Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Основная задача курса права – формирование системы правовых понятий. Учащиеся должны овладеть их содержанием и адекватно их использовать.
Понятие - форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Определение понятия– это логическая операция, которая раскрывает его содержание.
Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта.
Дидактическое значение работы над понятиями состоит в том, что они способствуют формированию у школьников адекватной научной картины мира, развитию теоретического мышления, становлению научных способов деятельности, гражданских качеств личности, формированию эмоционального отношения к миру, правовой культуры. В более широком понимании - формирование понятий способствует социализации личности. Понятия в качестве важного компонента входят в состав научной теории, которая включает в себя другие структурные элементы: факты, положения и принципы, закономерности и идеи. Поэтому в процессе усвоения правовых понятий происходит осознание отношений между ними и другими видами теоретических знаний в области права. Это способствует проникновению в сущность изучаемого объекта – право.
|
Правовые понятия можно классифицировать. Главная отличительная черта правовых понятий – их сложность. Большинство понятий являются по своему характеру абстракциями высокого порядка и изучаются на уровне теоретических обобщений. Курс права включает теоретические понятия мировоззренческого содержания, сложные по своей структуре: право, государство, политико – правовая сфера, личность и т.д. Эти понятия входят в категориальный аппарат права как науки, дающей теоретическое осмысление человеческого общества в целом. Они являются обобщениями (абстракциями) самого высокого порядка и рассматриваются на протяжении всего курса. Они относятся к группе общих понятий.
Другая группа понятий: гражданин, правонарушения, преступления, трудовое право, семейное право и т.д., фиксирующие явления или совокупность явлений, конкретизирующих общество и его сферы, являются абстракциями меньшей степени обобщенности по сравнению с понятиями первой группы. Они характеризируются как частные понятия. Эта классификация понятий курса обществознания, предложенная Л.Н. Боголюбовым, применима и к правовым понятиям и позволяет учителю сосредоточить внимание на ключевом понятии, обогащая и углубляя их с опорой на существующую группу частных понятий.
Все понятия могут рассматриваться на протяжении всего курса права. Подчеркиваем, что многократное и систематическое обращение в курсе права к одному и тому же понятию, рассмотрение его в разных аспектах и ракурсах, позволяет учащемуся глубоко и осознанно осмыслить сущность правового явления. Речь идет не о простом дублировании, а о предании понятию новых граней и сторон. Понятия можно сгруппировать по степени известности. Это важно при подготовке к уроку. В этой связи учитель должен знать, какие признаки понятия известны учащимся, как следует расширить и обогатить знание понятия.
|
Функции понятий: 1. Познавательная функция. Усвоенное понятие помогает изучать правовую действительность и оценивать ее с точки зрения современной теории. 2. Ориентировочная функция. Тесно связана с предыдущей. Вместе они создают общую базу для формирования умения познания общества, его объяснения и прогнозирования правовых явлений. 3. Аксиологическая (ценностная) функция. Относится к понятиям, фиксирующим гуманистические ценности и нормы: человек, личность, добро, свобода, человеческое достоинство, парламентаризм, культура и т.д. На основе этих понятий формируются гуманистические ценностные ориентации. 4. Регулятивно-практическая функция. Предполагает умение вести себя определенным образом. Эту функцию выполняют понятия, фиксирующие совокупность способов социально-значимой деятельности: предприниматель, потребитель, член партии, судья, предприниматель, избиратель и т.д.