Индивид, субъект, личность.




 

Выделяют три уровня организации человека – биологический (человек как представитель живой природы), психический (человек как субъект сознательной деятельности) и социальный (человек как социальное существо).

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, то есть носитель определенных биологических свойств.

К индивидуальным свойствам индивида относятся половые, возрастные, конституциональные характеристики (телосложение и биохимическая индивидуальность), билатеральность или свойства функциональной асимметрии полушарий и связанных с этим сенсорных и моторных асимметрий, нейродинамические свойства нервной системы. Названные свойства индивида определяют особенности и динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических, моторных и т.п.), структуру органических потребностей. Высшая интеграция этих свойств представлена в темпераменте и задатках человека.

Человек в качестве субъекта – носитель сознания, обладающий способностью к осознанной деятельности.

Сознание – психическое состояние, при котором человек способен осознавать и чувствовать себя и окружающий мир. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед осознающим себя субъектом («Я») в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание возникает тогда, когда появляется «Я» – развивающаяся в социальных условиях и на основе врожденных способностей структура, интегрирующая в единое устойчивое функциональное целое психические, социальные и духовные качества человека.

Сознание активно и интенционально. Активность означает, что отражаемые психикой предметы и явления имеют неодинаковую значимость, происходит их дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, всегда есть «сознание о чем-либо», то есть оно обладает свойством интенции.

С пособность сознания обращаться на себя само и исследовать само себя есть рефлексия (самонаблюдение, самопознание). Благодаря рефлексии человек может не просто знать нечто, но и еще знать о своем знании.

Сознание проявляется в способности разграничивать внутриличностную и внеличностную действительность, различать в своих переживаниях субъективное и объективное, обмениваться с другими людьми значениями и смыслами, осуществлять рефлексию и произвольно менять направление своей деятельности.

Сознанию как высшему уровню саморегуляции свойственны самовосприятие и самосознание.

Самовосприятие (самоосознавание) – восприятие индивидом собственных психических актов (чувств, мыслей, желаний), в которых представлены его физические, психические и личностные качества, то есть все то, что он ощущает и определяет как свое собственное Я, результатом чего является формирование непосредственного чувственного образа самого себя (своего внутреннего мира).

«Я» индивида способно разграничивать впечатления, исходящие как от него самого, так и относящиеся к внешнему миру.

Самовосприятие – непосредственная чувственная данность, являющаяся внутренним планом индивидуального сознания. Образ самого себя непрерывен, индивид чувствует, что у него есть собственное «Я» и от этого «Я» исходят эмоции, мысли и побуждения. Внешний план индивидуального сознания – восприятие психических актов, представляющих окружающий мир.

«Я» имеет две системы идентичности – в первой воспринимая себя как бы изнутри, ощущая свою «самость», осознавая себя субъектом, а во второй – воспринимая себя с объективных позиций, снаружи, извне, «глазами кого-то другого». Таким образом, «Я» различает как себя, так и свои восприятия себя и окружающего мира.

Самосознание – сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого его представления о самом себе складываются в мысленный образ «Я». Самосознание включает в себя сознание своей тождественности, сознание своего собственного «Я» как активного деятельного начала, сознание своих психических свойств и качеств, а также систему социально-нравственных самооценок.

Совокупность представлений человека о самом себе и об окружающей действительности составляют его индивидуальную «Я-концепцию ». «Я-концепция» является ядром системы саморегуляции и самопознания человека. Человек наблюдает за собой, преломляя воспринимаемую информацию об окружающем мире через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, то есть определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

При этом человек реагирует не на ситуацию как таковую, а на то, каким образом он себе ее представляет.

Диссоциативные расстройства – психогенные психические расстройства, сопровождающиеся бессознательной дезинтеграцией целостных психологических структур – личности, сознания, самосознания, памяти, аффектов, поведения. Являются защитной реакцией психики на непереносимый острый или хронический стресс.

Деперсонализация – нарушение самовосприятия в виде отчуждения различных аспектов собственного «Я» – то, что относится к области Я, воспринимается как находящееся во внеличностной области. Собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими, свойственны утрата чувства собственного «Я» и ощущение пустоты.

Бессознательное - неосознаваемые психические процессы и состояния, характеризующиеся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения, безотчетностью и полным исчезновением из памяти.

Автоматизмы и навыки - действия, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» - мигание, схватывание предметов, ходьба, письмо, речь.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий - непроизвольные движения (человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой), тоническое напряжение, мимика и пантомимика и т.д.

Установки - неосознаваемые состояния готовности к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Установка обеспечивает выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя, может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, именуемого «ошибкой установки».

Неосознаваемые побудители – неосознаваемые мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности, поскольку часть влечений вытесняется из сознания и живет в сфере бессознательного. Информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание, что объясняется работой двух механизмов – вытеснения и сопротивления.

Интуиция (предчувствие) – бессознательная переработка информации (бессознательное мышление).

Сон – состояние активной неосознаваемой психической деятельности. Необходимость отвлечения от сигналов внешнего мира, что составляет сущность сна, связана с особенностями организации переработки информации.

Творчество – способность приходить к новым, нетривиальным решениям.

Творческому процессу присущи стадии подготовки (сбор и обработка информации, наработка знаний и умений, обеспечивающие инициацию процессов решения проблемы в бессознательном), созревания (работа над проблемой бессознательных, интуитивных процессов), вдохновения (переход результата бессознательной работы в сферу сознания), развития идеи, ее доработки, оформления и проверки.

Процесс творчества представляет собой в сущности всю жизнь любого человека, поскольку он постоянно преодолевает множество проблем. Фактически всю свою активную жизнь человек занят построением картины мира и самосозиданием, осмыслением своей жизни, начиная с первого дня от рождения и до последнего вздоха, когда он сталкивается с необходимостью решить для себя самую трудную задачу – проблему личной смерти.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Рождаясь индивидом, личностью человек становится в результате социализации (усвоения общественного опыта) и индивидуализации. Исходным моментом свойств личности является ее статус в обществе, на основе которого строятся общественные функции – роли, цели и ценностные ориентации личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения.

Социализация – процесс приобретения и воспроизводства человеком социального опыта, который становится неотъемлемой частью его личности. Усвоение социального опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой индивидуализации.

Индивидуальность – физиологические, психические и социальные особенности конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Личность – совокупность индивидуальных социально значимых качеств человека, интегрированных в единое целое его «Я».

Понятие личность характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Включенность субъекта в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, то есть особенности его социального бытия, образа жизни.

Социальная роль – модель поведения, заданная позицией личности в системе общественных отношений (поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус). Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации.

Конформность – свойство личности подчиняться групповому давлению, проявляется в стремлении к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы. Выделяют два типа конформности: уступчивость (податливость индивида, демонстрирующего внешнее согласие с мнением группы) и интернализация (индивид принимает на веру мнение группы, соглашается с ним и полностью его разделяет).

Самооценка – интегральная оценка собственной личности, формирующаяся в раннем возрасте в результате принятия родительского к себе отношения, в дальнейшем - в результате сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности. В случае снижения самооценка проявляется стойким комплексом неполноценности.

Формирование личности есть процесс становления «Я».

В своем становлении личность проходит определенные жизненные стадии, на каждой из которых преодолевает психологический кризис. В случае его позитивного разрешения, личность приобретает психологические структуры, усиливающие ее потенциал развития, негативный вариант разрешения кризиса формирует структуры, накладывающие существенные ограничения на дальнейшую самоактуализацию личности.

Для первого года жизни характерен кризис «доверия-недоверия» (нормальное развитие: доверие к людям, привязанность, взаимное признание и любовь родителей и ребенка, удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка; аномальное развитие: недоверие к людям как результат игнорирования, пренебрежения ребенка, лишение его любви, эмоциональная изоляция).

На второй стадии в возрасте от года до 3 наступает кризис «автономия – сомнение и стыд» (нормальное развитие: зависимый от родителей ребенок начинает осознавать свою самостоятельность, ощущает уверенность в себе; аномальное развитие: неодобрение нарастающей автономии ребенка, многочисленные запреты и ограничения вселяют сомнения в способности сделать что-либо самостоятельно, ребенок ощущает свою неприспособленность, стыдится своей ущербности).

На третьей стадии в возрасте от 3 до 6 лет возникает кризис «инициативность-чувство вины» (нормальное развитие: любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым; аномальное развитие: отсутствие поддержки со стороны родителей творческой активности ребенка заставляет его чувствовать вину за совершенные действия, появляются пассивность и безразличие, вялость, отсутствие инициативы).

Четвертая стадия (возраст от 7 до 12 лет) характеризуется кризисом «трудолюбие-комплекс неполноценности» (нормальное развитие: школьные годы вынуждают адаптироваться к новым требованиям, выполнению сложных интеллектуальных заданий, формированию отношений с одноклассниками и учителями, то есть проявлять еще большую самостоятельность. Опыт преодоления сложностей этого этапа формирует в ребенке уверенность в своих силах, трудолюбие, способность к самовыражению, появляются чувство долга и стремление к достижению успехов; аномальное развитие: опыт неудач снижает самооценку, развивает чувство неполноценности. Ребенок избегает сложных задач, ситуаций соревнования со сверстниками).

Пятая стадия (от 12 до 18 лет) характеризуется кризисом «идентификация личности» (нормальное развитие: жизненное самоопределение, развитие временной перспективы – планов на будущее, подросток ищет ответ на вопросы «Кто Я?», «Каков мой путь?», половая поляризация межличностного поведения, становление мировоззрения; аномальное развитие: размывание чувства Я, путаница ролей, моральных и мировоззренческих установок, индивидуальная серость и конформизм, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми).

Шестая стадия (до 30 лет) кризис «близость или одиночество» (нормальное развитие: близость к людям, стремление к контактам с людьми, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью; аномальное развитие: изоляция от людей, избегание интимных отношений, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение).

Седьмая стадия (до 60 лет) кризис «производительность или застой» (нормальное развитие: творчество, зрелая, полноценная жизнь, обучение и воспитание нового поколения; аномальное развитие: застой, эгоцентризм, поглощенность самим собой, непродуктивность в работе).

Восьмая стадия – «кризис цельность или безнадежность» (нормальное развитие: полнота жизни, принятие ее такой, какая она есть; аномальное развитие: бессмысленность прожитой жизни, отчаяние, потеря веры в себя, желание прожить жизнь заново, получить от нее больше, чем было получено).

Личность человека бывает целой (гармоничная, зрелая натура) и дефицитарной, дисгармоничной в том или ином отношении (акцентуированные личности, невротические личности, психопатические личности).

Здоровой личности свойственны свежесть и реализм восприятия; принятие себя и других во всех проявлениях, со всеми достоинствами и недостатками, без вины, страха и тревоги; непосредственность, естественность и непринужденность во всем; искренность без желания производить впечатление и следовать условностям; отсутствие внутренних конфликтов и непоследовательного поведения; отсутствие неудовлетворенных базовых потребностей (органических потребностей, потребностей в безопасности, признании и любви); мотивацией служит личностный рост, самовыражение, созревание и развитие – самоактуализация; центрирование на проблеме, а не на себе; осознание неприкосновенности внутреннего мира, защита его от посягательств извне, потребность иметь собственные суждения на тот или иной счет, но не в ущерб их объективности; самодостаточность, самоуправление и самодисциплина, глубокие межличностные отношения, искреннее стремление помогать людям, способность к подлинному состраданию и бескорыстной помощи.

Невротическая личность – незрелая личность со свойственными ей невротическими потребностями (основанными на постоянных тревоге, страхе и (или) вине – «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира», зависимости от мнения окружающих, поиске опоры в партнерах), психологическими защитами, комплексами, нарушениями межличностных отношений и социальной адаптации.

Изначально нормальные потребности у невротической личности становятся избыточными, негибко используемыми – избирается какая-то одна во всех социальных взаимодействиях.

Потребности в любви и одобрении становятся ненасытным стремлением быть любимым, объектом восхищения и в то же время повышенная чувствительность к критике, отверганию, проявлению недружелюбия, в руководящем партнере – чрезмерная зависимость от других, в четких ограничениях – нетребовательность, довольство малым, подчинение другим, во власти – склонность доминировать и презирать слабых, в самодостаточности и независимости – избегание любых отношений, предполагающих принятие на себя обязательств, дистанцирование от всех и вся и т.д.

Комплекс – вытесненное в бессознательное или формирующее в нем эмоционально значимое побуждение, влечение, установка, оказывающая существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведения человека.

Психопатическая личность (специфическое расстройство личности) – дисгармоничная личность с выраженным и стойким нарушением поведения преимущественно в сфере межличностных отношений (аномальный стиль поведения) и нарушением социальной адаптации.

Расстройство личности является тяжелым нарушением характерологической конституции (фактически особенной структурой личности), которой свойственны заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования (аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, стиль отношения к другим людям), хронический и всеобъемлющий характер аномального стиля поведения, отчетливо нарушающий адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций, значительный личностный дистресс.

Диссоциация личности – нарушение целостной структуры личности, ее фрагментация на относительно независимые подсистемы в силу распада интегрирующих личность факторов. Диссоциация личности, как расстройство ее функционирования, проявляется внутренней несогласованностью или даже противоречивостью (сосуществованием полярных побуждений, мотивов, интересов, ценностей), непоследовательностью поведения и нарушениями социальной адаптации.

Структура личности – способ организации личностных качеств. В структуру личностивходят способности, темперамент, характер, направленность (мотивация и установки).

Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но способствуют их успешному приобретению. Уровни способностей – собственно способность, одаренность, талант, гениальность.

Задаток – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов.

Темперамент – врожденное свойство нервной системы человека, определяющее динамику психических процессов, связанных с эмоциональной возбудимостью - их быстроту, энергичность, длительность и устойчивость, одинаково протекающих в различной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов.

Холерик – подвижная неуравновешенная нервная система, сильный раздражительный процесс и относительно слабый процесс торможения, резкая смена настроения, бурные эмоциональные реакции, быстро загорающиеся чувства, ярко выражающиеся в речи, мимике, жестах; импульсивность, конфликтность, вспыльчивость.

Сангвиник – стабильная уравновешенная нервная система, быстрая реакция на события, эмоциональный отклик на все впечатления, чувства непосредственно выражаются во внешнем поведении, общительность, живость, подвижность, легкое отношение к неприятностям.

Флегматик - стабильная уравновешенная, но медлительная инертная нервная система, спокоен, невозмутим, его нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя, чувства его внешне почти никак не проявляются, не любит перемен, социально отстранен, погружен в себя.

Меланхолик – слабая неуравновешенная нервная система, высокая чувствительность ко всем раздражителям, непостоянство, легкая возбудимость, высокая утомляемость и нерешительность, склонность к необоснованным страхам и беспокойствам, тревожности; ранимость, впечатлительность, мягкость, мнительность.

Если темперамент представляет собой биологический полюс интеграции личностных качеств, то характер является социальным полюсом их интеграции.

Характер (нрав) – совокупность существенных и устойчивых личностных качеств человека, определяющих образ его поведения, проявляющихся в типичных способах деятельности, отражающих отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе.

Например, интроверт (замкнутый человек, обращенный в свой внутренний мир), экстраверт (общительный, коммуникабельный, открытый человек).

Характер – сфера детерминизма, личность как аспект «Я » – область свободы и автономии. Личность есть сотворение человеком самого себя (становление «Я»). Именно личность изучает свой характер, работает над ним, принимает его или не принимает.

Черта характера – психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Волевые черты характера – решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и т.д., эмоциональные черты характера – порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и т.д., интеллектуальные черты характера – глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.д.

Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера (заострение черт характера), крайний вариант нормы. Обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации проявляются, когда «к месту наименьшего сопротивления в характере» трудные ситуации предъявляют повышенные требования.

Неустойчивый тип – лень, нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, слабоволие, постоянная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны, к своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим, склонны к аддикциям.

Лабильный тип – крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность. Велика потребность в сопереживании, высокая чувствительность в знаках внимания. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Общительность, добродушность, искренняя привязанность.

Конформный тип – ярко выраженное стремление быть как все, которое распространяется на все – от стремления одеваться как все до сильной зависимости суждений, позиций и поведения от окружения. Становятся продуктом своего окружения: в «хорошей» среде старательно учатся и работают, в «плохой» – усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения.

Шизоидный тип – замкнутость и отгороженность от других людей, недостаток чувствительности в процессе общения. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неуменении понять чужие переживания, в низкой эмпатии (способности к сопереживанию). Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью.

Эпилептоидный тип – склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерны аффективная взрывчатость, авторитаризм. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство появляется стремлением властвовать над сверстниками. Свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, педантизм.

Истероидный тип – мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания. Свойственна театральность переживаний, склонность к позерству. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии.

Астено-невротический тип – повышенная утомляемость, раздражительность, мнительность, обидчивость, пониженная самооценка. При утомлении аффективные вспышки возникают по любому поводу.

Психастенический тип – помимо неврастенических черт добавляются нерешительность, тревожная мнительность, боязливость, склонность к самоанализу и рефлексии. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные предметы и ритуалы.

Сенситивный тип – повышенная чувствительность, впечатлительность, ранимость, боязливость, заниженная самооценка. Болезненно воспринимают грубость и хамство. Замкнутость, робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность образом своего тела.

Гипертимный (сверхактивный) тип – всегда хорошее, слегка повышенное настроение, высокий жизненный тонус, неудержимая активность и жажда общения в тенденции разбрасываться и не доводить начатой до конца. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее.

Циклоидный тип – достаточно частая смена нерезко выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности. В гипертимной фазе не отличаются от гипертимов. Между фазами часто имеет место достаточно длительный период неакцентуированного, гармоничного поведения.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации, а также установок, ставших свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Установка – неосознанное состояние предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации, то есть готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать жизненную ситуацию определенным образом.

Влечение – состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Стремление – желание с включенным в него волевым компонентом. Интересы – специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Склонность – интерес с включенным в него волевым компонентом. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность в той или иной деятельности, то есть интерес к определенному виду деятельности. Идеал – конкретизируемая в образе предметная цель склонности человека, то есть то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, то есть его системы взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Убеждение – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотив - это то, что придает определенный смысл деятельности человека, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве объяснения выступают психические свойства субъекта поведения, во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Мотив аффилиации – мотив стремления к общению. Проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне – в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью.

Мотив отвержения – проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности, создавая препятствия на пути межличностного общения.

Мотив власти – склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п., сопровождаемая получением удовольствия от удовлетворения потребности в осуществлении контроля над другими людьми. Признаком наличия мотива власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми, удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим.

Проявляется в том, чтобы побуждать других людей поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия, судить, определять нормы и правила поведения.

 

Состояния

Психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов.

Важнейшей структурной характеристикой психического состояния является тонус – состояние длительного стойкого возбуждения нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающегося утомлением. Тонус определяет уровень активности-пассивности психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека.

Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Сон – периодически возникающее состояние человека, характеризуемое значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира, обеспечивающее восстановление физических и психических резервов человека.

Наступает с появления сонливости (желания или потребности уснуть), которой сопутствуют расслабленность, зевота, дремота. Затем прерывается поток внешних впечатлений и частично самовосприятия, когда уже не различаются внешние и внутренние впечатления. Некоторое время сохраняются мысли и представления с чувством произвольного их контроля, но вскоре психическая активность становится неконтролируемой, субъективно воспринимаемой как сновидение, поток впечатлений. Сновидения сопровождаются эмоциями, побуждениями, действиями, мыслями и феноменами самовосприятия.

Оптимальное рабочее состояние – состояние, в котором человек действует наиболее эффективно, оно всегда сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции.

Психоэмоциональная напряженность – состояние, при котором ситуация становится личностно значимой, при резком увеличении мотивации, повышении степени ответственности (ситуация экзамена, публичного выступления). При этом состоянии происходит резкое усиление деятельности гормональных систем, что сопровождается существенными сдвигами в деятельности внутренних органов и систем.

Утомление – состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает следствие истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность.

Функциональное состояние – интегральная характеристика психофизиологических процессов, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации.

Адаптация – способность регулировать свои психические процессы (управлять своими эмоциями, мыслями, желаниями, поведением) в целях приспособления к изменяющимся условиям среды для достижения динамического равновесия (гомеостаза).

Выделяют три уровня адаптации человека – физиологический, психический и социальный, которые определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма (функциональное состояние организма).

Всякое функциональное состояние является как переживанием субъекта, так и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: