КОНСПЕКТ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ




 

Психология –наука о психике и психических явлениях.

Психика – внутренний мир человека, проявляющийся в способности активно отражать окружающий мир посредством формирования его образов, осознавать себя и регулировать свою деятельность. Предназначение психики в обеспечении адаптации (приспособления) к условиям окружающей среды.

Отражение психикой объективного мира означает способность получения информации об окружающем мире посредством создания психического, то есть субъективного по своей природе, образа – информационной модели действительности. Получаемая информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы, состоящей из спинного и головного мозга, а также находящейся за их пределами периферической нервной системы. Головной мозг состоит из мозгового ствола, мозжечка и двух полушарий, в которые входят кора и подкорковые структуры.

В обеспечении психической деятельности живого организма принимают участие также эндокринная система – система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов (биологически активных веществ, вырабатываемых эндокринными железами – железами внутренней секреции) и иммунная система, обеспечивающая защиту от инфекций, токсинов и злокачественных клеток.

Живой организм способен реагировать на изменение внешней среды и ее воздействия. Раздражимость – способность живого организма к общей реакции на биологически значимые воздействия; активность при этом проявляется только после прямого воздействия фактора внешней среды.

В процессе эволюции формируется главное свойство психики - способность опережающего и целостного отражения реального мира, то есть способность получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Появление чувствительности - способности к ощущениям, то есть субъективному опознанию свойств раздражителей среды, рассматривается как зарождение психики и появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде, характеризуемого возникновением поведения – сложного комплекса реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Формирование способности к мотивированному, то есть осознанному и целенаправленному поведению означает появление сознания – высшего уровня психического отражения и регуляции.

Человек выделяет себя из окружающей среды, осознает свою индивидуальность, формирует «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, то есть без воздействия раздражителей среды, осмысленно регулировать свое поведение.

Таким образом, выделяются четыре уровня эволюционного развития психики живых организмов – раздражимость, чувствительность, поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение).

Психические явления подразделяются на три класса – психические процессы, состояния и свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения и могут быть разделены на три группы – познавательные, эмоциональные и волевые. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, то есть обладают динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

Познавательные психические процессы – процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

Эмоциональные психические процессы – процессы, определяющие значимость полученной информации посредством придания ей соответствующей эмоциональной окраски.

Волевые психические процессы – процессы, связанные с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением.

Особо выделяют группу неосознаваемых психических процессов – процессов, протекающих вне контроля сознания (бессознательное).

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы.

Психические свойства личности – устойчивые образования (структуры психики), обеспечивающие характерную для данного человека деятельность. Представлены темпераментом, способностями, характером, направленностью личности.

 

Деятельность

Деятельность – сознательное активное взаимодействие с окружающим миром, в ходе которого человек целенаправленно удовлетворяет свои потребности, преобразуя внешний мир и формируя самого себя, реализуя самостоятельное личностное отношение к миру.

Деятельность есть активный и целенаправленный процесс. Активность - свойство самого субъекта, источник активности находится в Я в виде поставленной им цели, на достижение которой направлено действие.

Центральное место в деятельности человека составляет действие – сознательное проявление активности человека. Действие как акт поведения включает в себя и акт сознания в виде постановки и удержания цели, то есть представляет собой движение, взаимосвязанное с сознанием. Принцип неразрывности сознания и поведения означает, что сознание проявляется в деятельности. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер.

Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую именуется интериоризацией (присвоение). Это процесс становления психики человека (формирование психологических функциональных структур) в результате последовательного усвоения внешней деятельности и общественного опыта в структуру собственной личности – становление социального в индивидуальное.

Виды деятельности – общение, игра, учение, труд.

Общение –связь между людьми (психологический контакт), включающая в себя обмен информацией (мыслями, идеями, эмоциями), восприятие и понимание друг друга, взаимодействие и взаимовлияние. В рамках общения взаимодействие индивидов предстает как кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Общение есть форма существования и проявления сознания. Само мышление человека представляет собой внутреннюю форму общения; человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения.

Различают межличностное общение (непосредственные неформальные отношения, на которые социальные нормы оказывают косвенное влияние) и ролевое общение (отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями).

Игра –вид непродуктивной (подражательной, имитационной или символической) деятельности, мотивированный не конечным результатом, а самим ходом ее процесса.

Учение и воспитание – формирование личности посредством усваивания опыта предыдущих поколений.

Труд –воздействие человека на природу с целью обеспечения условий своего существования. Трудовая деятельность осуществляется только совместно с другими людьми и с использованием создаваемых для этого орудий труда.

Инстинкт – врожденная форма автоматического поведения, направленная на удовлетворение определенной потребности. В отличие от рефлекса, представляющего собой одну ответную реакцию нервной системы на определенный раздражитель, инстинкт подразумевает довольно сложную последовательность действий. Инстинкты активируются на бессознательном уровне, ощущаются как потребности, однако у человека есть возможность самостоятельно выбирать, как именно их реализовывать.

Инстинкты направлены на реализацию основных потребностей человека, соответственно можно выделить следующие инстинкты: самосохранения, продолжения рода, материнства, любопытства (исследовательский инстинкт), доминирования, стремления к свободе, адаптации, социальной коммуникации.

Потребность – состояние нужды, вызывающее ощущение недостаточности того, что необходимо для нормального функционирования и развития. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой, личностью и обществом.

Потребность, как исходная форма активности, проявляется в виде эмоционально окрашенных влечений, стремлений, желаний, мечтаний, интересов, страстей, убеждений и идеалов. Переживаемая человеком нужда побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения.

Потребность в своем развитии проходит два этапа. Сначала человек испытывает чувство напряжения, беспокойства, обусловленного дефицитом того, что требуется. Стремление человека избавиться от дискомфорта становится источником активности, потребность стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. В ходе поиска происходит встреча потребности с ее предметом – опредмечивание потребности, в процессе которого рождается мотив – предмет потребности, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Сознание человека - это поле смыслов и значений, порождаемых и поддерживаемых в процессе его деятельности в целях удовлетворения потребностей. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание преимущественно на тех предметах, которые способны удовлетворять потребность. Различают физиологические потребности, потребности в безопасности, признании и любви, в самоуважении и самоактуализации.

Воспитание потребностей – одна из центральных задач формирования личности. Наказание и следующая за ней отрицательная эмоция не способны заменить нежелательные, запрещенные побуждения желательными, поощряемыми. Отрицательная эмоция сокращает, но не ликвидирует притязания – она побуждает искать новые пути их удовлетворения. Поэтому наказание бессильно перед желаниями, побуждениями, притязаниями, интересами. Опора на положительные эмоции – на радость, сопровождающую узнавание, понимание и приобретение умений – основа успеха в воспитании потребностей.

Мотив – причина и цель поступков, осознанная опредмеченная потребность. С появлением мотива поведение получает свое направление, потому что мотив – это то, ради чего совершается действие. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет цели и задачи. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Обретение цели действия завершает развитие мотивационной сферы, знаменует переход от потребности к мотиву.

Виды мотивов – самоутверждение (стремление самоутвердиться в обществе, получить определенный статус), идентификация (стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца), власть (стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, определять их действия), саморазвитие (стремление к личностному росту, реализации своего потенциала), достижение (стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чем-либо), избегание неприятности и т.п.

Мотив, являясь побуждением к деятельности, формируя ее направленность и регулируя ее, тем самым определяет и своеобразие личности, поскольку о человеке мы судим исходя из его поступков и результатов деятельности.

Деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческой деятельности предполагает, что один из мотивов является ведущим, а другие - второстепенными.

Помимо практической деятельности, существует внутренняя деятельность, которая также как внешняя побуждается мотивами и сопровождается эмоциональными переживаниями, однако действия производятся не с реальными предметами, а с их образами и вместо реального продукта мы получаем мысленный результат.

Связь различных психических явлений с движением и деятельностью человека называется психомоторикой.

Воля – способность управлять своим поведением, сознательно регулировать свою деятельность, мобилизуя психические и физические возможности для преодоления внутренних и внешних трудностей. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой, соответствующим образом организовывать свою психическую деятельность.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. В зависимости от степени осознанности потребностей стремление к цели выступает в виде влечения либо желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему что-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает.

Желание оценивается человеком, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

У человека иногда возникает несколько несогласованных и даже противоречивых желаний. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Основным моментом волевой деятельности является исполнение принятого решения. Для реализации спланированного действия необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Сила воли – способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного.

Гипобулия – ослабление воли и целенаправленной активности, недостаток энергии, побуждений, интересов. Крайняя степень отсутствия волевых побуждений – абулия.

Свобода воли – способность человека выбирать вариант поведения исходя из внутреннего самоопределения личности.

Аддикция – зависимость от чего-либо, обусловленная навязчивой потребностью совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия.

Аддиктивное поведение – зависимое поведение, направленное на изменение собственного психического состояния посредством какого-либо занятия или приема психоактивного вещества. Любая аддикция занимает первое место в системе ценностей человека и альтернативные виды деятельности подвергаются забвению.

Наиболее распространенной психологической проблемой, которую пытаются преодолеть зависимые личности, является ощущение пустоты, бессмысленности существования – экзистенциальный вакуум, возникающий в условиях, когда человек не находит себя в жизни, не может реализовать свое предназначение, не имеет возможности осуществить подлинные свои потребности, то есть живет чужой, навязанной ему жизнью. Это социально-психологический аспект зависимого поведения, свойственного дефицитарным личностям с присущей им фрагментацией внутреннего мира из-за отсутствия объединяющего начала – смыслообразующих потребностей.

Зависимая личность не находит внутри себя жизненной цели, и, поэтому, постоянно ощущает источник внутреннего дискомфорта. Причем тягостность переживания усиливается во время стрессовых, критических ситуаций. Именно благодаря тому, что «внутри себя» плохо, человек совершает свой выбор в пользу мифического оазиса комфорта, который постоянно ищет во вне. Зависимость – способ бегства от внутреннего неблагополучия, внутренней бедности к внешней иллюзии красоты, счастья и праздника.

 

Познание

 

Познание как процесс отражения действительности имеет две ступени – чувственную и логическую (рациональную). Чувственные познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, рациональное познание - мышление.

Чувствительность – способность отражения окружающей среды в виде чувственных образов - психических образов среды, соединенная с переживанием своего состояния (положительного или отрицательного), служащая целям ориентации и регуляции действий, моделирования поведения в целях приспособления к окружающей среде.

Окружающий мир познается с помощью органов чувств – глаз (зрение), ушей (слух), языка (вкус), носа (обоняние), кожи (осязание), в результате воздействия на которые возникают чувственные образы. Образы называются чувственными потому, что они возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Ощущения - отражение отдельных свойств и состояний вещей (образ отдельных свойств). Различают ощущения зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные (кинестетические), вестибулярные, органические ощущения (голод, жажда, половое чувство, бодрость, усталость, удушье, тошнота, недомогание, боль).

Основной психофизический закон – интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии).

Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов и ситуаций. При восприятии на основе синтеза ощущений формируются целостные образы вещей. Формирование образов восприятия осуществляется мышлением, интегрирующим разрозненные и разнородные ощущения в целостные, устойчивые и узнаваемые чувственные образования. К наиболее сложным формам восприятия относятся восприятие пространства, времени и движения.

С целостностью перцептивного образа связана его структурность, которая заключается в том, что в целостном образе отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, то есть структура предмета. Именно благодаря структурности мы узнаем предметы независимо от того, из какого материала они изготовлены. Прослушивая одну и ту же мелодию, исполненную на разных музыкальных инструментах, дающих звуки различного тембра и высоты, мы узнаем ее, если сохранится соотношение между звуками, то есть сохранится ее структура.

Восприятие осуществляется посредством выделения предмета (объект восприятия) и фона (образуют все другие предметы, отступающие на «задний план»).

Восприятие человека осмысленно, перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление. Благодаря этому, воспринимая предмет, человек обозначает его словом, относит к определенному классу предметов (единство чувственного и смыслового содержания восприятия).

Агнозия – утрата способности узнавать, идентифицировать воспринимаемые объекты, понимать их смысл и предназначение при сохранении чувствительности и сознания (расстройство восприятия).

Восприятие зависит от содержания психической жизни - особенностей личности человека, его опыта, знаний, установок, эмоций, мотивов и целей, сами предметы и ситуации воспринимаются обусловленно – в тесной взаимосвязи друг с другом и прошлым опытом воспринимающего (процесс апперцепции – субъективного восприятия).

Представление - воспроизведение в памяти прежних восприятий, формирование ранее не воспринимавшихся образов при помощи воображения. В основе представления лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Выделяются представления памяти и представления воображения.

Представлению свойственна большая обобщенность по сравнению с восприятием. В представлении происходит отвлечение от частностей и отражаются самые общие свойства объектов. Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом и абстрактным мышлением.

Мышление – обобщение чувственных образов, то есть отражение общего в явлениях реального мира, и применения обобщений к единичным предметам и явлениям, то есть выведение нового знания посредством умозаключений.

Мышление всегда связано с творческим решением той или иной задачи (возникновением проблемной ситуации, которую надо решить), начинаясь с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно - потребность познания. Поэтому необходимым условием протекания мыслительного процесса, порождающего новое знание, является умение видеть непонятное, требующее ответа.

Речь – форма общения людей посредством языка. Различают сенсорную речь (понимание языка) и экспрессивную речь (способность говорить).

Язык – знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации. Язык обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова – это всегда обобщение.

Всякий язык имеет определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка (лексика). Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка (грамматика – строй языка), а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

Мышление неразрывно связано с речью – мысли всегда облекаются в речевую форму, мы всегда думаем словами. Речь – орудие мышления.

Интеллект - совокупность умственных способностей индивида, обеспечивающих успех познавательной деятельности.

Виды (уровни) мышления – наглядно-действенное (мышление в процессе практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с различными предметами), наглядно-образное (мышление, в котором используются не отделенные от предметов представления), понятийное мышление или словесно-логическое (мышление, лишенное непосредственной наглядности, в котором используются абстрактные понятия).

Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – мысль, содержащая существенные признаки предмета, отличающие его от других предметов.

Объем понятия – множество предметов мысли, объединенных в понятии. Содержание понятия – множество признаков предмета, объединенных в понятии.

Понятие есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих отличительных признаков. Из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется родом, а тот, что содержится, - видом.

Понятие может включать в себя отношение целого и части (собирательное понятие). В этом случае основной признак понятия относится не к каждому элементу множества, а ко всему множеству предметов как единому целому (например, лес, созвездие, толпа).

Определение понятия (дефиниция) – раскрытие содержания понятия путем перечисления его родового и видовых признаков.

Предельно общие понятия, для которых невозможно дальнейшее обобщение (определение через род и видовое отличие), именуются категориями и служат основой мышления (бытие и ничто, субъект и объект, количество и качество, форма и содержание, явление и сущность, пространство и время, необходимость и случайность, добро и зло и т.п.). Категориальная структура мышления обеспечивает его системность, единство и воспроизводимость, несмотря на динамику и многообразие конкретных областей его приложения.

Оперирование понятиями осуществляется в формах суждения и умозаключения.

Суждение – отрицательное или положительное высказывание о предметах, их свойствах и отношениях. Суждение основано на понимании многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями, представляя собой реализацию способности к пониманию – постижению смысла и значения чего-либо.

Высказывание истинно тогда и только тогда, когда описываемое в нем положение дел имеет место в действительности, в противном случае оно ложно.

Выявленные взаимосвязи природных явлений есть их сущность, именуемая законом природы. Закон природы есть обобщение опытных фактов. Связи между явлениями природы бывают необходимые и случайные. Необходимость – то, что порождает, вызывает к жизни, должно произойти так, а не иначе (причина порождает следствие). Случайность – то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти по-другому.

Умозаключение – вывод новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия (заключения) из этих посылок.

Основным звеном мышления являются мыслительные операции - сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Сравнение – установление сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

Анализ – разложение целого на части или выделение отдельных его свойств или сторон. Анализ выявляет структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез – соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также сочетание отдельных их свойств.

Абстракция – отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, то есть отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации.

Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному общему положению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.

Индукция – переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.

Дедукция – переход от общего положения к частному случаю. Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов.

Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря способности памяти сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания. Виды памяти – двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Процесс запоминания контролируется следующими факторами: эмоциональное сопровождение впечатлений (информация, оставляющая индивида равнодушным, запоминается хуже, нежели порождающая эмоциональный отклик), структурированность впечатлений (впечатления, образующие определенную конфигурацию, запоминаются лучше, чем не связанные с другими), осмысленность впечатлений, мотивация запоминания, оптимальный уровень психической активности, сенсорная яркость впечатлений.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Способность создания новых психических образов обусловила возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. В норме воображение есть осознанная активность личности, мотивированной поиском новых адаптивных стратегий поведения. В этом контексте воображение рассматривается как наиболее характерная и важнейшая сторона интеллекта.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-то определенном.

Под направленностью психической деятельности понимается ее избирательный характер, то есть выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений либо выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени.

Под сосредоточенностью подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.

Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.

Патология мышления по содержанию – бредовые, сверхценные и навязчивые идеи.

Бред – психотическое расстройство, проявляющееся аутохтонно возникающими ложными и не коррегируемыми убеждениями разного содержания, патологической мотивацией, нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Развивается на основе глубокой дезорганизации структур личности. Индивиды с таким расстройством придерживаются бредовых убеждений с таким упорством, как если бы эти убеждения представляли смысл их существования. Лишение бреда означает для них нечто вроде краха, то есть невыносимое состояние экзистенциальной фрустрации.

Выделят параноидный бред - бредовые идеи, характеризующиеся убеждением в неблагоприятном внешнем воздействии (бред преследования, бред сутяжничества, бред ревности, бред одержимости и т.д.), бред величия (бред богатства, изобретательства, реформаторства, происхождения, религиозный бред (считает себя пророком, может творить чудеса), депрессивный бред (бред неполноценности, соматический бред (убеждение в наличии заболевания) и т.д.).

Сверхценные идеи – эмоционально насыщенные всепоглощающие убеждения, доминирующие в течение жизни или длительного периода времени. Чаще всего встречаются сверхценные идеи, отражающие стремление преодолеть комплекс неполноценности, то есть возникающие по механизму гиперкомпенсации.

Навязчивые идеи – неконтролируемые мысли, воспоминания, представления, сомнения, страхи, стремления, умственные действия чуждого, непонятного, бессмысленного и не связанного с реальностью содержания при сохранении сознания их неуместности или болезненности и критического к ним отношения. Обсессия – идеаторная навязчивость (навязчивые непроизвольные мысли, идеи, представления). Фобия – навязчивый страх.

 

Эмоции

Эмоции – душевныe переживания значимости происходящего, выражающие личную оценку внешних и внутренних жизненных ситуаций, то есть субъективное пристрастное к ним отношение. Эмоции возникают спустя мгновение после происшедшего, осмыслить его индивид обычно не успевает. Эмоции позволяют немедленно реагировать на случившееся и не зависеть от скорости мышления.

Эмоция есть врожденная адаптивная реакция на жизненную ситуацию, определяющая полезность или вредность воздействия для удовлетворения потребности организма, обеспечивающая необходимое поведение в виде закрепления отрицательного или положительного опыта. В этом проявляется регулирующая функция эмоций.

Эмоции тесно связаны с удовлетворением потребностей, содержат в себе непосредственные побуждения действовать или блокируют такие побуждения. Побуждения, связанные с эмоциями, - влечения и желания индивида.

Для эмоций характерна энергетическая насыщенность, тесная связь с нервной системой. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Выход вовне и разрядка эмоциональной энергии осуществляются благодаря поведенческому компоненту – мимике и действиям.

Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. В этом проявляется оценочная функция эмоций.

Большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие (эмоции, сопровождающие удовлетворение потребности), так и н еудовольствие (эмоции, вызванные препятствиями в удовлетворении потребностей).

Двойственность, противоречивость эмоционального отношения называется амбивалентностью, вызываемой обычно тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-то напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения – с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-то важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, оно моментально охватывает весь организм, поэтому эмоции сопровождаются учащением или урежением пульса и дыхания, снижением или повышением мышечного тонуса, колебаниями артериального давления и потоотделения, температуры, деятельности кишечника и многими другими. Название ряда эмоций связано именно с этими изменениями: страх – оцепенение, горе, печаль – «горит, печет», грусть – «грызет», гнев – «гниет», тоска – «истощение» и др.

Эмоции неотделимы от других психических процессов, они вплетены в ткань психической жизни, сопровождая все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений – эмоциональная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета (приятное-неприятное), в мышлении – как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Типы эмоциональных переживаний – аффекты, собственно эмоции (эмоциональные реакции), чувства, страсть, н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: