Ход занятия:
1 этап: Обсуждение тематических вопросов, касающихся педагогического общения:
· общение учителя с учащимися как составная часть педагогического труда;
· структура педагогического общения;
· особенности восприятия и оценки учителем педагогических явлений и ситуаций;
· профессионально значимые качества личности учителя, необходимые для успешного педагогического общения.
2 этап: Просмотр записей реальных уроков учителей, представленных на конкурс «Учитель года», заполнение схемы наблюдения, дискуссионное обсуждение. Работа с видеоматериалами и последующее обсуждение строится на основе результатов методики наблюдения коммуникативного поведения учителя на уроке (Приложение 2 методических рекомендаций УМК «Педагогическая психология»).
3 этап: Знакомство с диагностической методикой, направленной на изучение стилей педагогического общения. Самодиагностика. Обсуждение полученных результатов, написание рекомендаций: Диагностика стилей педагогического общения (И.М.Юсупов) (Приложение 3. методических рекомендаций УМК «Педагогическая психология»).
Критерии оценки докладов студентов на семинаре и работы на практических занятиях:
- Устный содержательный оклад с правильными и достаточно глубокими ответами, демонстрирующими серьезные познания в источниках, литературе, начитанность, уровень психологического мышления и анализа, отличный ответ – «отлично».
- Устный содержательный оклад с правильными и достаточно глубокими ответами – «хорошо».
- Устный содержательный доклад с правильными, более глубокими, но далеко не исчерпывающими вопрос ответами – «удовлетворительно».
- Устный содержательный доклад с правильными, но краткими и неглубокими, поверхностными ответами – «удовлетворительно».
|
- Несодержательный доклад без ответов на вопросы – «неудовлетворительно».
- Устный содержательный доклад без ответов на вопросы – «неудовлетворительно».
Комплекты заданий для самостоятельной работы
№ раздела | Темы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. Подготовка к семинарскому занятию «История развития педагогической психологии» – 3 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Методы педагогической психологии – 3 ч. | 6,2 | |
Работа над конспектом лекции – 0,4 Подготовка к практическому занятию «Приёмы диагностики и формирования компонентов учебной деятельности» – 2 ч. Подготовка к семинарскому занятию «Психология усвоения знаний» – 3 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Типы, виды и уровни научения – 2 ч. Психология учения – 2 ч. | 9,4 | |
Работа над конспектом лекции – 0,6 ч. Подготовка к семинарскому занятию «Психологический анализ проблемы неуспеваемости» – 3 ч. Подготовка к практическому занятию «Психологический анализ урока» – 2 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Модели развивающего обучения – 3 ч. Психологические аспекты компьютеризации обучения – 2 ч. | 10,6 | |
Работа над конспектом лекции – 0,4 ч. Подготовка к семинарскому занятию «Самовоспитание личности» – 4 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Возрастные особенности воспитания – 5 ч. | 9,4 | |
Работа над конспектом лекции – 0,4 ч. Подготовка к практическому занятию «Педагогическое общение и его психологические характеристики» – 2 ч. Самостоятельное изучение вопросов: Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства учителя: критерии эффективности труда учителя, уровни профессионального мастерства учителя, пути повышения профессиональной компетентности учителя – 5 ч. Психология педагогического коллектива: структура педагогического коллектива, стиль и методы руководства пед.коллективом, пути повышения деятельности пед.коллектива – 4 ч. | 11,4 | |
Подготовка к экзамену – 27 ч. | ||
ИТОГО: |
Критерии оценки выполнения заданий для самостоятельной работы:
|
· Если студент правильно и в срок выполнял задания, данные преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя напротив соответствующего задания.
· Если студент неправильно выполнил задание или не выполнил его вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».
До экзамена студент, получивший отметку «не зачтено», должен внести правки, отмеченные преподавателем и отчитаться ещё раз по выполнению задания.
Оценочные средства промежуточной аттестации. Методические рекомендации по проведению процедур оценивания
Промежуточная аттестация студентов. Промежуточная аттестация по дисциплине «Педагогическая психология» проводится в соответствии с Учебным планом: во втором – в виде экзамена.
В четвертом семестре: экзамен – в период экзаменационной сессии в соответствии с графиком проведения экзаменов.
Студент допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплины: выполненных и защищенных работ, в том числе курсовой работы. В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе.
|
Экзамен принимает лектор. Экзамен проводится в двух вариантах, определяемых преподавателем, либо в устной форме по билетам, либо в письменной форме – тестирование.
Образец тестовых заданий:
1) Предметом педагогической психологии является:
a) психологические закономерности процессов усвоения и передачи социального опыта
b) психологические закономерности развития межличностных отношений
c) психологические закономерности возрастного развития человека
d) психологические закономерности возрастного развития ученика
e) психологические закономерности приобретения знаний в прок
2) В структуру педагогической психологии не входит раздел:
a) теория обучения
b) психология обучения
c) психология учения
d) психология труда учителя
e) психология воспитания
3) Среди актуальных теоретических задач педагогической психологии есть:
a) определение закономерностей усвоения знаний
b) конструирование эффективных методов обучения и воспитания
c) выделение приоритетных целей обучения и воспитания
d) построение образовательных стандартов
e) разработка теории обучения
4) Психологическое содержание понятия учебной деятельности впервые раскрыл:
a) Д.Б.Эльконин
b) В.В.Давыдов
c) Л.С.Выготский
d) П.Ф.Каптирев
e) А.Н.Леонтьев
5) Учебной деятельностью Д.Б.Эльконин называл:
a) сознательно направленную на усвоение ЗНУ деятельность
b) любую деятельность в процессе обучения
c) осмысленную деятельность
d) усвоение культурно-исторического опыта
e) деятельность ученика
6) Для успешного усвоения понятий необходимо:
a) выполнить действия по выделению существенных признаков предметов или явлений
b) выучить определение
c) владеть терминологией
d) выделить яркие признаки предметов или явлений
e) перейти от термина к определению
7) Наиболее распространенной ошибкой усвоения понятий является их построение:
a) на основе ярких признаков предметов и явлений
b) на основе существенных признаков предметов и явлений
c) на основе целостного восприятия предметов и явлений
d) на основе абстрагирования общих предметов от предметов и явлений
e) на анализе их научного содержания
Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного данной рабочей программой.
Оценивание студента на экзамене по дисциплине «Педагогическая психология»:
Оценка экзамена (стандартная) | Оценка экзамена (тестовые нормы: % правильных ответов) | Требования к знаниям на устном экзамене по билетам |
«отлично» | 80-100 % | Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. |
«хорошо» | 70-80% | Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. |
«удовлетворительно» | 60-70% | Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. |
«неудовлетворительно» | менее 60% | Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Основная литература
1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии ⁄ Т.В. Габай. – М.: Академия, 2010. – 240с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. и психолог. специальностям ⁄ И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 384с.
Дополнительная литература
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология ⁄ Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Григорович, Л.А. Педагогическая психология. Учеб.пособие/Л.А.Григорович. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
3. Казанская В.Г. Педагогическая психология ⁄ В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366с.
4. Клюева Н.В. Педагогическая психология/ Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.Л.Варенова. – М.: Издательство: Владос-Пресс, 2006. – 209 с.
5. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики/А.Б.Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология/Н.Ф.Талызина. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
7. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. – CПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 349с.
Периодические издания
7. Вопросы психологии.
1. Психологический журнал.
2. Психологическая наука и образование.
3. Вестник практической психологии образования.
4. Журнал Школьный психолог.
Интернет-ресурсы
Название сайта | Режим доступа | Характеристика |
Электронный каталог библиотеки ОГПУ | https://www.ospu.ru/?id5=2 - свободный доступ | На этой сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ |
ЭБС «Университетская библиотека online» | https://www.biblioclub.ru/ - договор от 29.02.2012 г.№56 | На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам |
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ | https://www.rucont.ru/ - договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 | Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ» |
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | https://elibrary.ru| - лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. | Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций. |
Педагогическая библиотека | https://www.pedlib.ru/- свободный доступ | На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам |
Образовательный видеопортал Univertv. ru | https://univertv.ru/reg/done/- свободный доступ | На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине |
Интернет-портал Детская психология | https://www.childpsy.ru/lib/- свободный доступ | На портале опубликованы научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы, анонсы образовательных программ, видеотека и пр. |
Интернет-портал История отечественной психологии | https://www.psyche.ru/- свободный доступ | Все об истории отечественной психологии (дореволюционной, советской, российской). Cайт предоставляет пользователю широкий круг возможностей - от подписки и участия в форуме до возможности администрировать отдельные тематические рубрики. |
[1] Возможна замена методики на адекватную теме занятия.