Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.
Анализ понятия «правовая культура» как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход позволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватные современному развитию общества знания:
· об обществе, его целях и ценностях;
· о правах человека и способах их реализации;
· о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;
· о двух противоположных системах отношений: государство – общество – личность
· личность – общество – государство
· о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.
|
Такой ученик умеет: - отстаивать свои права и права других людей; - ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований; - грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира. Ему присущи следующие качества: - гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях; - готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм; - конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм; - объективность; - ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.
Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.
Формирование правовой культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
- вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;
- воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
- воспитание чувства ответственности за свое поведение;
- формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:
1 - целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;
2 - выработку правовых убеждений;
3 - формирование этико-правовых установок;
|
4 - воспитание правовых чувств;
5 - формирование опыта законопослушного поведения;
6 - формирование активной социально-правовой позиции.
Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:
- интеллектуальному - правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
- эмоционально-ценностному - система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;
- практическому - исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества:
- интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения;
- эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;
- практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.
Имея общую цель — формирование правовой культуры, — учебная деятельность на всех ступенях обучения в школе решает самостоятельные задачи. В начальных классах формируются нравственные представления о правилах поведения, а также складывается понимание добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства. В классах средней и старшей школы углублять правовые знания учащихся позволяют все учебные дисциплины инвариантной части учебного плана, при изучении которых в той или ной степени, затрагиваются вопросы государства и права.
|
Школьный курс обществознания имеет большой потенциал в формировании правовых знаний и культуры обучающихся.
С целью повышения интереса обучающихся к проблемам права, углубления их представлений о правовой сфере общественной жизни, формирования у них правовой культуры на уроках обществознания использую разные формы активного обучения: ролевые, ситуативные, сюжетные игры, «мозговой штурм», работа творческих групп и лабораторий, уроки – диалоги – встречи с сотрудниками правоохранительных органов, уроки – «круглые столы», во время которых происходит личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы.
Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.
Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал, что такой важный компонент, как ее осознанность,формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы.