Сформулируйте педагогические задачи, которые могут быть решены посредством понятийного аппарата при изучении курса права




Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Основная задача курса права – формирование системы правовых понятий. Учащиеся должны овладеть их содержанием и адекватно их использовать.

Понятие - форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Определение понятия– это логическая операция, которая раскрывает его содержание.

Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта.

Дидактическое значение работы над понятиями состоит в том, что они способствуют формированию у школьников адекватной научной картины мира, развитию теоретического мышления, становлению научных способов деятельности, гражданских качеств личности, формированию эмоционального отношения к миру, правовой культуры. В более широком понимании - формирование понятий способствует социализации личности. Понятия в качестве важного компонента входят в состав научной теории, которая включает в себя другие структурные элементы: факты, положения и принципы, закономерности и идеи. Поэтому в процессе усвоения правовых понятий происходит осознание отношений между ними и другими видами теоретических знаний в области права. Это способствует проникновению в сущность изучаемого объекта – право.

Правовые понятия можно классифицировать. Главная отличительная черта правовых понятий – их сложность. Большинство понятий являются по своему характеру абстракциями высокого порядка и изучаются на уровне теоретических обобщений. Курс права включает теоретические понятия мировоззренческого содержания, сложные по своей структуре: право, государство, политико – правовая сфера, личность и т.д. Эти понятия входят в категориальный аппарат права как науки, дающей теоретическое осмысление человеческого общества в целом. Они являются обобщениями (абстракциями) самого высокого порядка и рассматриваются на протяжении всего курса. Они относятся к группе общих понятий.

Другая группа понятий: гражданин, правонарушения, преступления, трудовое право, семейное право и т.д., фиксирующие явления или совокупность явлений, конкретизирующих общество и его сферы, являются абстракциями меньшей степени обобщенности по сравнению с понятиями первой группы. Они характеризируются как частные понятия. Эта классификация понятий курса обществознания, предложенная Л.Н. Боголюбовым, применима и к правовым понятиям и позволяет учителю сосредоточить внимание на ключевом понятии, обогащая и углубляя их с опорой на существующую группу частных понятий.

Все понятия могут рассматриваться на протяжении всего курса права. Подчеркиваем, что многократное и систематическое обращение в курсе права к одному и тому же понятию, рассмотрение его в разных аспектах и ракурсах, позволяет учащемуся глубоко и осознанно осмыслить сущность правового явления. Речь идет не о простом дублировании, а о предании понятию новых граней и сторон. Понятия можно сгруппировать по степени известности. Это важно при подготовке к уроку. В этой связи учитель должен знать, какие признаки понятия известны учащимся, как следует расширить и обогатить знание понятия.

Функции понятий: 1. Познавательная функция. Усвоенное понятие помогает изучать правовую действительность и оценивать ее с точки зрения современной теории. 2. Ориентировочная функция. Тесно связана с предыдущей. Вместе они создают общую базу для формирования умения познания общества, его объяснения и прогнозирования правовых явлений. 3. Аксиологическая (ценностная) функция. Относится к понятиям, фиксирующим гуманистические ценности и нормы: человек, личность, добро, свобода, человеческое достоинство, парламентаризм, культура и т.д. На основе этих понятий формируются гуманистические ценностные ориентации. 4. Регулятивно-практическая функция. Предполагает умение вести себя определенным образом. Эту функцию выполняют понятия, фиксирующие совокупность способов социально-значимой деятельности: предприниматель, потребитель, член партии, судья, предприниматель, избиратель и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: