Пояснительная записка
к завершённой предметной линии учебников «Литература» для 5―9 классов
авторы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина
издательство ……
Представленная на экспертизу завершённая предметная линия учебников «Литература» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений разработана с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В состав завершённой предметной линии входят:
1. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;
2. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;
3. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;
4. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;
5. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина «Литература. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;
Учебный курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы. Материал изложен системно, соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения и фундаментальному ядру содержания образования.
В основе построения курса – компетентностный подход. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
|
Учебники ориентированы на достижение целей основного общего образования, а также на полноценный вклад в развитие личности школьника, в подготовку его к жизни и продолжение образования. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.
Основные содержательные особенности построения учебников:
· курс литературы с 5 по 8 класс намеренно стоится не по хронологическому принципу, т.к. учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала;
· развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления;
· в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы;
· учащиеся 9 класса в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, существенные стороны изучаемого явления, делать выводы и обобщения, поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения;
|
· в основу каждого этапа изучения литературы заложена актуальная именно для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея: 5 класс – осознание природы художественного образа; 6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов; 7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения; 8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель; 9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии;
· в основе изучения литературы на каждом этапе -- текст, представленный в учебниках тремя его разновидностями: текст об авторе, текст о произведении, собственно художественный текст;
· цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих;
· методический аппарат учебников, реализующий деятельностный подход в обучении, нацелен на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей, на формирование речевых умений (владения всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом);
|
· В учебнике представлена следующая система заданий:
– задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;
– вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
– вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
– вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
– специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;
– задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
– задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;
– творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
– коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
Таким образом, содержание и методический аппарат учебников способствуют формированию у учащихся личностных результатов обучения, отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; метапредметных результатов, формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.