Занятие № 1. Семинар «История развития педагогической психологии»
Вопросы для обсуждения:
1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.
2. История становления педагогической психологии.
3. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.
Занятие № 2. Практическое занятие «Приёмы диагностики и формирования компонентов учебной деятельности»
Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению проблемы понимания учебной деятельности в отечественной психологии. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
· что составляет содержание и какова структура учебной деятельности согласно теоретическим взглядам В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина;
· перечислите известные виды учебных мотивов;
· какие виды учебных действий выделяются в структуре учебной деятельности, и как происходит их формирование?
· в чем заключается функция действия самоконтроля и самооценки?
· какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой обучающегося?
Задание 2. При подведении итогов обоснуйте утверждение «Учебная деятельность — это целостная динамическая организация».
Задание 3. Приведите примеры методических приемов, которые учитель может использовать в своей работе для диагностики сформированности компонентов структуры учебной деятельности учащихся.
Задание 4. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и ответьте на вопрос: какие компоненты учебной деятельности не сформированы у ученика? Аргументируйте свой ответ.
Учитель просит весь класс повторить хором разбивку слов на слоги. Один ученик не огорчается, что произносит слоги совсем невпопад, напротив, ему очень нравится, так как у него получается громче всех.
Задание 5. Диагностика учебной мотивации.
Цель. Сформировать умение устанавливать и описывать индивидуальные особенности мотивационной сферы.
Методические указания. Владение учителем методом диагностики мотивационной сферы выступает своеобразным инструментом управления — развития мотивации учащегося. Овладение навыками применения различных методик определения особенностей и уровня развития мотивации отражает сформированность диагностической компетентности учителя.
Ход работы:
1. Определите особенности учебной мотивации ученика начальных классов, используя диагностическую методику (Приложение 5[1]).
2. На основании полученных результатов опишите выявленную иерархию мотивов учебной деятельности.
3. Проанализируйте характер взаимосвязи доминирующих мотивов.
4. Сделайте общий вывод о структуре мотивации младшего школьника.
5. При описании результатов также укажите, в чём проявляются особенности мотивации учащегося (Приложение 6).
6. Определите круг практических задач, которые может решать учитель с помощью методики «Выявление понимаемых мотивов в учебной деятельности».
Задание 6. Психология учебной деятельности.
Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопрос. Какими причинами объясняется реакция мальчика на задание?
Мама просит сына решить задачу, в которой речь идет о том, что брат получил два яблока, а сестра — три. Мальчик негодует: «Надо поровну!».
Задание 7. Психология учебной деятельности.
Сравните понимание учебной деятельности в педагогике и психологии. В чём вы видите их расхождение?
Педагогика | Психология (Д. Б. Эльконин) |
Под учебной деятельностью понимается любая деятельность в процессе обучения и поэтому она отождествляется с учебной деятельностью | Учебная деятельность — особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Продуктом этой деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте |
Задание 8. Мотивы младшего школьника.
Дайте краткий психологический комментарий к каждому варианту мотива младшего школьника.
Динамику мотивов младшего школьного возраста можно схематично иллюстрировать следующими последовательными ответами на вопрос о том, зачем надо учиться: «Потому что на уроках интересно руку поднимать», «Чтобы не огорчать маму», «Чтобы пятерки получать», «Чтобы узнать много интересного», «Чтобы, когда вырасту, приносить пользу людям».
Занятие № 3. Семинар «Психология усвоения знаний»
Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению основных причин нарушения механизмов усвоения знаний. Прочитайте статьи С.Л. Рубинштейна «Обучение и развитие», В.А.Крутецкого «Формирование у школьников научных понятий», В.В.Давыдова «Развитие обобщения у детей». По материалам статей подготовьте ответы на следующие вопросы:
· какие основные этапы усвоения знаний выделяет С.Л.Рубинштейн?
· как происходит усвоение научных понятий в описании В.А.Крутецкого?
· как происходит формирование научных понятий с точки зрения В.В.Давыдова?
Задание 2. Прочитайте статью Л.И.Божович «Психологический анализ формализма в усвоении знаний». Какие уровни формализма знаний описываются в статье? Перечислите причины возникновения формализма в усвоении знаний и пути их преодоления. Приведите примеры на каждый вид формализма, разработайте систему вопросов, заданий, позволяющих выявить уровень формализма в усвоении содержания научной статьи у своих студентов.
Задание 3. Прочитайте определения «понимания», предложенные отечественными учеными:
· А.В.Смирнов: понимание — это перевод учащимся учебного или научного текста на свой язык.
· Ю.А.Самарин: понимание — это использование обучаемым знаний в других условиях.
· И.А.Зимняя, В.В.Юртайкин: понимание — это адекватность воссоздания, воспроизведения реципиентом смысла его содержания.
На основании обобщения сформулируйте свой вариант определения «понимание».
Задание 4. Психология усвоения знаний.
Предложите приёмы работы с учебным и научным текстом, по которым можно судить о наличии и уровне понимания.