пути и способы совершенствования.

4. Значительное воздействие оказывает также научно обоснованная и определяемая уголовным и уголовно-испол­ни­тельным законодательством клас­си­фикация осужденных. С ее помощью осуществляется принцип индивидуализации наказания и дифференцированного применения к осужденным средств исправления: в зависимости от классификации осужденных исправительные учреждения подразделяются на виды, а в процессе отбывания наказания она определяет изменение условий отбывания наказания этих лиц.

5. Нельзя не отметить влияние, которое оказывает на структуру системы состояние преступности в стране. Так, обозначившийся в начале последнего десятилетия ХХ в. ежегодный рост количества преступлений, число которых, к сожалению, не удается существенно снизить до настоящего времени, неминуемо повлек за собой приток в места содержания под стражей огромного числа лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что породило проблему обеспечения им условий содержания, соответствующих установленным нормам, которая с большим трудом была решена только к 2003 г. Показателем значимости данной проблемы для государства явилось, например, принятие Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы строительства и реконструкции следственных изоляторов УИС и обеспечения жильем их сотрудников, впоследствии ставшей подпрограммой Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России на 2002–2006 годы».

Рост числа особо тяжких преступлений при одновременном введении моратория на применение смертной казни потребовал строительства ряда новых исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы2. Необходимость усиления противодействия организованной преступности предопределила создание в федеральном и территориальных органах УИС но­вых управлений и отделов: организации действий в особых условиях, по борьбе с экономической преступностью, по противодействию организованным преступным группам и др.

6. В последние годы все большую значимость для законодательства Российской Федерации приобретает международный фактор. Не является исключением в этом отношении уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, нормы которого формируют систему учреждений и органов, исполняющих наказания. Уголовно-исполнительное законодательство, как подчеркивается в ст. 3 УИК РФ, учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

Статьи 44 и 45 УК РФ устанавливают классификацию си­сте­мы наказаний, располагая их в определенной последовательности и подразделяя на основные и дополнительные наказания. Перечень уголовных наказаний составляет фундамент системы учреждений и органов, исполняющих эти наказания, но основания классификации в данном случае иные.

В юридической литературе встречаются различные варианты классификации учреждений и органов исполняющих наказаний.

 

Учреждения и органы, исполняющие наказания, подразделяются на

· исполняющие наказания, связанные и не связанные с исправительным воздействием;

· на созданные специально для исполнения наказания и на те, для которых эта функция не является главной, и т. д.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта классификации учреждений и органов, исполняющих наказания, различающихся в зависимости от

· вида наказания

· или вида учреждения либо органа, его исполняющего.

 

Согласно первому варианту (вида наказания ) учреждения и органы подразделяются:

1) на исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества к ним относятся:

· штраф,

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

· лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград,

· обязательные работы,

· исправительные работы,

· ограничение свободы;

2) исполня­ю­щие наказания, связанные с изоляцией осужденного от общества, –

· арест,

· лишение свободы;

3) исполня­ю­щие наказания в отношении военнослужащих –

· ограничение по военной службе,

· арест,

· содержание в дисциплинарной воинской части;

4) исполня­ю­щие наказание в виде смертной казни.

Однако предпочтительно второй вариант классификации (в зависимости от учреждения или органа, исполняющего наказания), в соответствии с которым учреждения и органы, исполняющие наказания, подразделяются на следующие четыре группы.

1. Суд, исполняющий наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Если следовать духу и букве закона, следует признать, что на суд (судебную ветвь государственной власти) не могут бытьвозложены функции, присущие иной ветви власти – исполнительной. Именно с целью изъятия у суда несвойственных ему функций в 1997 г. были приняты два федеральных закона от 21 июля 1997 г.: «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»3. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами непосредственное исполнение наказания в виде штрафа (а ранее и конфискации имущества) начало осуществляться Федеральной службой судебных приставов, входящей в состав Минюста России.

В отношении же наказания в виде лишения осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград необходимо отметить, что в данном случае, по существу, отсутствует исполнительное производство как таковое: суд выносит приговор и направляет его копию соответствующему должностному лицу, присвоившему звание, классный чин или наградившему осужденного государственной наградой. Важно помнить, что должностное лицо не исполняет наказание, а лишь выполняет предписанные приговором суда требования, то есть осуществляет «техническую» работу: вносит в соответствующие документы необходимые записи, принимает меры по лишению осужденно­го льгот, полагавшихся ему до наказания, и т. д. Данное обстоятельство нашло нормативное закрепление в Федеральном законе РФ «Об исполнительном производстве», согласно которому в предусмотренных федеральным законом случаях требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 5), однако они не являются органами принудительного исполнения. Таким образом, законодатель подчеркивает, что перечень органов, исполняющих уголовные наказания, установлен исчерпывающе и расшири­тель­ному толкованию не подлежит.

2. Федеральная служба судебных приставов, исполняющая наказание в виде штрафа. Непосредственно наказание исполняется судебными приставами-испол­нителями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Положением о Департаменте судебных приставов, утвержденными приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. № 227.

3. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказания в виде

· обязательных работ,

· лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

· исправительных работ,

· ограничения свободы,

· ареста,

· лишения свободы

· и смертной казни,

· а также осуществляющие контроль за условно осужденными.

4. Командование воинских частей, исполняющее наказания в отношении военнослужащих в виде

· содержания в дисциплинарной воинской части,

· ареста,

· ограничения по военной службе,

· а также осуществляющее контроль за условно осужденными военнослужащими.

Вывод: Таким образом, перечисленные учреждения и органы, исполняющие наказания, в своей совокупности и составляют одноименную систему. В качестве ее наиболее значимого элемента выступает уголовно-исполнительная система.

 

Третий учебный вопрос: Уголовно – исполнительная система. Ее структура и функции

 

Из положений Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», принятого 21 июля 1993 г., в котором впервые было нормативно закреплено наименование и содержание рассматриваемого государственного образования, на момент его издания следовало, что уголовно-исполни­тель­ную систему составляют учреждения и органы, исполняющие только два вида наказания – лишение свободы и смертную казнь, а также центральный и территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы (ст. 5).

С принятием УИК РФ, включившего в предмет своего правового регулирования исполнение всех видов уголовных наказаний, можно было ожидать адекватного расширения уголовно-исполни­тельной системы, однако этого не про­изошло.

В настоящее время довольно четко прослеживается тенденция постепенного замещения системы учреждений и органов, исполняющих наказания, уголовно-испо­лни­тель­ной системой. Так, согласно ст. 22 Федерального закона РФ от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 ”Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности”», от 17 февраля 2000 г. № 134 «О финансировании уголовно-исполнительных инспекций»6, совместных приказов МВД и Минюста России от 11 сентября 1998 г. № 561/122 «О реорганизации деятельности уголовно-исполни­тельных инспекций» и от 28 мая 1999 г. № 393/179 «О передаче уголовно-исполни­тельных инспекций в уголовно-исполнительную систему» уголовно-испол­ни­тель­ные инспекции были переданы в уголовно-исполни­тельную систему Минюста России. Впоследствии постановлением Правительства РФ в нее были включены также следственные изоляторы.

Этой тенденции способствует и передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, к которому относится служба судебных приставов. Таким образом, есть веские основания предполагать, что в рамках уголовно-исполни­тельной системы могут быть объединены учреждения и органы, исполняющие все виды уголовных наказаний. Исключение, пожалуй, составят, ввиду специфики субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих.

Согласно действующему законодательству – ст. 16 УИК РФ, ст. 5, 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 7, 8 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями на 29 июня 2004 г.), ст. 22 Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (с изменениями на 29 июня 2004 г.), Постановлением Правительства Российской Федерации № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и орга­ни­заций, входящих в уголовно-исполнительную систему», приказом Минюста России от 25 января 2001 г. № 19 «О создании управлений по руководству и координации деятельности территориальных органов уголовно-исполни­тельной системы Министерства юстиции Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г.) в уголовно-испол­ни­­тельную систему Министерства юстиции Российской Федерации входят следующие учреждения и органы:

· уголовно-исполнительные инспекции;

· арестные дома;

· исправительные учреждения;

· следственные изоляторы;

· предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

· территориальные органы;

· федеральный орган УИС (Федеральная служба исполнения наказаний).

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мерах уголовно-правового характера без изоляции от общества и Инструкцией по организации исполнения наказаний в виде ограничения свободы.

Они исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы а также такую уголовно-правовую меру, как контроль за условно осужденными и соблюдением условий от­срочки отбывания наказания осужденными беременными женщинами и осужденными, имеющими детей в воз­расте до 14 лет. К их компетенции должно быть отнесено и осуществление контроля за освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания.

Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций проходит свыше 1 млн 300 тыс. осужденных. Учитывая, то что на инспекции возложено исполнение наказаний в виде ограничения свободы и, по предварительным оценкам специалистов, к ним будут приговариваться ежегодно около 60 тыс. преступников, это потребует, с одной стороны, как увеличения количества инспекций, так и численности работающих в них сотрудников, а с другой – постепенной смены приоритетов в оказываемом государством внимании двум основным субъектам УИС, непосредственно исполняющим наказания, – исправительным учреждениям и уголовно-исполнительным инспекциям, поскольку стратегическое направление современной уголовной и уголовно-исполнительной политики – дальнейшее расширение применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста. Это разновидность краткосрочного лишения свободы, но в условиях строгой изоляции. Условия содержания в арестных домах аналогичны тем, которые установлены на общем режиме в тюрьмах. В них содержатся осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и осужденных, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни. В известной степени они обособлены и представляют собой подсистему уголовно-исполнительной системы. Это обусловлено, главным образом, разнообразием видов учреждений, именуемых исправительными, разносторонностью решаемых ими задач, значительным количеством нормативных актов, составляющих многоуровневуюнормативно-правовую систему.

Согласно ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются

· исправительные колонии,

· воспитательные колонии,

· тюрьмы,

· лечебные исправительные учреждения

· и следственные изоляторы.

Последние выполняют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исправительные колонии предназначены для содержания совершеннолетних осужденных, лишенных свободы, и подразделяются на учреждения

· открытого типа (колонии-поселения),

· полуоткрытого типа (исправительные колонии общего и строгого режима)

· и закрытого типа (исправительные колонии особого режима).

В то же время закон (ч. 2 ст. 74 УИК РФ) допускает содержание в одной исправительной колонии осужденных разных видов режима, но с тем условием, что они будут находиться в изолированных участках.

Колонии-поселения могут быть трех видов:

1) для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности;

2) для осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы;

3) для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима в порядке, установленном ст. 78 УИК РФ. Это единственный вид исправительных учреждений, в котором не предусмотрено раздельное содержание осужденных в зависимости от пола.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, и осужденные женщины.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали лишение свободы.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины, совершившие преступления при особо опасном рецидиве преступлений, либо осужденные к пожизненному лишению свободы, либо которым смертная казнь заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Эти колонии относятся к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются. Осужденные несовершеннолетние женского и мужского пола содержатся в разных воспитательных колониях. С целью предотвращения дальнейшего криминального заражения, которое происходит при переводе достигших 18-летнего возраста осужденных в исправительные колонии общего режима, закон допускает создание в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима.

Тюрьмы относятся к учреждениям закрытого типа и предназначены для содержания лиц, достигших совершеннолетия и осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, либо совершивших преступления при особо опасном рецидиве, либо переведенных из исправительных колоний общего и строгого режима как злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания. В тюрьме осужденные могут содержаться на двух видах режима: общем и строгом.

Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Эти учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных обусловлено медицинскими критериями – различиями в заболеваниях. Поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных видов, однако правовой статус каждого из них соответствует виду режима, установленному приговором суда. Особенностью деятельности лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений является то, что она регламентируется не только уголовно-испол­ни­­тельным законодательством, но и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

Следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Как исправительное учреждение следственный изолятор выступает, как установлено в ч. 1 ст. 74 УИК РФ, в отношении осужденных к лишению свободы и оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Следственные изоляторы относятся к заведениям закрытого типа, однако в отношении оставленных осужденных выступают учреждениями полуоткрытого типа. Согласно ст. 77 УИК РФ для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе могут быть оставлены с их письменного согласия лица, впервые осужденные к лишению свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Кроме того, следственный изолятор может выступать как исправительное учреждение и относительно осужденных, привлекаемых для участия в следственных действиях (ст. 77 УИК РФ).

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы (Федеральная служба исполнения наказаний) осуществляет свою деятельность под контролем Министерства юстиции РФ. Его основная задача – обеспечение организации исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности УИС. Федеральный орган УИС осуществляет свои функции в соответствии с Положением о федер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: