Занятие № 3. Семинар «Психология усвоения знаний»




Занятие № 1. Семинар «История развития педагогической психологии»

Вопросы для обсуждения:

1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.

2. История становления педагогической психологии.

3. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

 

Занятие № 2. Практическое занятие «Приёмы диагностики и формирования компонентов учебной деятельности»

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению проблемы понимания учебной деятельности в отечественной психологии. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· что составляет содержание и какова структура учебной деятельности согласно теоретическим взглядам В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина;

· перечислите известные виды учебных мотивов;

· какие виды учебных действий выделяются в структуре учебной деятельности, и как происходит их формирование?

· в чем заключается функция действия самоконтроля и самооценки?

· какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой обучающегося?

Задание 2. При подведении итогов обоснуйте утверждение «Учебная деятельность — это целостная динамическая организация».

Задание 3. Приведите примеры методических приемов, которые учитель может использовать в своей работе для диагностики сформированности компонентов структуры учебной деятельности учащихся.

Задание 4. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и ответьте на вопрос: какие компоненты учебной деятельности не сформированы у ученика? Аргументируйте свой ответ.

Учитель просит весь класс повторить хором разбивку слов на слоги. Один ученик не огорчается, что произносит слоги совсем невпопад, напротив, ему очень нравится, так как у него получается громче всех.

Задание 5. Диагностика учебной мотивации.

Цель. Сформировать умение устанавливать и описывать индивидуальные особенности мотивационной сферы.

Методические указания. Владение учителем методом диагностики мотивационной сферы выступает своеобразным инструментом управления — развития мотивации учащегося. Овладение навыками применения различных методик определения особенностей и уровня развития мотивации отражает сформированность диагностической компетентности учителя.

Ход работы:

1. Определите особенности учебной мотивации ученика начальных классов, используя диагностическую методику (Приложение 5[1]).

2. На основании полученных результатов опишите выявленную иерархию мотивов учебной деятельности.

3. Проанализируйте характер взаимосвязи доминирующих мотивов.

4. Сделайте общий вывод о структуре мотивации младшего школьника.

5. При описании результатов также укажите, в чём проявляются особенности мотивации учащегося (Приложение 6).

6. Определите круг практических задач, которые может решать учитель с помощью методики «Выявление понимаемых мотивов в учебной деятельности».

Задание 6. Психология учебной деятельности.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопрос. Какими причинами объясняется реакция мальчика на задание?

Мама просит сына решить задачу, в которой речь идет о том, что брат получил два яблока, а сестра — три. Мальчик негодует: «Надо поровну!».

Задание 7. Психология учебной деятельности.

Сравните понимание учебной деятельности в педагогике и психологии. В чём вы видите их расхождение?

Педагогика Психология (Д. Б. Эльконин)
Под учебной деятельностью понимается любая деятельность в процессе обучения и поэтому она отождествляется с учебной деятельностью Учебная деятельность — особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Продуктом этой деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте

Задание 8. Мотивы младшего школьника.

Дайте краткий психологический комментарий к каждому варианту мотива младшего школьника.

Динамику мотивов младшего школьного возраста можно схематично иллюстрировать следующими последовательными ответами на вопрос о том, зачем надо учиться: «Потому что на уроках интересно руку поднимать», «Чтобы не огорчать маму», «Чтобы пятерки получать», «Чтобы узнать много интересного», «Чтобы, когда вырасту, приносить пользу людям».

 

Занятие № 3. Семинар «Психология усвоения знаний»

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению основных причин нарушения механизмов усвоения знаний. Прочитайте статьи С.Л. Рубинштейна «Обучение и развитие», В.А.Крутецкого «Формирование у школьников научных понятий», В.В.Давыдова «Развитие обобщения у детей». По материалам статей подготовьте ответы на следующие вопросы:

· какие основные этапы усвоения знаний выделяет С.Л.Рубинштейн?

· как происходит усвоение научных понятий в описании В.А.Крутецкого?

· как происходит формирование научных понятий с точки зрения В.В.Давыдова?

Задание 2. Прочитайте статью Л.И.Божович «Психологический анализ формализма в усвоении знаний». Какие уровни формализма знаний описываются в статье? Перечислите причины возникновения формализма в усвоении знаний и пути их преодоления. Приведите примеры на каждый вид формализма, разработайте систему вопросов, заданий, позволяющих выявить уровень формализма в усвоении содержания научной статьи у своих студентов.

Задание 3. Прочитайте определения «понимания», предложенные отечественными учеными:

· А.В.Смирнов: понимание — это перевод учащимся учебного или научного текста на свой язык.

· Ю.А.Самарин: понимание — это использование обучаемым знаний в других условиях.

· И.А.Зимняя, В.В.Юртайкин: понимание — это адекватность воссоздания, воспроизведения реципиентом смысла его содержания.

На основании обобщения сформулируйте свой вариант определения «понимание».

Задание 4. Психология усвоения знаний.

Предложите приёмы работы с учебным и научным текстом, по которым можно судить о наличии и уровне понимания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: